Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1-2. Тема: Введение в курс “Спортивная медицина”. Общее понятие о физическом развитии и здоровьи. Факторы, влияющие на здоровье спортсмена





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Ключевые понятия и термины: спортивная медицина, врачебный контроль, врачебно-физкультурный диспансер, здоровье, физическое развитие, физическое состояние, тренированность, терминальные состояния, габитус, конституция, уатогемотрансфузия.

СЛАЙД 1

Вопросы для рассмотрения

1. Сущность, цель и задачи спортивной медицины. Исторические этапы становления и развития спортивной медицины.

2. Современные принципы организации и формы работы при спортивно-медицинском контроле. Диспансерный метод.

3. Сущность учения о физическом развитии. Понятие «здоровье» и его критерии.

4. Общая схема периодов жизни. Терминальные состояния.

5. Физическое развитие, физическая подготовленность и факторы, определяющие их. Взаимовлияние конституции и физического развития. Методы исследования физического развития.

6. Особенности физического развития согласно спортивной специализации.

7. Факторы, ухудшающие состояние здоровья спортсменов. Вредные привычки, аутогемотрансфузия, сгонка веса и др. СПИД и факторы риска в группе спортсменов.

СЛАЙД 2

Спортивная медицина – область практической медицины, которая изучает динамику здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма, занимающегося ФК и спортом, направлена на профилактику и лечение заболеваний, а также повышение эффективности тренировочного процесса.

З.Г. Орджоникидзе и С.Е. Павлов (2000) предлагают иное определение спортивной медицины: «Современная спортивная медицина – отдельная специфическая область медицинской науки, основной задачей которой является медико-биологическое обеспечение многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов».

СЛАЙД 3

Цель спортивной медицины – содействие в оптимизации спортивно-физкультурной деятельности, в предотвращении спортивного травматизма, повышении и коррекции физической работоспособности методами восстановительной терапии (физическими, медицинскими, гомеопатическими), а также продление активного и творческого периода жизни. Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера и спортсмена использовать данные врачебного контроля и наблюдения в повседневной работе – важное условие правильной организации и эффективности занятий физической культурой и спортом.



К основным задачам спортивной медицины относятся:

Ø изучение и контроль за уровнем здоровья, физического развития и функциональными возможностями организма физкультурников и спортсменов;

Ø разработка специфических методов оценки функционального состояния организма, его физического развития и тренированности;

Ø выявление функциональных признаков перенапряжения и перетренированности, разработка средств оптимизации процессов постнагрузочного восстановления;

Ø обеспечение роста спортивной работоспособности, тренированности с применением средств и методов клинической медицины;

Ø изучение заболеваний и травм, возникающих в ходе нерациональных занятий, разработка методов их диагностики, лечения, профилактики и реабилитации;

Ø медицинское обеспечение соревнований и учебно-тренировочных процессов;

Ø медико-биологический отбор к занятиям тем или иным видом спорта в соответствии с генетически обусловленными возможностями индивидуума и на основании оценки его состояния здоровья;

Ø антидопинговый контроль или контроль за легитимностью использования спортсменами фармакологических препаратов и методов, стимулирующих физическую работоспособность.

СЛАЙД 4

Исходя из выше указанных задач, само содержание спортивной медицины, как отдельной практической области, сводится к следующим составляющим компонентам:

1. Врачебно-педагогический контроль и врачебно-педагогические наблюдения в спорте.

2. Функциональный контроль и диагностика в спорте.

3. Функциональная реабилитация спортсменов и повышение спортивной работоспособности.

4. Терапия соматических и инфекционных заболеваний спортсменов.

5. Спортивная травматология.

6. Медицинская реабилитация спортсменов.

7. Допинг-контроль.

СЛАЙД 5

Основными формами работы в спортивной медицине выступают:

Ø врачебно-педагогический контроль и врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися спортом и ФК (первичное, повторное, дополнительное, углубленное и т.д.);

Ø оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия;

Ø медицинское обеспечение и санитарно-гигиенический надзор за условиями проведения занятий и соревнований;

Ø предупреждение спортивного травматизма;

Ø врачебно-спортивные консультации;

Ø санитарно-просветительская работа среди спортсменов и пропаганда физкультуры среди населения.

