Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспозиционные помещения




Школьная столовая очень похожа на заводскую. Она может решаться в веселой оживленной гамме, но здесь, как и везде в таких случаях, нужно избегать пестроты. В нашей столовой цветовая доминанта состоит из насыщенного золотисто-желтого с белым, с коричневыми и голубыми акцентами.

В учительских и кабинетах администрации — спокойная бело-серо-коричневая гамма. Мебель цвета натурального дерева, шторы — льняные, светло-серые с золотистым орнаментом.

Полы в большинстве помещений школы могут быть одинаковыми, на­пример дощатые, крашенные в темно-желтый цвет. В некоторых особо парадных или представительных помещениях — актовом зале, учительских, а также в рекреациях — полы делаются паркетные. В столовой хороша облицовка полов релиновой плиткой, в спортивном зале — окраска в лиственно-зеленый цвет.

Очень важный момент — включение в интерьер школы наглядной агита­ции.

1. Объекты наглядной агитации должны включаться в акцентные точки пространства интерьера, совпадать с его масштабом и ритмом, т. е. спо­собствовать организации пространства. Недопустимо перенасыщать ин­терьер наглядной агитацией и экспонировать на стенах мелкомасштабные материалы книжных размеров, тем более беспорядочно расположенные.

2. Наглядную агитацию следует сосредоточивать в определенных местах школьного здания, там, где она не мешает учебному процессу и где есть условия для ее восприятия, например в вестибюле, возле кабинетов директора и завуча, возле учительских.

З. Все экспонируемые материалы следует располагать на стандартных планшетах по возможности компактно и на одной из стен, чтобы в по­мещении оставались две-три свободные стены.

4. Цвет стендов наглядной агитации должен вписываться в общую гамму интерьера и быть сомасштабен помещению: в небольших помеще­ниях количество цветов должно быть малым или средним, в обширных —несколько больше. Количество хроматических цветов в композиции — не более двух-трех, сочетания цветов — в монохромной или полярной гамме. Тип цветовой гармонии предпочтителен классический, отношения цветов —ясные и легко читаемые. Не следует допускать цветовых диссонансов и слишком ярких, «ядовитых» цветов. Все сказанное выше о «запретных» цветах в интерьере как нельзя более справедливо и здесь.

5. Экспозицию стендов наглядной агитации следует периодически ме­нять, тогда она будет успешнее выполнять свое назначение.

Очень желательно включать в школьный интерьер живые растения. Путешествуя по школьному зданию, мы нигде не чувствовали цветово­го однообразия или скуки. Колорит пространства все время изменялся по мере движения. Сколько же цветов мы видели в общей сложности? Оказывается, для окраски основных поверхностей нашей школы достаточно было 14колеров, включая белый. При этом у нас осталось ощу­щение единства и связности гаммы во всем здании.

 

 

(ВЫСТАВКИ, МУЗЕИ)

Цветовое решение экспозиционной структуры настолько тесно связано с назначением и характером выставки, что вряд ли здесь можно го­ворить о каких-либо универсальных правилах или нормах.

Вбольшей степени поддаются регламентации цветовые схемы «дело­вых», научных, учебно-методических, торговых и тому подобных выставок, т. е. таких, где основная задача — наилучшим образом показать зрителю экспонаты, дать ему возможность рассмотреть те или иные предметы во всех подробностях и каждый в отдельности. Роль художника в оформ­лении таких выставок сводится к созданию оптимальных условий зри­тельного восприятия, а это, в свою очередь, обеспечивается соблюде­нием некоторых принципов.

1.Цвет стендов и прочих приспособлений для выставки прежде всего должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Чаще всего в качестве фоновых цветов используются ахроматические, в особенности белый, светло-серый, черный. Если нужен хроматический фон, для него используют спокойные малонасыщенные цвета: песочный, беж, коричневый, синевато-серый, терракотовый. Экспо­нат обычно контрастирует с фоном по яркости или цветовому тону. Яркостный контраст берется большой или средний. Особое внимание сле­дует обращать на фоны плоских экспонатов: фотографий, документов и пр. Ихсобственный цвет теснее взаимодействует с цветом плоского фона (по сравнению с объемными экспонатами), поэтому следует тщательно гap­монизировать цвета экспонатов и фона.

2. Цвет также может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое действие снятия утомления от осмотра выставки. Элементы экспозиции, играющие роль «цветового душа», принято располагать в определенном ритме, сосредоточи­вая цвет на специальных стендах, где экспонатов может и не быть.

3. Вэкспозиционной структуре «делового» типа, так же как и везде, актуальна задача организации пространства цветом. Цветовые пятна вносят в композицию ритм, задают масштабные характеристики пространства, объединяют множество элементов композиции в одно целое. Иногда (если выставка велика) возникает необходимость расчленить ее на несколь­ко зон. Такое зонирование можно осуществить при помощи цвета, варьи­руя общий колорит отделов экспозиции.

