КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Методы педагогического исследования
Лекция 3 Единство системы планирования выражается и в структуре планов. Уровни территориального планирования и виды планов На общегосударственном уровне главным звеном территориального планирования являются субъекты федерации, наделенные конституционными правами и в отличие от экономических районов располагающие значительным и квалифицированным плановым аппаратом. В общегосударственных планах Министерством экономики утверждены плановые задания по подведомственному хозяйству и основные показатели по территории республик и восточным районам страны. Эти планы адресны, возможно систематически проверять их, активно влияя на ход реализации. В республиках, имеющих областное деление, основное звено территориального планирования - область (край, ATE). На областном уровне и в субъектах федерации без областного деления основное звено низовое; оно представлено административными районами и городами. По мере усиления аппарата областных плановых органов большое место в их деятельности должны занять общеэкономические вопросы: для отдельных плановых комиссий, где уже работают квалифицированные кадры, такая задача стоит и теперь. Планы состоят из трех разделов: Ø планы по подведомственному хозяйству; Ø основных показателей по хозяйству вышестоящего подчинения; Ø основных показателей в целом по территории. Содержание учебного материала: 1. Что понимается под «методами педагогического исследования»? Какие методы применяются в педагогическом исследовании? Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий (В.И. Загвязинский, В.И. Журавлев, В.В.Краевский, Я. Скалкова).
В педагогическом исследовании используются следующие группы методов: 1. Теоретические – способы изучения степени теоретической разработанности педагогических проблем. К ним относятся: - теоретический анализ педагогической литературы; - моделирование; - прогнозирование; - индуктивные и дедуктивные методы; - аналогия.
2. Эмпирические - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. К ним относятся: - наблюдение; - опросные методы (беседа, интервью, анкетирование); - изучение педагогической документации (личных дел, журналов, медицинских карт учащихся, календарно-тематических планов и технологических карт уроков, планов воспитательной работы и конспектов воспитательных мероприятий); - изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических и творческих работ); - педагогический эксперимент. Эмпирические методы исследования (изучение литературы и источников, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ школьной документации, педагогическое наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), тестирование, обобщение опыта, экспертная оценка, метод диагностических ситуаций, эксперимент, опытная работа, др.) направлены на сбор, систематизацию и осмысление информации, полученной опытным путём.
3. Методы обработки результатов исследования: - математической обработки (регистрация; шкалирование; ранжирование); - статистической обработки. 2.Каковы особенности использования теоретических методов в педагогическом исследовании? Теоретические методы необходимы для определения педагогических проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных педагогических фактов. Теоретические методы исследования (теоретические анализ и синтез, историко-генетический, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, синтез, аналогия, моделирование, прогнозирование, мысленный эксперимент, идеализация, др.) направлены на получение теоретических знаний. Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ педагогической литературы предполагает: изучение трудов классиков, общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Моделирование – построение моделей педагогических явлений или процессов. Построение модели позволяет выявить новые свойства изучаемого педагогического явления.
Прогнозирование – предвидение возможных результатов опытно-экспериментальной работы, изменений изучаемого педагогического явления. Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу. Применение индукции позволяет, опираясь на анализ конкретных педагогических фактов или явлений, сконструировать гипотезу исследования. Использование дедуктивного умозаключения обеспечивает поиск конкретных педагогических фактов, удовлетворяющих гипотезе о характере общих зависимостей между изучаемыми педагогическими явлениями.
Метод аналогии позволяет переносить свойства или зависимости одного педагогического явления на другое. В результате такого переноса создаются новые педагогические концепции, технологии, системы. 3. Каковы особенности использования эмпирических методов в педагогическом исследовании?
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения: - определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
I. По типу связи с объектом изучения: непосредственное и опосредованное; открытое и скрытое. II. По времени и пространству: непрерывное и дискретное; монографическое и узкоспециальное. III. По условиям организации и проведения: полевое и лабораторное.
Структура программы наблюдения: 1. Цель наблюдения. 2. Объект исследования. 3. Испытуемые. 4. Вид (по типу связи с объектом изучения; по времени и пространству). 5. Содержание: представление системы вопросов, на которые необходимо ответить исследователю в ходе наблюдения. 6. Представление способа фиксирования результатов. 7. Представление способа обработки данных. 8. Описание ожидаемого результата. Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета это перечень вопросов (вопросник).
Этапы составления вопросника: - определение характера информации, которую необходимо получить; - составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; - составление первого плана вопросника; - предварительная его проверка путем пробного исследования; - исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Виды анкетирования: открытое, закрытое, полузакрытое. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, обеспечивающая научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы. Этапы эксперимента: - теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета - методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); - собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента. I. По условиям организации: естественный и лабораторный II. По времени проведения: длительный и кратковременный. III. По конечным целям: констатирующий и формирующий.
4.Каковы особенности использования методов обработки данных в педагогическом исследовании?
Математические методы – методы обработки данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует. Ранжирование (или метод ранговой оценки) - расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определение места в этом ряду каждого из исследуемых. Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медианы - показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |