Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации преподавателю

Общие организационно-методические

Структура занятия и расчёт времени

Тема № 1. Человек и среда обитания

По учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Козар А.Н.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

Казань, 2011

Лекционный материал по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности» разработан к.т.н., доцентом Козаром А.Н., доцентом кафедры инженерно-технических дисциплин и сервиса Казанского кооперативного института, в соответствии с учебным планом от 14 апреля 2010 г. и учебной программой, утверждённой «» __________ 2011 г.

 

Рецензент: к.э.н., доцент Гатина Э.А.

 

Учебные и воспитательные цели:

1. Дать представление:

о человеке и среде обитания;

характерных состояниях системы "человек - среда обитания";

критериях комфортности и безопасности.

2. Вырабатывать способность к анализу, обобщению и закреплению знаний о негативных факторах техносферы, необходимых студентам как будущим руководителям предприятий при обеспечении безопасности жизнедеятельности рабочих и служащих.

Вид занятия: лекция

Продолжительность занятия: 90минут

Учебно-материальное обеспечение занятия:

1. Технические средства обучения – ноутбук, мультимедийный проектор.

Литература:

 

а) основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Э.А. Арустамова. - 15- изд., переаб. и доп. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2009. - 452 с.

б) дополнительная

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 2004. - 606 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. Л.А. Муравья. - 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 431 с.


 

Структура занятия Время, мин
I. Вводная часть занятия 3…5
II. Основная часть занятия 80…84
Введение в лекцию 3…5
1. Человек и среда обитания 40…44
2. Характерные состояния системы "человек – среда обитания" 10…12
3. Понятие об опасности и безопасности, системы безопасности. Критерии комфортности и безопасности техносферы 20…22
Заключение по лекции 3…5
III. Заключительная часть занятия 3…5

Вводная часть занятия:

Во вводной части занятия преподавателю необходимо:

проверить наличие студентов, довести общие указания по организации занятия.

Основная часть занятия:

Введение в лекцию. Преподавателем излагается актуальность (значение) темы и предмет лекции, основная идея лекции (центральный вопрос), устанавливается связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями, а также указываются тема, цели и план (основные вопросы) лекции.

Введение в лекцию должно быть кратким (не более 3…5 минут) и подготовить студентов к восприятию существа излагаемых учебных вопросов лекции. Излагать его целесообразно методом лекции - введения с темпом выше темпа изложения основного содержания учебного материала, что заставляет обучаемых студентов психологически собраться и сосредоточиться.

Учебные вопросы лекции. Учебные вопросы лекции следует излагать в их диалектическом развитии с анализом и обобщением условий и факторов, влияющих на их содержание и изменение. Вопросы лекции целесообразно выписывать на доску, поскольку если план лекции будет перед глазами студентов в течение всего занятия, это будет помогать им ориентироваться в изучаемом материале.

Переходу к изложению первого вопроса, как правило, должна предшествовать пауза. Это психологическая пауза для того, чтобы обучаемые студенты осознали и прочувствовали важность и значимость изучаемой темы и приготовились к восприятию материала.

Вопросы лекции целесообразно излагать лекционным методом, способом изложения материала с опорой на подготовленный текст с темпом, обеспечивающим студентам запись основных положений в тетради. Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования лектору целесообразно использовать сокращения.

В ходе изложения первого вопроса преподавателю следует обратить внимание студентов на основные вопросы (понятия и определения) сущности проблемы человека и среды обитания.

В ходе изложения второго вопроса преподавателю следует обратить внимание студентов на то, что в условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями человека. В зависимости от величины потока воздействий можно определить ряд характерных состояний взаимодействия в системе "человек – среда обитания".

В ходе изложения третьего вопроса преподавателю следует дать студентам понятие опасности и безопасности, системы безопасности, разъяснить суть критериев комфортности и безопасности техносферы.

Изложение учебного материала должно осуществляться дословно, со всеми имеющимися примерами и выводами. Все определения и другие места, требующие выделения, необходимо подчеркнуть.

На лекции в разумных пределах целесообразно применять прямой открытый диалог лектора с обучаемыми студентами. Вопросы лектора и ответы обучаемых студентов позволяют активизировать аудиторию, привлечь внимание к рассматриваемым вопросам, а также в определенной мере выявить степень восприятия аудиторией излагаемого учебного материала.

В ходе чтения лекции речь лектора должна быть внятной, в противном случае обучаемые будут вдумываться в смысл отдельных слов или в построение фраз, и отвлекаться от существа лекции, теряя её смысл. Фразы должны быть по возможности короткими и правильно построенными.

Излагать материал лекции следует дифференцировано, т. е. все то, что нужно для введения в раскрываемое положение, его пояснения или иллюстрации, читать в более быстром темпе, не предполагающим записывания. Зато то, что действительно является важным, основным, существенным, должно даваться более медленно, что подчеркивается и темпом, и голосом, и интонацией, и повторением этих выделяемых положений. Одним из самых распространенных способов подчеркивания определений и выводов является повторение.