4. Если экспонаты однообразны, полезно создавать пространственные паузы, чтобы не переутомлять зрителя. Роль таких «пауз» могут иг­рать особые стенды, цвет которых контрастирует с доминирующим цве­том экспозиции.

5. Очень большое значение на «деловых» выставках (как, впрочем, и на всех других) имеют правильное естественное и искусственное осве­щение.

Помимо «деловых», широко распространены «репрезентативные» или «репрезентативно-деловые» выставки. К ним относятся крупные между­народные выставки различных отраслей промышленности, а также вы­ставки, комплексно показывающие достижения какой-либо страны (респуб­лики, города и т. д.). Цель такой выставки — не столько показать отдельные экспонаты, сколько продемонстрировать высокий уровень раз­вития той или иной отрасли промышленности (или страны), дать зри­телю представление о ее могуществе, успехах, перспективности, о ее кра­соте (если речь идет о стране). В такой экспозиции средства худо­жественного оформления приобретают очень большое (если не главное) значение. Палитра художника становится безбрежно широкой: используют­ся цвет и свет, всевозможная графика и коллаж, фотография, скульп­тура, музыка, кино, телевидение. Все это организуется в разнообразную и целостную объемно-пространственно-цветовую структуру, в которой экс­понаты служат лишь «аргументами», доводами, помогающими убедить зри­теля в чем-то или проиллюстрировать мысль художника — организатора выставки. Композиция такой выставки и вся ее режиссура исходят из конкретного замысла и направлены на воплощение главной цели. Об этом кратко и выразительно пишет К. Рождественский: «...Идейно-эмоциональное содержание определяет весь строй художест­венных образов и средств выставочного ансамбля. Предположим: мы делаем две выставки — «Лицо фашизма» и «Празд­ник урожая». Пространство для первой выставки будет, если можно так выразиться, «тупиковое» — узкое, темное. Зрительно посетитель должен наталкиваться на стены, лабиринты, застенки. Для второй, наоборот, необходимо широкое, свободное пространство с открытыми горизонтальными линиями. Цвет в одном случае - черный, коричневый, мрачный, ржавый; в дру­гом — ясный, золотистый, солнечный. Форма стен, стендов, щитов, подставок, экспонатов в первом случае колючая, резкая, угловатая, а в другом — плавная и мягкая, как колышущиеся поля зрелой пшеницы. Материал в первом случае — ржавое железо, колючая проволока, решет­ки, обуглившееся дерево, а в другом свежее натуральное дерево, ко­лосья, холст, льняная ткань. Свет в первом случае резкий, дающий от решеток черные тени на стенды, потолки, экспозицию, а в другом — мягкий, рассеянный, спокойный.

Короче говоря, выбор конкретных художественных средств определяется идейным и эмоциональным содержанием выставки.

Художник должен специфическими средствами своего искусства выра­зить идею, смысл выставки и наше отношение к фактам и событиям, составляющим ее содержание.

В наше время практикуются и такие выставки, где нет никаких эк­спонатов. Само пространство павильона воздействует на зрителя своей конфигурацией, масштабом, динамикой, объемными скульптурными элемен­тами, эффектами света, цвета и музыки, экспозицией кинокадров. Всеми этими средствами зрителю внушается мысль о могуществе фирмы, су­мевшей устроить такое зрелище, о ее технической мощи (одна только полиэкранная киноустановка — это чудо техники), о ее богатстве (ки­но- и звукоаппаратура, тысячи метров кинопленки и т. д.— все это очень дорого стоит), наконец о том, что данная фирма — приятный деловой парт­нер (она не перегружает вашу психику чрезмерной информацией, а за­ботится лишь о том, чтобы вы развлеклись и отдохнули в ее павильо­не). Такие «выставки без экспонатов» были широко показаны на ЭКС­ПО-70.

«На выставке были продемонстрированы разнообразные формы кино-зрелищ. От павильона астрорамы, где изображение покрывает не только стены круглого зала, но и весь купол, до комбинации вертикальных, горизонтальных и висящих в воздухе двусторонних экранов. Варио- и поли­экраны, совмещение кино со слайдовым показом, проектирование на воду, на беспрерывно движущийся дым, на вращающиеся шары, на гигантские маски было использовано с большим эффектом. Можно сказать, что кино главенствовало на выставке. Открыты новые технические возмож­ности. Нужно подчеркнуть блестящую работу кинооператоров», — пишет К. Рождественский. При входе в павильон скандинавских стран посети­телю выдавались маленькие картонные экраны размером приблизительно ЗО Х ЗО см, на которых он, гуляя по темному павильону, видел изобра­жения, проектируемые с потолка.

На таких выставках цвет становится главным «действующим лицом». Примером может служить выставка ЭКСПО-70.

ЭКСПО-70, по словам К. Рождественского, представляла собой «фан­тастический, причудливый город»:

«Блеск металла, яркий цвет, ажурные конструкции поддерживают сте­клянные и металлические полусферы; качающиеся цветные надувные башни и цилиндры, извивающиеся среди металлических конструкций цветные резиновые трубы. Силуэт старинной японской пагоды соседствовал с вращающимся в воздухе зеркальным цилиндром-павильоном. Все это пе­реплеталось эскалаторами, на которых беспрерывно плыл поток посети­телей.

Море света, цвета. Меняющаяся окраска павильонов. Каскады воды са­мых причудливых форм, цветные облака водяной пыли. Феерия из воды света, цвета, огня, музыки...

...Яркая толпа посетителей, восточные одежды, парча, шелк, школьни­ки в цветных шапочках, крестьяне в скромных одеждах, небрежно оде­тая «модная» молодежь.

И над всем этим кипучим, ярким, фантастическим городом главенст­вовал взметнувшийся вверх павильон СССР»4.

Еще раньше, в 1958 г., на Международной выставке в Брюсселе, был построен павильон фирмы Филипс (по проекту Ле Корбюзье), представляющий собой как бы синтез музыки и архитектуры, с участием полиэкранных фильмов. «В павильоне шел восьмиминутный диапозитив­ный фильм с Музыкальным и световым сопровождением. Корбюзье сам составил сценарий и подобрал все диапозитивы. Музыку написали Эдгap Варез и Янне Ксинакне, последний был и автором расчета кон­струкций павильона, архитектура которого не только зримо ассоциирова­лась со звуковыми волнами, но и действительно участвовала в формиро­вании пространственности звучания музыки»,— пишет Е. Розенблюм.

Ради основной идеи выставки очень часто пренебрегают обычными правилами, справедливыми для «деловой» экспозиции, и, в конечном счете, это оказывается оправданным. Так, например, экспонаты порой выставляются на таком насыщенном графикой фоне, что их там трудно увидеть, если не сосредоточить взгляд специально. Иной раз средства оформле­ния отвлекают внимание от экспонатов, так как сами по себе они гораздо интереснее и привлекательнее. Иногда в залах дается слишком малая освещенность, не позволяющая рассматривать предметы, или последние располагаются за пределами обычного поля зрения человека. Все это допускается на репрезентативных выставках, если оправдано художест­венными и идеологическими целями. В советском павильоне на ЭКСПО-70

были синтезированы лучшие достижения экспозиционного искусства: остро-выразительные средства воздействия сочетались с документальным мате­риалом и «живыми» предметами.

И. Рязанцев пишет: «В основе концепции Советского павильона в Осаке лежит отказ от традиционного членения на многочисленные разделы, стремление выразить содержание в нескольких главных темах, обобщенно-синтетических и вместе с тем вполне конкретных. Авторы почти не обращаются к посредству станков, машин и даров природы, избегая того, что уже примелькалось на международных выставках. На ЭКСПО-70 наши мастера, как бы замыкая некий цикл развития, вновь отказываются от господства «натурных» экспонатов, характерного для выставок середины 50-60-х годов. Суть достижения страны выражается в сравнительно немногих образах с помощью экспонатов, созданных художниками. Важно, что это, как и в конце 20-х годов, отнюдь не станковые вещи, а произведе­ния, выполненные по законам искусства экспозиционного ансамбля.

В ленинском зале таковы центральная установка и две многоплановые фотопанорамы — «Петроград» и «Москва»; на вмонтированных в них экра­нах идут кинокадры, посвященные Ленину и Октябрьской революции. Синхронно меняющаяся цветовая подсветка панорам и звуковое сопровож­дение передают ощущение ночи, рассвета и дня — эмоциональный фон, созвучный основной теме зала».

В экспозиции музеев цвет обычно играет такую же роль, как и на «деловых» выставках; он прежде всего не должен мешать восприятию экспонатов и спорить с ними. Но если интерьер музея по своему стилю и характеру соответствует экспонатам и составляет с ними единую систе­му, то даже активная окраска его не мешает, а лишь способствует выразительности экспозиции. Так, живопись и скульптура XVIIIв. от­лично выглядят в интерьерах дворцов этого времени, а экспозиция, по­священная жизни А. С. Пушкина,— в обстановке жилого дома стиля ампир.

В музее всякая вещь живет дольше, чем на выставке, поэтому не­обходимо заботиться о создании для нее такой среды, в которой она могла бы именно жить, а не покоиться, как на кладбище. Эта идея должна быть руководящей при решении всех вопросов, связанных с ин­терьером музея. Подчас эту проблему только и возможно практически решить (или хотя бы приблизиться к ее решению) при помощи цвета, фактуры, освещения. Этими средствами можно «привязать» вещь к месту, сделать ее неотделимой от среды и тем самым дать ей «вторую жизнь».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.