Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематизация цветов по Оствальду

Теория Геринга о восприятии цвета

Эсвальд Геринг (1834—1918 гг.) — Немецкий физиолог, разработавший гипотезу цвето- и светоощущений, которая базируется на четырех основных цветах — красном, желтом, зеленом и синем.

Физиолог Геринг стремился к четкому разделению учения о цвете на физическую, физиологическую и психологическую области. В переносе понятий из одной области в другую он видел лишь затруднение для понимания и усложнение для исследовательской работы и тем самым тормоз для всего развития цветоведения.

Из постоянной полемики приверженцев Гёте и учеников Ньютона он сделал следующий вывод: «История физики есть одновременно история борьбы с предрассудками, которые вытекают из идентификации названий чувственных явлений и вызывающих их физических причин».

Геринг полагал, что все многообразие цветовых ощущений вызыва­ется тремя веществами, которые, имеются в нашем зрительном аппара­те (в сетчатой оболочке глаза). Каждое из этих трех веществ вызывает впечатление дополнительного цвета:

желтый — синий;

красный — зеленый;

черный — белый.

Поэтому Геринг в отличие от своих предшественников и современников вместо трех главных цветов принимал четыре исходных (первич­ных) цвета. Черный и белый не понимаются им в этом смысле как цвета.

Согласно теории Геринга ощущение желтого и красного цвета воз­никает в результате диссимиляции, т. е. разложения цветочувствительного вещества в зрительных клетках. Цвета: зеленый и синий возникают в ре­зультате ассимиляции (восстановления) этого вещества.

Мы обязаны Герингу подробным анализом значения для зритель­ного восприятия цветовой памяти и константности цвета, исследования­ми процессов адаптации и роли личного опыта в нашей оценке цвета предметов при меняющемся освещении.

 

Оствальд положил начало точной научной систе­матизации цветов. Главной областью его исследований была физика. Оствальд производил точные измерения отношения цветового впечатле­ния и длины волны, он определял путем смешения двух разных по цве­ту световых потоков дополнительные спектральные цвета и расположил цвета по признаку дополнительности в 24-частном цветовом круге. Предложен­ное им цветовое тело в форме двойно­го конуса представляет собой дальнейшее разви­тие цветового шара Рунге.

Оствальд ввел для всех чистых цве­тов название абсолютных цветов и отклонил тем самым необоснованное разделение на так называемые основные и производные (вторичные) цвета. Он стремился предста­вить все цвета в виде простой геометри­ческой системы. Оствальд различал три особенности (характеристики), как он сам их называл «три различные величины» цветового впечатле­ния. Этими величинами можно охарактеризовать любой цвет: V — абсо­лютный (чистый) цвет, W — доля белого цвета и S — доля черного цвета. Соотношение этих трех величин можно представить в виде равносто­роннего треугольника, носящего в цветоведении название «однотональ­ного цветового треугольника», который пред­ставляет собой продольный разрез цветового тела Оствальда.

Равновеликие координаты обозначают в каждом случае равную долю абсолютного, черного или белого цвета. Внутри одното­нального цветового треугольника Оствальд различал:

точка абсолютно белого цвета W

точка абсолютно черного цвета S

точка абсолютного (чистого) цвета V

на линии W—S нейтральный ряд

на линии W—V «светлочистые» цвета

на линии S—V «темночистые» цвета

во внутреннем поле все «замутненные» (с примесью серого) цвета

на вертикалях «теневые ряды»

Принимая величины V—W—S, Оствальд отошел от других исследователей, которые клали в основу цветового впечатления три других эле­мента — цветовой тон, насыщенность и яркость, или светлоту (Юнг, Гельмгольц и Максвелл).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Открытие Гельмгольца | Представления Оствальда о гармонии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.