В ходе чтения лекции необходимо осуществлять управление познавательной деятельностью обучаемых, начиная с первых минут лекции. С этой целью целесообразно:

1. Перед началом изложения сосредоточиться, собраться с мыслями. Свою сосредоточенность, деловитость, собранность необходимо проявить во взгляде, в позе, в речи.

2. Проверить, все ли обучаемые готовы к восприятию материала (обратить внимание на позу, выражение лиц). Если готовы - начинать изложение. Если не готовы, следует выяснить причину и устранить её. Заметив обучаемых студентов, не готовых к восприятию, необходимо произнести краткую мобилизующую фразу, остановить взгляд на них, реже - назвать фамилию. Не следует тратить время на длинные замечания.

3. Излагая материал, обращать внимание на содержание и форму изложения (следить за его логикой и доступностью), а также на состояние внимания и активность восприятия студентов.

4. Излагая материал, стараться самому не отвлекаться. Прерывать изложение следует только в том случае, еслитребуюттого важные обстоятельства, необходимость, сделать по этому поводу оговорку.

5. Излагая материал, постоянно соотносить его с отведенным для него лимитом времени. Заканчивая лекцию, не следует задерживать обучаемых студентов ни на минуту. Правильное распределение материала по времени и своевременное окончание - свидетельство мастерства лектора.

В ходе чтения лекции необходимо использовать классную доску. С этой целью:

запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала на одной части доски, затем на других (в данном случае целесообразно разделить доску на три части);

писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро;

не загораживать собой написанное на доске;

занимать последовательно область доски записями, не перескакивая с одного края доски на другой;

стирать с доски написанное только после того, как все поле использовано, и можно перейти на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью часть.

В ходе демонстрации презентации (комплекта слайдов) "Человек и среда обитания", проводимой с целью повышения наглядности изложения учебного материала первого и последующих вопросов занятия, что позволяет преподносить материал крупным планом и в динамике, преподаватель всякий раз должен:

1) Определять:

помогает ли данное диапособие достичь цели обучения;

даёт ли оно правильное представление об изучаемом предмете;

добавляет ли оно что-либо к знаниям обучаемых студентов;

имеет ли оно нужный уровень детализации;

фокусирует ли оно внимание на основной идее.

2) Придерживаться общих правил демонстрации диапозитивов:

перед показом каждого кадра (слайда) ставить цель наблюдения;

время показа каждого кадра (слайда) должно быть оптимальным, а пояснения не должны быть слишком длинными;

демонстрацию кадров (слайдов) проводить по возможности равномерно в ходе чтения всей лекции и по мере изложения материала. Во всех случаях при демонстрациях лектор ни на минуту не должен уступать своей ведущей роли диафильму (слайдам).

В ходе демонстрации наглядных пособий и применения технических средств обучения преподавателю необходимо выполнять следующие методические приемы:

применение в соответствии с заранее разработанным сценарием;

наличие постоянного зрительного контакта с аудиторией (не поворачиваться к студентам спиной);

обеспечение лучшей видимости;

детальное продумывание пояснений;

привлечение самих обучаемых к нахождению желаемой информации;

постановка проблемных заданий наглядного характера.

В целях активизации процесса запоминания учебного материала, воспроизводимого посредством ТСО, преподавателю целесообразно периодически давать установку на запоминание фразой "Это надо запомнить".

Наглядные пособия и демонстрационные материалы необходимо убирать сразу, как только в них отпадает надобность. Иначе они будут отвлекать внимание студентов от восприятия нового вида учебной информации.

В ходе изложения учебных вопросов лекции для определения оптимального темпа изложения материала преподавателю необходимо:

найти "средний" темп занятия, удовлетворяющий преподавателя и студентов;

учесть в интересах этого возможности студентов;

отыскать разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности студентов в ходе занятия;

сменять и разнообразить виды деятельности студентов;

максимально сократить "непроизводительные" затраты учебного времени.

Соблюдение данных методических приёмов должно обеспечить преподавателю изложение учебного материала в темпе, обеспечивающем запись основных положений в рабочие тетради.

В ходе изложения учебного материала лекции целесообразно использовать такие методические приемы как устное изложение учебного материала, поддержание внимания обучаемых, активизация их мышления, обеспечение логического запоминания, убеждение, аргументация, доказательство, классификация, систематизация, обобщение.

Заключение по лекции. Лекцию необходимо завершить кратким заключением (не более 3…5 минут), в котором:

подвести итог изложенному учебному материалу;

закрепить и усилить впечатление, произведенное лекцией;

указать на связь с последующим материалом, вызвать интерес к нему, подготовить почву для следующей лекции.

Заключительная часть занятия:

В заключительной части занятия преподавателю необходимо:

ответить на вопросы обучаемых;

подвести итог занятия, оценить знания и действия студентов;

выдать задание на самостоятельную работу;

дать рекомендации по самостоятельной работе для углубления и практического применения знаний по данной теме.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. (Часть II) Основные определения ЗЛП | Текст лекции. В настоящее время в высших военно-учебных заведениях введена учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.