Базируясь на теоретических медико-биологических дисциплинах (знаниях по анатомии, физиологии, физиологии спорта, гигиене, теории и методики физической культуры, психологии и педагогики), спортивная медицина относится к числу прикладных (практических) дисциплин, непосредственно направленных на профессиональную подготовку будущего специалиста по физической культуре и воспитанию, владеющего научно-обоснованной методикой тренировки с учетом функциональных возможностей организма, умеющего управлять тренировочным процессом, опираясь на объективные данные современных функциональных исследований.

СЛАЙД 6

Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами укрепления здоровья человека, его физического развития и воспитания, а также профилактики заболеваний. О связи физической культуры и медицины упоминается еще в древних источниках со времен античной натурфилософии: работы Гиппократа, Геродикуса, Галена, Авиценны, Парацельса и др. В частности, в дошедших до нас древних руководствах описывается методика применения упражнений, положения тела, напряжения и расслабления мышц и другие приемы: китайское “Конг-фу” (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), оздоровительные системы Спарты и др. Индийская оздоровительная система «Хатха-йога» основанная на выполнении своеобразных статических упражнений или поз, обозначаемых как поза лотоса, кобры, саранчи, лука и др., активно используется в современной системе физического воспитания. Мышечное усиление или расслабление мышц в йоге сочетается с выработкой определенных психологических установок, в основе которых лежит самососредоточение.



В Древнем Египте, Индии, Греции, Риме, Китае медицинские средства активно использовались при подготовке кулачных бойцов, гладиаторов, воинов. Тщательный врачебный контроль осуществлялся за подготовкой атлетов в период подготовки и проведения древних Олимпийских игр в Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли физической подготовке воинов.

Развитие отечественной спортивной медицины как самостоятельной области научного познания ведет свой отсчет с 20-х годов ХХ столетия. Теоретические основы врачебного наблюдения и контроля в системе спортивной медицины были заложены трудами П.Ф.Лесгафта, В.В. Гориневского (в 1923 г. он возглавил научно-медицинский отдел в Государственном Центральном институте России), В.К. Бирзина, М.Д. Минкевича, С.П. Летунова, А.Л. Вилковысского, А.Н. Крестовникова, Е.К. Жукова, Н.В. Зимкина и др.

В 1925 г. при участии наркома здравоохранения СССР Н.А. Семашко начал издаваться журнал “Теория и практика физической культуры”, на страницах которого большое внимание уделялось медицинским проблемам физического воспитания. В это время вышло в свет и первое руководство по врачебному контролю (В.К. Бирзина и В.В. Гориневского), а в последующие годы были разработаны первые положения, инструкции, методические указания по врачебному контролю.

С 30-х г. ХХ ст. началась подготовка специалистов по врачебному контролю: в 1931 г. была организована кафедра физкультуры в Центральном институте усовершенствования врачей во главе с Б.А. Ивановским. В том же году состоялся I Всесоюзный съезд врачей по физкультуре. В 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял специальное постановление о возложении руководства врачебным контролем за занимающимися спортом и физкультурой на учреждения здравоохранения. Таким образом, были заложены принципиальные основы государственной системы медицинского обеспечения за занимающимися физической культурой и спортом

Дальнейшее развитие врачебного контроля происходило в соответствии с потребностями и путями развития самого спорта и физической культуры. В частности, растущее социальное значение спорта, вовлечение в него все большего числа молодежи, увеличение объема и интенсивности нагрузок и напряжения соревнований, вступление в международное олимпийское движение и активизация процесса спортивно-физкультурной подготовки, начиная с 50-х годов ХХ ст., заставили искать новые, более эффективные формы медицинского обеспечения спорта.

В это время открываются специализированные научно-исследовательские институты, сеть врачебно-физкультурных диспансеров (их количество увеличивается со 140 в 40-е г. до 400 к началу 60-х г.). Новая система организации врачебно-медицинского контроля позволила поднять ее на более высокий уровень, внедрить в практику основы профилактической медицины, организовать постоянное активное наблюдение за действующими спортсменами, спортивным резервом, ветеранами спорта, проводить их комплексные обследования, следить за динамикой здоровья и тренированности, своевременно выявлять нарушения, вызванные неадекватными нагрузками, активно помогать в планировании и коррекции тренировочного процесса.

