КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы налогообложения
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов от получателей доходов, собственников в общегосударственное пользование. Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения: - всеобщность - определенность - справедливость - удобность (экономичность). Принцип всеобщности означает, что каждый субъект, имеющий объект налогообложения, должен платить налоги, эта обязанность гражданина перед государством определяется в Конституции РФ ст. 57. Принцип определенности означает обязанность уплачивать налоги в точно определенных размерах, сроках и формах. Для того что бы налог считался установленным и имел свою юридическую силу у него должны быть установлены все элементы. Принцип справедливости означает, что налоги должны уплачиваться пропорционально полученным доходам и возможностям налогоплательщика. Принцип удобности(экономичности) – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его, с наименьшими затратами по сбору налогов. Со временем эти принципы дополнились принципами обеспечения достаточности и подвижности (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с нуждами и возможностями государства).
Кроме классических принципов в налоговой системе могут использоваться и такие принципы как: - равномерности налогообложения; - нейтральности нагрузки т.е. независимо от места осуществления деятельности, вида деятельности, национальности и других характеристик налоговая нагрузка должна быть равной; - простота и удобство в формах и в порядке исчисления и изъятия; - оптимальность форм, методов и сроков уплаты; - однократность, т.е. один и тот же объект должен облагаться только один раз; - нейтральность налогов, т.е. налоги не должны вредить деятельности и жизнедеятельности граждан (необлагаемый доход); - простота, доступность и ясность налогообложения; - принцип заинтересованности налогоплательщика в получении дохода; - принцип постоянства налоговой системы (налоговая система стабильна, если нет изменений в налоговом законодательстве в течение 5 лет и постоянна, если нет изменений в течение трех лет). Опыт налогообложения подсказал и главный принцип: «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность в хозяйственной деятельности. Налогообложение является экономическим методом и рычагом, который формирует экономические отношения в сфере производства, обмена, обращения и потребления. Экономический механизм налогообложения должен обеспечить: 1) равные экономические условия для всех предприятий независимо от форм собственности; 2) заинтересованность предпринимателей в получении доходов; 3) заинтересованность предприятий через систему льгот в насыщении товарами потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, решения социальных задач;
4) уверенность предпринимателей в долгосрочном планировании, что может обеспечить стабильная и устойчивая налоговая система. Оптимально построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к поиску путей увеличения доходности. В начале второй половины ХХ века американский ученый Артур Лаффер графически показал зависимость доходов государства от величины налоговой ставки. V - Доходы бюджета Максимально возможная величина дохода бюджета V max V 1 V2 Нормальная Запретная зона зона
Х1 Х2 Х - Налоговая ставка, % Х опт. Предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимума где Х – уровень налоговой ставки V – объем денежных поступлений в бюджет Х опт. – оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума V макс. Равенство бюджетных поступлений V1 = V2 достигается при очень разных уровнях налоговых ставок Х2 значительно больше Х1 Доказано, что увеличение налоговой нагрузки (рост количества налогов, увеличение их ставок, отмена льгот) первоначально повышает налоговые поступления и достигает максимума, а затем начинается резко снижаться. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми, т.к. определенная часть налогоплательщиков разоряется, сворачивает производство. А вторая часть находит незаконные пути уклонения от уплаты налогов. В дальнейшем, даже при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы. Необоснованное увеличение налогового бремени является первопричиной развития теневой экономики. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятия у налогоплательщика до 30-40% от доходов есть черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и инвестиций в экономику. А если эта черта доходит до 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательству и расширению производства. Эффективность налоговой системы должна обеспечить разумные потребности государства, изымаемая у налогоплательщиков не более 30% его доходов. Налоговая система отдельных стран, например, Швеции имеет более высокий процент изъятия доходов – 50% и более, но в этой стране за счет налоговых доходов государство решает многие экономические и социальные задачи. Которые в большинстве стран, особенно в РФ сейчас решаются за счет своих доходов налогоплательщика после уплаты налогов.
Налоги и налоговая система - это не только источник бюджетных поступлений, но и структурные важнейшие элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Лекция подготовлена профессором кафедры налогов и налогообложения Н.Н. Тюпаковой
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |