Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды тренировочных эффектов и формы организации ВПН

 

Мы уже говорили о том, что физическая нагрузка вызывает определенные реакции различных функциональных систем, обеспечивающих возвращение организма в исходное (гомеостатическое) состояние. Однако, как заметили физиологи, организм не только восстанавливает свои функциональные и энергетические ресурсы, но происходит под воздействием физических нагрузок так называемое сверхвосстановление. Именно за счет его (это явление специалисты называют суперкомпенсация) и происходит повышение функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма и увеличение их резервных возможностей.

Известно, что чем выше функциональные возможности основных систем, тем успешнее организм переносит воздействие физических упражнений, а чем больше уровень переносимых нагрузок, тем интенсивнее растут функциональные и энергетические резервы организма. Эффективность тренировочного занятия зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии. Тренер (преподаватель) в значительной степени работает вслепую, если он не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления - после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения, произошедшие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий.

ВПН должны осуществляться врачом совместно с тренером (преподавателем) и представляют собой важнейшую форму их совместной работы, позволяющей выявлять благоприятные и неблагоприятные изменения в организме занимающихся и в необходимой степени индивидуализировать учебно-тренировочный процесс.

Однако врач не всегда имеет возможность участвовать в ВПН, поэтому тренер (преподаватель) и сами занимающиеся должны владеть простыми медицинскими методами исследования, уметь со сознанием дела использовать их в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других вопросов, связанных с правильной организацией тренировочного процесса (занятий физической культурой).

Наибольшее значение данные ВПН имеют для совершенствования управления тренировочным процессом. Примером частных задач при этом могут быть:

- оценка правильности построения тренировки, выбора и распределения средств в одном занятии;

- определение оптимального числа повторений упражнений, интервалов отдыха между ними;

- определение величины нагрузки и ее соответствия возможностям занимающегося.

Формы организации ВПН. ВПН проводятся во время оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

Оперативные обследования - предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований следует обращать внимание на:

-фиксирование различных показателей непосредственно на тренировочном занятии (после всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);

-изучение реакции организма до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в покое или после дополнительной нагрузки);

-снятие показателей в день тренировки, утром и вечером.

К исследованию реакции организма на упражнения в течение занятия или после отдельных его частей следует прибегать в тех случаях, когда тренера (преподавателя) интересует правильность построения занятия: варианты сочетания и последовательность применения различных тренировочных средств в одном занятии; доступность числа повторений упражнения и интенсивность упражнения; рациональность установленных интервалов отдыха; соответствие интенсивности упражнения решению запланированной задачи.

Сравнивая показатели функционального состояния организма занимающегося до занятия и через 20-30 минут после него, можно судить об изменениях, происходящих под влиянием физических нагрузок.

В текущих наблюдениях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после занятия и последующие дни). Конкретное время этих наблюдений может быть различным:

- ежедневно - утром в условиях учебно-тренировочных сборов или перед тренировочным занятием;

-ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

-в начале и в конце одной или двух недель;

-на следующий день после занятия (утром или перед занятием, т.е. через 18-20 часов после 1-го занятия), а иногда и в последующие дни.

Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, т.к. в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Их рекомендуется организовывать каждые 2-3 месяца, (необходимо иметь в виду, что следует исключить предшествующие физические нагрузки). Важную информацию тренер и преподаватель получают при анализе данных самоконтроля занимающегося. Эта информация сопоставляется с материалами текущих обследований при ВПН и позволяет оценивать эффективность построения тренировочного процесса, своевременно выявлять тенденцию к развитию перетренированности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о врачебно - педагогическом контроле за ФП | Основные методы самоконтроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.