С 70-х годов ХХ века врачебный контроль в системе физкультуры и спорта получил новое название – спортивная медицина.

На современном этапе развития спортивная медицина характеризуется синтезом научной и альтернативной медицины. Она объединяет комплекс медико-биологических дисциплин, занимающихся проблемами сохранения и поддержания здоровья, профилактики, диагностики и реабилитации спортивных патологий.

Научная медицина включает в себя систему знаний, основанную на данных научно-технологического прогресса и ориентированная на установление точного диагноза в соответствии с современной номенклатурой болезни и определение достаточно точно очерченного круга лечебных мероприятий в рамках утвержденных стандартов. Диагноз выстраивается по приниципу преобладания патологического процесса в той или иной функциональной системе организма с перечислением разной степени значимых состояний.

В альтернативной медицине заболевание рассматривается не как поражение одного органа, а с точки зрения системного подхода. Наиболее важным отличием альтернативной медицины является признание важнейшей роли в обеспечении процессов жизнедеятельности организма квантово-волновых механизмов, через которые, с одной стороны, реализуется прямая связь организма с окружающей средой, а, с другой стороны, осуществляется мгновенно передача информации между всеми клетками и тканями. В альтернативной медицине основным принципом является индивидуальный подход к диагностике и лечению, при этом устанавливается состояние человека, а не патология организма.

В последние годы в современной спортивной медицине все в большей степени осуществляются подходы для объединения научной и альтернативной медицины. Выражением данного системного подхода выступает интегративная (холистическая) спортивная медицина. Одним из направлений интегративной спортивной медицины является гомотоксикология – синтез современных достижений аллопатии и гомеопатии.

Гомотоксикология – основывается на представлениях о накоплении токсинов в организме (гомотоксинов) и их повреждающем действии на ткани; организм стремится к равновесию в балансе экзогенных и эндогенных гомотоксинов посредством биологической системы саморегуляции, осуществляющейся через сложную цепочку психо-нейро-иммунно-эндокринологических процессов. В арсенал современных спортивных врачей все чаще входят антигомотоксические препараты и методы лечения, дополняющие и расширяющие воможности традиционных консервативных и оперативных методов. Наибольшая перспективность в использовании интегративного подхода в спортивной медицине отмечена при лечении травм ОДА у спортсменов.

Заболевания ОДА у спортсменов является наиболее частыми и составляют от 20,3% до 53,1%. Эти заболевания соответствуют в основном гуморальным фазам гомотоксикоза и характеризуются соответствующим нозологическим диагнозом (миозит, миогелоз, тендовагинит, периартрит, фиброз). Основными средствами антигомотоксической терапии этих заболеваний в фазе воспаления являются комплексные препарата «Траумель С», «Цель Т» и др., которые обладают противовоспалительным, антиэкссудативным, иммуностимулирующим, регенерирующим, обезболевающим, антигеморрагическим, венотонизирующим действиями. опорно-двигательного аппарата. Устраняя накопления токсинов, восстанавливая функциональные нейроэндокринные системы, антигомотоксические препараты достоверно снимают риск перехода хронических перенапряжений ОДА у высококвалифицированных спортсменов в хронические заболевания и, тем самым, способствуют спортивному активному долголетию.

 

СЛАЙД 7

Современная отечественная спортивная медицина представлена широкой сетью активно функционирующих: - врачебно-физкультурных диспансеров (центров), - кабинетов врачебного контроля в поликлиниках, на стадионах, спортивных базах и др., подчиняющихся органам здравоохранения, - научно-исследовательских институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов.

В настоящее время в РБ организованы и осуществляют свою деятельность сеть республиканских и областных диспансеров: Областной диспансер спортивной медицины (Минск ул.Я.Коласа, 59; Мозыре, Лиде), Республиканский центр спортивной медицины (Минск ул. Свердлова, 9), Врачебно-физкультурный диспансер БФСО Динамо (Минск ул. Даумана, 23).

