Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Методы педагогического исследования

Лекция 3

Единство системы планирования выражается и в структуре планов.

Уровни территориального планирования и виды планов

На общегосударственном уровне главным звеном территориального планирования являются субъекты федерации, наделенные конституционными правами и в отличие от экономических районов располагающие значительным и квалифицированным плановым аппаратом.

В общегосударственных планах Министерством экономики утверждены плановые задания по подведомственному хозяйству и основные показатели по территории республик и восточным районам страны. Эти планы адресны, возможно систематически проверять их, активно влияя на ход реализации.

В республиках, имеющих областное деление, основное звено территориального планирования - область (край, ATE). На областном уровне и в субъектах федерации без областного деления основное звено низовое; оно представлено административными районами и городами. По мере усиления аппарата областных плановых органов большое место в их деятельности должны занять общеэкономические вопросы: для отдельных плановых комиссий, где уже работают квалифицированные кадры, такая задача стоит и теперь.

Планы состоят из трех разделов:

Ø планы по подведомственному хозяйству;

Ø основных показателей по хозяйству вышестоящего подчинения;

Ø основных показателей в целом по территории.

Содержание учебного материала:

1. Что понимается под «методами педагогического исследования»? Какие методы применяются в педагогическом исследовании?

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий (В.И. Загвязинский, В.И. Журавлев, В.В.Краевский, Я. Скалкова).

 

В педагогическом исследовании используются следующие группы методов:

1. Теоретические – способы изучения степени теоретической разработанности педагогических проблем. К ним относятся:

- теоретический анализ педагогической литературы;

- моделирование;

- прогнозирование;

- индуктивные и дедуктивные методы;

- аналогия.

 

2. Эмпирические - это способы иссле­дования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. К ним относятся:

- наблюдение;

- опросные методы (беседа, интервью, анкетирование);

- изучение педагогической документации (личных дел, журналов, медицинских карт учащихся, календарно-тематических планов и технологических карт уроков, планов воспитательной работы и конспектов воспитательных мероприятий);

- изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических и творческих работ);

- педагогический эксперимент.

Эмпирические методы исследования (изучение литературы и источников, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ школьной документации, педагогическое наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), тестирование, обобщение опыта, экспертная оценка, метод диагностических ситуаций, эксперимент, опытная работа, др.) направлены на сбор, систематизацию и осмысление информации, полученной опытным путём.

 

3. Методы обработки результатов исследования:

- математической обработки (регистрация; шкалирование; ранжирование);

- статистической обработки.

2.Каковы особенности использования теоретических методов в педагогическом исследовании?

Теоретические методы необходимы для определения педагогических проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных педагогических фактов. Теоретические методы исследования (теоретические анализ и синтез, историко-генетический, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, синтез, аналогия, моделирование, прогнозирование, мысленный эксперимент, идеализация, др.) направлены на получение теоретических знаний.

Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ педагогической литературы предполагает: изучение трудов классиков, общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

 

Моделирование – построение моделей педагогических явлений или процессов. Построение модели позволяет выявить новые свойства изучаемого педагогического явления.

 

Прогнозирование – предвидение возможных результатов опытно-экспериментальной работы, изменений изучаемого педагогического явления.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу. Применение индукции позволяет, опираясь на анализ конкретных педагогических фактов или явлений, сконструировать гипотезу исследования. Использование дедуктивного умозаключения обеспечивает поиск конкретных педагогических фактов, удовлетворяющих гипотезе о характере общих зависимостей между изучаемыми педагогическими явлениями.

 

Метод аналогии позволяет переносить свойства или зависимости одного педагогического явления на другое. В результате такого переноса создаются новые педагогические концепции, технологии, системы.

3. Каковы особенности использования эмпирических методов в педагогическом исследовании?

 

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Наблюдение проводится обычно по за­ранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

 

Этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наи­более обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).


В.И. Журавлев выделяет следующие виды педагогического наблюдения:

I. По типу связи с объектом изучения: непосредственное и опосредованное; открытое и скрытое.

II. По времени и пространству: непрерывное и дискретное; монографическое и узкоспециальное.

III. По условиям организации и проведения: поле­вое и лабораторное.

 

Структура программы наблюдения:

1. Цель наблюдения.

2. Объект исследования.

3. Испытуемые.

4. Вид (по типу связи с объектом изучения; по времени и пространству).

5. Содержание: представление системы вопросов, на которые необходимо ответить исследователю в ходе наблюдения.

6. Представление способа фиксирования результатов.

7. Представление способа обработки данных.

8. Описание ожидаемого результата.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой ин­формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому ад­ресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опро­сом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интер­вьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета это перечень вопросов (вопросник).

 

Этапы составления вопросника:

- определение характера информации, которую необходимо получить;

- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

- составление первого плана вопросника;

- предварительная его проверка путем пробного исследования;

- исправление вопросника и окончательное его редактирование.

 

Виды анкетирования: открытое, закрытое, полузакрытое.

Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

 

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя объективными данными, характеризующими реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

 

Эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, обеспечивающая научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы.

Этапы эксперимента:

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета
исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

- собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

 

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента.

I. По условиям организации: естественный и лабораторный

II. По времени проведения: длительный и кратковременный.

III. По конечным целям: констатирующий и формирующий.

 

4.Каковы особенности использования методов обработки данных в педагогическом исследовании?

 

Математические методы – методы обработки данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс­перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Регистрация - метод выявления наличия определенного каче­ства у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.

Ранжирование (или метод ранговой оценки) - располо­жения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показа­телей) и, соответственно, определение места в этом ряду каждо­го из исследуемых.

Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку от­дельных сторон педагогических явлений.

Статистические методы применяются при обработке массо­вого материала - определении средних величин полученных по­казателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспе­риментальной групп); медианы - показателя середины ряда (на­пример, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие фор­мулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработан­ные с помощью этих методов, позволяют показать количествен­ную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

 

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принципы управления. Проблема:Как управлять эффективно?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.