Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Природа экономических кризисов




Й этап. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки, вторичные выгоды).

Й этап. Фаза адаптации к болезни, когда снижается чувство напряженности и безысходности, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4-й этап. Фаза «капитуляции» - больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

 

 

Понятие и природа кризисов

 

Переход России к рыночным отношениям ознаменовался рядом преобразований в экономике. В связи с этим возникли новые проблемы, новые понятия: кризис экономики, кризис предприятий, антикризисное управление и др.

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием «организация», которая может проявить способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и одновременно сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования. То есть функционирование сдерживает развитие, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования в организации в будущем. Возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризиса.

В словаре иностранных слов отмечается, что слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации, а также выход, решение конфликта.

В общем виде кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризис – это важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Он обнаруживает не только предел, но дает новый импульс развитию экономики, выполняя стимулирующую функцию.

Кризисная ситуация – это такие моменты нарушения устойчивости, которые преодолеваются в рамках системы путем ее приспособления на основе механизма адаптивного развития.

Реальный экономический кризис вбирает огромную массу кризисных ситуаций, более частых кризисов, катастроф на многих уровнях социальной, технологической и хозяйственной организации экономической системы.

Кризисные явления в экономике носят экстремальный характер и выступают как формы обострения противоречий, вскрывают скачкообразный характер процесса развития. В переходной экономике происходит борьба элементов: прогрессивных и консервативных, т.е. имеет место состояние неустойчивого развития. Последнее может рассматриваться как предел происходящих в условиях кризиса изменений или как предел его тенденций. Если известны тенденции кризиса и условия, в которых он развивается, то появляется возможность заранее предвидеть конечный результат кризиса.

Кризис необходимо рассматривать как на макроуровне, так и на микроуровне. Кризис на макроуровне – это критическое ухудшение социально-экономического положения макросистемы (страны, отрасли) на фоне мировых тенденций. Кризис на микроуровне (кризис предприятия) – это нарушения в сферах производства, маркетинга, управления, финансов, характеризующиеся ухудшением финансово-экономических характеристик предприятия в динамике развития, влекущих за собой разрушение системы.

Классификация кризисов необходима для выработки средств и способов управления ими. Применительно к организации можно выделить следующие группы кризисов: экономические; социальные; организационные; психологические; технологические.

Экономические кризисы – это острые противоречия в экономическом состоянии организации. Это могут быть кризисы «перепроизводства» и сбыта продукции; неплатежей; потери конкурентных преимуществ и т.д. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации и проявляются в форме неплатежей, задержек заработной платы и т.д.

Социальные кризисы возникают из-за недовольства условиями труда, стилем управления и т.д. Могут быть продолжение экономических кризисов.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций отдельных подразделений. Они проявляются в деловых конфликтах, безответственности, сложности контроля и т.д.

Психологические кризисы - это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы. Они проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми (наступают как этап развития и могут прогнозироваться и вызываться объективными причинами: потребность в реструктуризации производства) и неожиданными (как результат грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений).

Также можно выделить кризисы явные и скрытые. Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие часто ведут к разрушению организации или ее отдельных подразделений, протекают сложно и неравномерно. Легкие кризисы протекают как правило безболезненно.

 

Причины, факторы, симптомы кризиса

 

Причина – это источник возникновения кризиса, события или явления, вследствие которых проявляются факторы кризиса. В свою очередь, фактор кризиса – состояние или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причины кризиса могут быть различными: объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективными, отражающими ошибки в управлении, а также природными, характеризующими явления климата, стихийные бедствия и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.

Причины кризиса платежеспособности организации

Внутренние
Внешние

макроэкономическая политика
производственные

 

рыночная конъюнктура
маркетинговые

 

       
   
неплатежеспособность покупателей
снабженческие

 


передел собственности
финансовые

 

Внешние причины, т.е. причины, возникающие в окружающей среде организации, можно подразделить на четыре фактора: макроэкономическая политика; рыночная конъюнктура; неплатежеспособность покупателей и заказчиков; передел собственности.

В группу макроэкономическая политика можно включить следующие подфакторы: несовершенство налогового законодательства (повышение налоговых ставок, других пошлин и сборов); высокие ставки рефинансирования ЦБ РФ; высокий уровень инфляции; несовершенство законодательной базы в области хозяйственного права; недостаточное антимонопольное регулирование; политическая нестабильность в стране; государственная денежная политика в стране и т.д.

Ко второй группе относятся все негативные явления рынка: давление конкурентов; снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма.

Третья группа факторов базируется на неплатежеспособном спросе населения.

В четвертую группу объединяются факторы, связанные с действиями заинтересованных лиц, которые по тем или иным причинам желают обанкротить организацию. Существование таких причин связано в первую очередь с несовершенством законодательной базы, регулирующей процедуры банкротства. Данный фактор относится к внешним весьма условно, так как нередки случаи развала руководителями собственного предприятия в сугубо лично корыстных целях (например, «вымывание» активов через систему дочерних предприятий).

Внутренние причины возникают в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно подразделить на четыре сферы: производство; снабжение; сбыт; финансы. Неудовлетворительное состояние каждой из этих сфер способно стать решающей причиной кризиса на предприятии и может привести его к банкротству. Формальная юридическая причина объявления организации банкротом заключается в неспособности исполнить свои обязательства в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Неисполнение обязательств может быть вызвано двумя основными причинами:

- снижение или недостаточный рост выручки;

- опережающий рост обязательств по сравнению с выручкой.

Выручка – основной ресурс организации для погашения своих обязательств, и, если выручки недостаточно для оплаты своих обязательств, то можно констатировать, что такое предприятие-банкрот или находится в предбанкротном состоянии. Снижение выручки может быть вызвано различными факторами, среди которых, на первом месте, безусловно, стоит производственный фактор: низкая производительность труда; повышенный износ основных фондов; неоправданно большие издержки производства; чрезвычайные обстоятельства (аварии, пожары, стихийные бедствия и т.д.).

Маркетинговый фактор или кризис сбыта произведенной продукции, также напрямую влияет на размер выручки: происходит затоваривание складов готовой продукцией, что влечет за собой рост издержек по хранению, большие потери от порчи продукции, а самое главное влечет за собой дефицит оборотных средств, необходимых для функционирования нормального процесса воспроизводства. Кризис сбыта может иметь место при производстве продукции низкого качества и высокой цене.

Снабженческий фактор. Причиной снижения выручки может стать неэффективное управление производственными запасами, включая нерациональное использование запасов, неоправданно большие остатки запасов на складах, перебои в снабжении, брак закупаемых товарно-материальных ценностей, в т.ч. кормов, что приводит к несбалансированному рациону питания животных, а следовательно, и к низкому уровню надоев КРС и привесов животных на откорме.

Финансовый фактор. Нерациональное управление финансами предприятия влияет как на размер и структуру выручки организации, так и на размер и структуру его обязательств.

Причиной кризиса управления финансами организации могут стать

1.Неудовлетворительная структура источников финансирования:

- преобладание заемного капитала в общем капитале предприятия;

- неудовлетворительная структура обязательств (кредиторской задолженности);

- нерациональное использование прибыли (или неоправданное накопление убытков).

2. Неоправданный рост дебиторской задолженности.

3. Отсутствие системы контроля и планирования денежных потоков.

Причин, приводящих организацию в состояние неплатежеспособности, несколько. Они «наслаиваются» друг на друга, в результате чего организация становится неспособной отвечать по принятым на себя обязательствам.

Если экономика находится в состоянии системного кризиса, то это не может не отразиться на состоянии предприятий, но на каждом отражается по-разному. Все зависит от характера организации, ее вида деятельности, от внутреннего состояния. Предприятие может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям, а может аккумулировать их, возможна ситуация при которой предприятие входит в глубокий кризис при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

Констатация факта о наличии кризиса производится по симптомам. Под симптомом понимается первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений. Симптомы проявляются в показателях и тенденциях их изменения.

Кризис в организации созревает длительный период времени и проходит ряд этапов, прежде чем организация станет неплатежеспособной (банкротом).

Различают следующие этапы развития кризиса (рисунок 2):

1) кризис стратегии;

2) кризис результатов деятельности;

3) кризис ликвидности.

 

 

 

Рисунок 2. Этапы развития кризиса в организации

 

I. При стратегическом кризисе нарушаются факторы успеха. Он, как правило, действует долгосрочно и характеризует эффективность действий менеджера в стратегическом плане. Стратегический кризис возникает при потере руководством организации «стратегического зрения» – несвоевременной смене продукции (когда она выпускается на последних этапах жизненного цикла), отказе от перехода на новые технологии или в новые регионы, снижении инвестиций на НИОКР, новую технику или подготовку кадров и др. Все это формирует долгосрочную и устойчивую потерю объемов реализации и рынков сбыта.

Кризис часто проявляется в организациях, в которых менеджеры не имеют выраженной мотивации к процветанию бизнеса. Он характерен для стран с достаточно высокой долей государственной собственности.

II. Кризис результатов деятельности существует, если организация несет убытки, для ликвидации которых необходимо расходование собственного капитала. В будущем это может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Пример кризиса «результатов деятельности»: убытки, вызванные спадом оборота, ростом издержек, снижением цен, вымыванием оборотного капитала.

Для того чтобы продолжать функционировать и выполнять договор, организация вынуждена направлять в производственный оборот дополнительные финансовые ресурсы даже при условии сохранения действующего объема производства. На эти цели последовательно направляются следующие источники:

– амортизационные отчисления – прекращаются либо ограничи­ваются объемы внутренних инвестиций во внеоборотные активы;

– часть прибыли текущего года – при отражении в балансе прибыли нет эквивалентного роста свободных денежных средств;

– средства, иммобилизуемые из оборота, – обычно направляют­ся на поддержание внеоборотных активов в рабочем состоянии;

– нераспределенная прибыль прошлых лет – при отражении в балансе она не отслеживается на соответствующих счетах высоко­ликвидных средств в активе;

– часть оборотных средств, ранее направляемых для формирова­ния соответствующих запасов оборотных средств (страховой резерв, транспортный резерв, ремонтный фонд, резерв на отпуска и др.);

– часть текущей кредиторской задолженности по платежам по­ставщикам, в бюджет, работникам организации (устойчивые пас­сивы);

– краткосрочные, а впоследствии и долгосрочные кредиты и займы.

Такова плата организации за внешние признаки успешной деятельности. Кризис приводит к последовательному снижению доли собственного капитала в источниках средств организации. На первом этапе снижение происходит до уровня первоначального (уставного) капитала, а в итоге может привести к отрицательному значению собственных источников средств. До определенного периода такое состояние может скрываться руководством организации от общественности и собственника.

III. Кризис ликвидности (неплатежеспособности) в отличие от двух первых форм является внешним проявлением нарушений в функционировании организации. Кризис ликвидности, как и сама категория «ликвидность», – моментная характеристика организации. Основой «моментности» показателя ликвидности является характер информации, используемой для расчета всех показателей ликвидности (показатели баланса на определенную дату).

Кризис ликвидности может развиться по различным причинам.

1. Временный недостаток платежных средств, в связи с их иммобилизацией или непоступлением. Возникает при направлении денежных средств на короткий период для формирования производственных запасов, разовых неплановых платежей или срыве оплаты за реализованную продукцию покупателей и заказчиков. На фоне общего стабильного состояния организации кризис не представляет угрозы для ее существования.

2. Недостаток платежных средств, вызванный стратегическим кризисом. Низкая ликвидность характерна на протяжении дли­тельного периода и имеет тенденцию к ухудшению. Спасение орга­низации заключается только в смене руководства организации и изме­нении стратегической линии. При этом требуется категорическое вмешательство собственника или суда и проведение санации.

3. Недостаток платежных средств, в связи с кризисом «результатов деятельности». Характеризуется моментными фактами неплатежеспособности, которые за короткое время устраняются. Далее частота возникно­вения фактов неплатежеспособности возрастает, и с определен­ного момента платежи резко прекращаются, т. е. лимит успеха ис­черпан. Как правило, руководство при этом увольняется (в основ­ном самостоятельно), а организация обречена на ликвидацию или внешнее (судебное) управление.

Формы кризиса имеют определенный временной интервал:

– долгосрочный – для стратегического кризиса;

– среднесрочный – для кризиса «результатов деятельности»;

– краткосрочный – для кризиса ликвидности.

Существует определенный «каталог индикаторов», позволяющий своевременно выявить симптомы кризиса. Такими индикаторами являются:

– в области финансовых ресурсов – ставка доходности собственного капитала, ставка доходности инвестиционного капитала, коэффициент прибыльности, ликвидность, точка нулевой прибыли;

– в области сбыта – степень освоения рынка, динамика поступления заявок на продукцию, эластичность цен, соблюдение сроков реализации продукции, степень действительности рекламы;

– в области материально-технического снабжения – материалоемкость и оборачиваемость товарно-материальных запасов, длительность хранения их на складе, задержки в поставках основных и вспомогательных материалов, удельный вес некачественных материалов;

– в области организации труда – интенсивность труда, производительность труда, уровень текучести кадров, возрастная, общеобразовательная и квалификационная структура.

Денежный поток как комплексный показатель в отличие от показателя чистой прибыли более реально отражает результаты предприятия в производственной деятельности, финансировании и инвестировании, зависит от внешних факторов, воздействующих на рынок сбыта товаров, и от качества управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.