Структура большинства врачебно-физкультурного диспансера определяется Положением о врачебно-физкультурном диспансере (утвержденным Главным врачом Минздрава РБ) и обеспечивает выполнение практических и организационно-методических задач. Основными структурными компонентами врачебно-физкультурного диспансера являются:

- отделения врачебного контроля за физическим воспитанием взрослого населения, детей и подростков;

- отделения лечебной физической культуры и кабинеты физиотерапии;

- кабинеты функционального обследования (соматометрические и антропометрические исследования уровня физического развития; электрокардиографические исследования в покое, во время физической нагрузки, в период восстановления; реоргафические исследования; исследование функций внешнего дыхания);

- кабинеты рентгендиагностики;

- кабинеты врачей-специалистов (хирурга, оториноларинголога, офтальмолога, стоматолога, невропатолога, гинеколога/уролога, терапевта);

- клинико-диагностическая лаборатория.

Врачебно-физкультурные диспансеры представляют собой консультативные центры, т.е. значительное место в работе врачебно-физкультурного диспансера отводится вопросам врачебно-консультативной работы по отношению к физкультурникам и спортсменам, которые находятся под первичным наблюдением врачебно-физкультурных кабинетов, поликлиник, медсанчастей, учебных заведений, предприятий. Основанием для направления на врачебно-спортивную консультацию во врачебно-физкультурный диспансер чаще всего являются необходимость уточнения диагноза с последующим заключением о возможности занятий в спортивных секциях, получение рекомендаций по тренировочному режиму, определение медицинской группы, допуск к занятиям по академической программе физического воспитания, допуск к соревнованиям.

Врачебно-консультативная помощь может быть оказана и группам спортсменов, состоящих под наблюдением периферического медицинского учреждения, при необходимости комплекса обследований, которым это учреждение не располагает. Данные эпизодического обследования с последующим заключением и рекомендациями передаются врачу и тренеру.

Кроме того, диспансером организуются врачебно-физкультурные консультации для граждан, занимающихся физическими упражнениями либо желающих заняться ими индивидуально, получить совет врача о характере и объёме допустимой физической нагрузки, о подборе упражнений, системе закаливающих мероприятий и другим вопросам. Данные медицинских обследований консультируемых также регистрируются во врачебно-физкультурных карточках.

СЛАЙД 8

Таким образом, к основным видам деятельности врачебно-физкультурных диспансеров относятся:

§ текущие, этапные и углубленные медицинские наблюдения за спортсменами, учащимися учебно-спортивных учреждений, ветеранами спорта;

§ врачебно-физкультурные консультации физкультурникам;

§ организация и осуществление медико-санитарной помощи сотрудникам спорторганизаций, спортсменам спортивных клубов и национальных команд Республики Беларусь, учащимся специализированных учебно-спортивных учреждений, ветеранам спорта;

§ осуществление деятельности по фармакологическому обеспечению спортсменов и врачей спортивных команд;

§ медицинское обеспечение спортивных соревнований, тренировок, сборов (городского, областного, республиканского масштаба);

§ научно-методическая работа по разработке и внедрению научно-обоснованных медицинских рекомендаций;

§ организационно-методическая работа.

 

 

На специалиста по физической культуре и спорту возлагается достаточно высокая ответственность за сохранение физической работоспособности и здоровья их воспитанников. В силу этого, знания по спортивной медицине являются неотъемлимым багажом знаний, которым должен владеть профессионал.

В настоящее время, к сожалению, отсутствует общее определение понятия «здоровья». Имеются различные его трактовки, отражающие различные аспекты: философское, общебиологическое, общефизиологическое, медицинское.

СЛАЙД 9

По рекомендации ВОЗ под «здоровьем» понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

С биологической точки зрения «здоровьекомплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное и динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биосоциальные функции».

В спортивной медицине, как нельзя лучше отражающее ее задачи, под термином «здоровье» принято понимать устойчивую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает экономичные оптимальные механизмы приспособления к окружающей среде и позволяет иметь функциональный резерв, используемый при ее изменениях.

СЛАЙД 10

В результате этого различают здоровье населения (общественное) и здоровье человека (индивидуальное);

по составляющим компонентам выделяют здоровье соматическое, физическое, психическое, нравстенное (духовное) и социальное, сексуальное, профессиональное.

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое (духовное) здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье и социальное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которых определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье отражает духовность человека. Социальное здоровье определяется состоянием социальной среды, уровнем культуры, образования, материально-экономическим состоянием и др.

5. Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

6. Профессиональное здоровье – обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности.

