КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции налогов. Налоги как категория финансов - это отношения, выражающие специфическую сферу перераспределения стоимости при отчуждении части доходов собственников в
Налоги как категория финансов - это отношения, выражающие специфическую сферу перераспределения стоимости при отчуждении части доходов собственников в общегосударственное пользование. Вновь созданная стоимость подлежит распределению в первую очередь для того, чтобы обеспечить непрерывность воспроизводства. Если воспользоваться общепринятым представлением стоимости создаваемых материальных благ (ВВП – валового внутреннего продукта) как суммы стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т), то можно утверждать, что налогообложение должно затрагивать только вновь созданную стоимость (v + т), совокупность которой за определенный период представляет собой национальный доход. Разделение стоимости на составляющие — это первичное распределение валового общественного продукта. Процесс налогообложения — это перераспределительные отношения, затрагивающие вновь созданную стоимость или национальный доход. Если рассматривать функции налогов как категории в общественной экономической системе, то их функции необходимо рассмотреть как функции государственных финансов. Место и назначение налогов и налоговых платежей в государственных финансах это исполнение функции образования государственных (централизованных) доходов. Специфика налогов как финансовой категории заключается в том, что они существуют лишь в момент перехода права собственности на соответствующие финансовые ресурсы. Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам как категории финансов присущи две основные функции: - распределительная; - контрольная. Распределительная функция – с помощью налогов распределяется и перераспределяется стоимость ВВП между получателями доходов (производителями) и государством и раскрывается налогами через выполнение специфической функций присущей только налогам: - фискальная функция (фискус – fiscus- государственная казна с латинского) - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную, доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета. Поскольку формирование государственных финансов за счет налоговых поступлений происходит путем отчуждения части доходов собственников, данный процесс не может не оказывать влияния на поведение хозяйствующих субъектов, чья собственность отчуждается. Они будут стремиться организовать свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать уровень налоговых изъятий. Регулирующая функция налогов проявляется в том, что они неизбежно влияют на экономику страны вне зависимости от того, желает или не желает этого законодатель, конструирующий налоговую систему. Данная функция уравновешивает фискальное свойство налогообложения, как бы частично его нейтрализует в соответствии с новой, социально-стимулирующей ролью и новыми задачами налоговой системы в условиях глобализации современных экономических процессов. В развитых и развивающихся экономиках реализация регулятивного свойства (регулирующей функции) системы налогообложения существенно различается, поэтому различны «противовесы» ее фискальному проявлению. Под регулирующей функцией налогов в широком смысле следует понимать органически присущее им и вытекающее из самой их природы влияние на поведение субъектов хозяйственной деятельности. Эта функция может быть использована для целенаправленного воздействия государства на экономику страны, но стихийно будет проявляться и независимо от такого желания. Именно так понимал регулирующую функцию налогов один из виднейших русских специалистов в области теории налогообложения, А. А. Соколов, писавший: «Если даже налог вводится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем новым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяйственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров». Кроме фискальной и регулирующей функций можно выделить социальную функцию. Основанием для наделения налогов специфической отдельной социальной функцией является то, что они по самой своей сути непосредственно затрагивают не только экономические, но и социальные отношения в обществе независимо от процессов последующего перераспределения собранных налогов. Социальная функция налогов, понимаемая в широком смысле как их влияние на социальные условия общественного бытия, также органически присуща налогам, как и регулирующая функция. Если подразумевать под социальной функцией налогов исключительно перераспределение национального дохода между различными группами населения, то у нас не будет никаких оснований для ее выделения в качестве самостоятельной, речь идет о полном поглощении социальной функции налогов распределительной. Контрольная функция – при помощи этой функции оценивается эффективность всего налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, появляется возможность количественно отследить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, налоги как категория финансов категория воспроизводственная. Налогам свойственны две основные функции: распределительная (перераспределительная) и контрольная. Все функции выполняются налогами одновременно. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют целенаправленное воздействие государства на экономические процессы. Все функции налогов настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной не представляется возможным. Ни одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это происходит, то нарушается налоговое равновесие. Однако с позиций экономической мотивации и интересов государства главенствующее положение занимает фискальная функция, а все прочие играют подчиненную роль.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |