Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние учения о цвете




Современные ученые-специалисты по цвету зани­маются вопросами систематизации цветов, основываясь на достижениях науки и практики. Исходными данными этой систематизации являются колориметрия (измерение цветов), а также определение диапазона яркости пигментов и цветовых световых лучей по системе МКО.

Не раз подчеркивалось, что наряду с изложением закономерностей воздействия цвета необходимо создать нормативную систематизацию цветов. При этом под системой следует понимать не просто определен­ный порядок регистрации совокупности координат цвета излучения. Сис­тема распространяется также на изложение простых эстетических связей (цветовые сочетания и цветовые ряды) и на использование цвета с учетом его выразительности.

Нормативы должны, далее, распространяться на ассортимент и изготовление стандартных цветов (не смешивать с типизацией красок) и на качество всех стандартизированных красителей и пигментов.

Кроме этого, современное цветоведение занимается вопросами целесообразного и целенаправленного цветового оформления во всех сферах жизни и деятельности человека, вопросами правильного использо­вания динамики цвета. Этот раздел цветоведения оказывает самое непосредственное влияние на работу художника и архитектора, в част­ности на цветовое решение интерьеров всех видов. В центре внимания исследователей находится целесообразное цветовое решение производственных помещений, лечебных учреждений и учебных заведений. Под целесообразным здесь следует понимать решение, повышающее произво­дительность труда, предохраняющее от несчастных случаев, успокаиваю­щее или возбуждающее.

Известно, что в основе воздействия цвета лежит сложное взаимодействие светового раздражения, функции органов зрения и процессов, происходящих в зрительных центрах головного мозга. Специалисты по цветоведению и врачи (физиологи и психологи) изучают условия труда, чтобы выбрать для каждого отдельного случая оптимальное цветовое оформление. Они устанавливают, какое цветовое решение лечебных учреждений ускоряет процессы лечения и выздоровления или какие соче­тания цветов повышают в школах внимание учащихся и одновременно снижают утомляемость зрения.

В Гроссботтене близ Лейпцига, месте долголетней работы Остваль­да, разрабатывается под руководством Манфреда Адама, помощника Оствальда, основополагающая система цветов. Бывший институт Виль­гельма Оствальда в наше время входит в состав Академии наук как отдел колориметрии и цветоведения Физико-технического института.

­Результаты исследовательских работ, проводимых в Гроссботтене, нашли свое первое отражение в цветовой карте TGL.Цветовая карта TGL является системой, регистрирующей всю совокупность координат цвета излучения, и одновременно основной системой всех эстетических структур и систематизаций в области цвета. Наряду с Гельмгольцем, Рунге и Оствальдом следует назвать также еще Менселла, Бауманна и Празе.

Американский художник Альберт Менселл создал заслуживающую

внимания систематизацию цветов, исходившую, правда, главным обра­зом из художественно-эстетических положений.

Большую помощь в практической работе художнику оформителю, а также и работникам других родственных профессий оказали карты цветовых тонов Пауля Бауманна и Отто Празе из г. Ауэ. Карты были составлены под углом зрения простоты их практического использования и основывались на рациональном принципе смешения: все цветовые ряды образованы из исходного пигмента (тем­ного или насыщенного) и белого. Атлас цветов к цветовым картам Бауманна—Празе содержал 1159 различных цветов, снабженных последо­вательной нумерацией. Обозначение цветов, к сожалению, сделано не по принципу систематической разбивки на определенные цветовые области, а по принципу последовательного перечисления; это значитель­но затрудняет пользование атласом.

В 1931 г. была введена международная трехцветная система изме­рений Международной комиссии по освещению (МКО), которая откры­ла путь для единой международной колориметрии.

В ХХ в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются все новые и новые цветовые системы, пространственные тела в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидной фигуры (Менселл), Многогранников со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс). Строятся различные цветовые круги, раз­рабатываются атласы цветов. Подобно тому, как слово в литературе оторва­лось от своей вещественной сути и обрело самоценность, так же и цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел: современная колориметрия не «смотрит» на цвет, она его вычисляет. Подразделение на главные и второстепенные цвета почти всюду потеряло актуальность. Лишь в некоторых областях деятельности, где требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета (геральдика, сигнализация, ко­дирование), главные цвета сохранили свои позиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.