Проблема здоровья и взаимоотношения его структурных компонентов вызывает и по сегодняшний день много споров и не имеет окончательного решения. Та же дилемма ставится и в отношении определения критериев здоровья.

СЛАЙД 11

Критерия здоровья унифицированные количественные показатели, применяемые для оценки уровня здоровья и его изменений во времени.

В отношении физического здоровья критериями здоровья выступают:

§ способность организма поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз);

§ уровень физического развития по оценке физических качеств и возможностей;

§ гармонизация физиологических процессов и отсутствие каких-либо функциональных болезненных изменений, соответствие структуры и функции (отсутствие морфологических и функциональных нарушений);

§ функционирование динамического комплекса защитных приспособительных (иммунных) механизмов;

§ автономность функционирования и жизнедеятельности;

§ высокая работоспособность и хорошее самочувст­вие.

В отношении психологического здоровья такими критериями выступают:

§ соответствующая возрасту человека зрелость чувств;

§ критический подход к обстоятельствам жизни и способность к самоуправлению поведением;

§ адекватность психических реакций на внешние и внутренние раздражители (эмоции; чувства).;

§ уравновешенность, стабильность, устойчивость и сопротивляемость жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранение здоровья и трудоспособности в этих ситуациях;

§ автономность в жизни и суждениях;

§ самоуправление и самоконтроль. Умение управлять своими эмоциями очень важный критерий психического здоровья. Эмоции подразделяются на положительные (стенические) и отрицательные (астенические).

Стенические эмоции характеризуются улучшением самочувствия, жизненного тонуса, психической активности. Стенические эмоции связаны с возбуждением симпатического отдела ВНС, выбросом в кровь адреналина, учащением пульса, повышением АД и газообмена. Эмоциональное возбуждение мгновенно мобилизует резервы организма и способствует реализации действий, направленных на преодоление препятствий (характерные проявления наблюдаются в предстартовом состоянии, состоянии гнева, ярости и т.д.).

Астенические эмоции, напротив, сопровождаются угнетением настроения, снижением психической активности, жизненного тонуса, ухудшением самочувствия, способствуют развитию заболеваний, ведут к снижению защитных и функциональных резервов организма. В формировании эмоций участвуют структуры лимбической системы, ретикулярной формации, миндалины, гипоталамус и кора мозга. Важная роль в формировании положительных эмоций принадлежит биологическим морфинам (энкефалинам, эндорфинам – вещества данного ряда относят к запрещенным допинговым средствам). Вот почему благополучие в физическом здоровье во многом определяет и благополучие в психическом, и наоборот.

 

СЛАЙД 12

В процессе жизни организм проходит различные стадии развития и состояний (эмбриональное, постэмбриональное, онтогенетическое) начиная с процессов активизации жизненных функций, их оптимизации (созревания) до последовательного угасания и биологической смерти – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.

В некоторых ситуациях окончательная стадия индивидуального развития организма (до летального исхода) проходит через терминальные состоянияугасание функций организма, предшествующее биологической смерти.

Терминальные состояния определяются как пограничные между жизнью и смертью, когда в силу различных причин происходит столь выраженное нарушение функционирования основных жизненных систем, что сам организм не в состоянии с ними справиться без вмешательства извне.

Причины, приводящие к терминальному состоянию, многообразны и могут быть по характеру:

– острые, внезапные (утопление, поражение электрическим током, спортивные травмы и др.), длительные (вследствие прогрессирования любого заболевания или травмы).

Характерной особенностью терминальных состояний является неспособность угасающего организма без помощи извне самостоятельно выйти из них, даже если причинный фактор уже не действует. Терминальное состояние без реанимационных мероприятий — необратимый процесс. Процесс умирания (угасания жизненных функций) при терминальных состояниях происходит в соответствии с закономерностями, характерными только для них.

СЛАЙД 13

Общим патофизиологическим фактором, определяющим развитие терминальных состояний, является про­грессирующая гипоксия. Она, поражая все органы и ткани организма, вызывает сложный комплекс компенсаторно-приспособительных и патологических изме­нений.

Компенсаторно-приспособительные реакции организма направлены на обеспечение адекватного кровообращения и оксигенации ЦНС. Степень выраженности терминальных изменений зависит от тяжести первичной гипоксии и скорости ее развития.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3317; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.