КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации производства
Формы организации производства определяют внешние характеристики организации производственных систем. Осмысленное совместное проектирование форм организации производства является основой проектирования экономически рациональной производственной структуры. Форм организации — пять. К ним относятся: · Специализация; · Кооперация; · Централизация; · Комбинирование; · Кооперация. В зависимости от системы экономического порядка (централизованное управление или рыночная экономика) применяются различные группировки форм организации производства. Для системы централизованного управления экономикой важнейшей формой является концентрация производства, а для рыночной экономики первичной формой организации производства является специализация. Формы организации производства взаимосвязаны и взаимообусловлены (см. соответствующий закон организации производства). Формы зависят от принятого типа производства (Таблица 3.2). Таблица 3.2 Взаимосвязь элементов технологического процесса и типа производства
Взаимосвязь форм организации производства представлена на рисунке 3.2.
3.1.3. Технология управления. Целью разработки процессов управления является повышение эффективности управленческого труда на основе его специализации, расчленения процессов на отдельные операции, рационального построения и последовательности выполнения операций, применяя для этого современные технические средства и научно обоснованные нормативы установления трудоемкости выполняемых работ. Для работников управления предметом труда являются различные виды информации, на основе которых вырабатывается управленческое решение — результативная информация, отражающая определенное направление воздействия на управляемый объект по соответствующей функции управления. Объектами технологии управления могут быть различные процессы: - порядок выполнения отдельной функции управления или их совокупности; - принятие решений при реализации тех или иных задач управления; - обработка документа или группы документов. Технология управления подразделяется на два вида: функциональную и предметную. Функциональная технология рассматривает приемы и методы работы по выполнению той или иной функции (включая стиль руководства и др.). Предметная технология рассматривает переработку различных видов информации. На практике находит применение комбинированная технология, когда в функциональном подразделении или в аппарате управления в целом обработка информации и принятие решений производятся по предметно-функциональному признаку. Управленческие отношения в производственной системе выступают в определенных формах и содержании. Организационные формы управления закрепляются в структуре органов (аппарата) управления, а содержание — в процессе управления. Процесс управления включает в себя совокупность сочетающихся, взаимодействующих между собой технологических циклов, процедур, операций и отдельных действий работников управленческого аппарата, основанных на функциональном операционно-технологическом и профессионально-квалификационном разделении труда. Технология управленческих работ — рациональная последовательность операций и процедур (информационных, логико-мыслительных, расчетно-вычислительных, организационных), выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями вручную или с использованием технических средств. При этом должны быть обеспечены минимальная длительность управленческого цикла и затраты на его исполнение. Основой технологии выполнения повторяющихся работ служит операция, представляющая собой однородную, логическую, неделимую часть процесса управления, направленную на достижение одной определенной цели, реализуемой исполнителем. Понятия «операция» и «процедура» являются ключевыми в изучении технологии управления. Понятие «операция» имеет широкий смысл и охватывает всякие целесообразные действия: производственные, коммерческие, технологические, экономические, управленческие и др. Операция — это любое действие, мероприятие (или система мероприятий), объединенное единым замыслом и направленное на достижение определенной цели. Комплекс действий, выполняемый в рамках одной операции, может состоять из нескольких элементов, поэтому операцию можно рассматривать и как совокупность элементов трудовых процессов, выполняемых работниками управленческого аппарата. В основе построения операций должна лежать в первую очередь целевая законченность действия по отношению к исполнителю. Понятие «процедура» отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления. Управленческая процедура представляет собой совокупность последовательно реализуемых предписаний (правил) выполнения организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед объектом или субъектом управления. Таким образом, управленческий процесс складывается из большего или меньшего числа последовательных или параллельных операций и процедур, составляющих в целом технологию управления. Свойство повторяемости, присущее процессам управления, создает условия для их предварительной разработки, основанной на всестороннем анализе условий производства и выработке наиболее рациональных вариантов решений. Например, «выписать требование на получение инструмента» назвать операцией нельзя, так как оно не отражает цели действия. Целью в этом случае является получение инструмента из центрального инструментального склада. Чтобы получить инструмент, нужно выписать требование, зарегистрировать его в журнале, собрать подписи ответственных лиц и т.д. Все это для техника инструментальной группы, обязанностью которого является выписывание требований, выступает как технологическая операция. Поэтому в основе построения операций должна лежать в первую очередь целевая ориентация на конечный результат того или иного действия. При разработке технологий управления производством необходимо руководствоваться общеизвестными в организации производства принципами специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Принцип специализации означает такое разделение операций, при котором возможна централизация однотипных операций, позволяющая применять для их осуществления наиболее эффективные технические средства механизации процессов управления. С этой целью выделяются различные структурные подразделения, за которыми закрепляются типовые работы — диктофонные, машинописные, множительные и др. Повышению уровня специализации способствует также унификация и нормализация форм документов, применяемых обозначений, методов труда, четкая регламентация крута обязанностей и ответственностей каждого сотрудника. Принцип пропорциональности в организации оформления технической документации и делопроизводстве предусматривает равную пропускную способность всех оформительских и делопроизводственных подразделений. Это может быть достигнуто путем укомплектованности всех подразделений потребными техническими средствами и кадрами достаточной квалификации, в соответствии с нормативами и нормами их численности. При этом следует учитывать поправки на изменение объема работ в интервалы пиковых нагрузок. Принцип параллельности предусматривает такую организацию системы делопроизводства и оформления, при которой отдельные процессы и операции возможно выполнять параллельно. Параллельность достигается путем совмещения этапов работ по времени, что сокращает длительность цикла делопроизводительных процессов (например, одновременное размножение документа и рассылка его в подразделения для параллельной обработки). Для ускорения документооборота очень важен принцип прямоточности, суть которого заключается в исключении возвратных движений документации, образования петель и заторов. Последних два принципа организации системы — непрерывность и ритмичность — применительно к управленческим процессам, должны рассматриваться с точки зрения обеспечения целевой функции информационного обслуживания. Общность методологического подхода у всех авторов к технологии, процессов управления состоит в том, что ее основой они считают процедуру принятия решений. Это позволяет подойти к специализации работников управления и определить место руководителей, специалистов и технических исполнителей в технологии процессов управления.
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. 4.1. Управление формированием организационных структур управления. 4.1.1. Виды управления организациями. Стратегическое управление организациями Стратегическое управление (термин появился в 60-70 гг.) – управление при котором центр внимания руководства переносится на факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, гос. структуры, партнеры и т.д.). В случае стратегического управления планируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых результатов в будущем, исходя из предполагаемого поведения окружения. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна делать в будущем. Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа: · анализ внешней и внутренней среды · определение миссии (смысла существования) и целей · выработка стратегии (й) Стратегическое планирование, как правило, осуществляется на сроки более одного года. При определении стратегии руководство сталкивается со следующими основными вопросами: · какой бизнес прекратить · какой бизнес продолжить · в какой бизнес перейти · с каким бизнесом объединиться Области выработки стратегий по М.Портеру: · лидерство в минимизации издержек производства за счет чего снижается цена и завоевывается большая доля рынка · лидерство в новизне продукта и специализации производства за счет чего также завоевываются неосвоенные сегменты рынка · концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте При концентрации усилий организации на одних сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию по показателям “цена-качество”, особенно на новинки:
Рис. 4.1 Матрица “цена-качество” Из матрицы видно, что в зависимости от выбранного соотношения “цена-качество” фирма может развиваться в двух направлениях: · стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и среднего качества или низкого качества и высокой цены) – стратегия снятия “сливок” · прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества) – стратегия закрепления на рынке Организация может формировать свою стратегию меняя только пять элементов: · продукт · рынок · отрасль · положение организации внутри отрасли · технологию В связи с этим существуют эталонные стратегии развития организаций: · стратегии концентрированного роста · стратегии интегрированного роста · стратегии диверсифицированного роста · стратегии сокращения Стратегии концентрированного роста: · Стратегия усиления позиции с уже освоенным продуктом на уже освоенном рынке (за счет маркетинговых усилий) · Стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта · Стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке Стратегии интегрированного роста: · Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками) · Стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибъютерами и торговыми организациями) Стратегии диверсифицированного роста: · Стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на существующее базе старого производства; оно остается в центре бизнеса) · Стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на уже освоенном рынке) · Стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; это самая сложная стратегия развития) Стратегии сокращения: · Стратегия ликвидации бизнеса · Стратегия “сбора урожая” (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов в краткосрочной перспективе от продажи имеющихся продуктов) · Стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнесов, которые плохо сочетаются с оставшимися) · Стратегия сокращения расходов (разработка ряда мероприятий по сокращению затрат) На практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию. Оперативное управление Оперативное управление осуществляется на основе стратегии (й) организации. Разрабатываются оперативные (тактические) цели и планы действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться. Оперативное управление ведется по пяти основным направлениям: · Финансы ( финансовое планирование, · Материально-техническое снабжение и сбыт продукции · Персонал (найм, отбор, обучение, переобучение, оценка деятельности, повышение квалификации, ротация кадров) · Информационное обеспечение работ (анализ внутренней и внешней среды, маркетинговые исследования и т.д.) · Временное управление работами (построение сетевых графиков, графиков Ганта, составление расписаний движения ресурсов) Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года. Цель оперативного управления – реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. Когда происходит неожиданное отклонение результатов деятельности от плановых заданий говорят об адаптивном управлении. Адаптивное управление Адаптивное управление – приспосабливающееся управление к неожиданной обстановке с возможной корректировкой оперативных целей, задач и планов в зависимости от складывающейся ситуации. Главный влияющий фактор в адаптивном управлении – это время. От умения управлять своим и чужим рабочим временем, быстро реагировать в неожиданных ситуациях зависит будущее организации, ее эффективность работы. Адаптация может наблюдаться: · При выводе организации из кризиса (антикризисное управление) · При внедрении инноваций (инновационное управление) · В случае организационных изменений
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |