КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место экономического анализа в системе экономических наук
Содержание, предмет, задачи и метод экономического анализа
В условиях рынка основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение максимальной величины прибыли, так как развитие каждого предприятия осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Принцип самоокупаемости и самофинансирования является основой экономического существования хозяйствующего субъекта. Реализация цели возможна только при условии создания конкретных видов продукции, работ, услуг, удовлетворяющих постоянно растущие потребности общества. Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для создания материальных благ и услуг, ограничены. Дефицит ресурсов обусловливает необходимость выбора: каких, сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как распределить. Цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции, работ, услуг, с одной стороны, и максимально возможным их количеством, обеспечивающим определенный стандарт жизни, с другой. Необходимо осуществить распределение ресурсов в соответствии с выбором структуры производства. Определение оптимальной структуры производства возможно только на основе экономического анализа спроса на продукцию, работы, услуги; рынков сбыта, их емкости; потенциальных покупателей и клиентов; возможности приобретения всех видов ресурсов, необходимых для выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ. Анализ – это разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие; их исследование. В основе исследования экономических явлений и процессов лежит теория познания, которая выступает в качестве методологической основы всех отраслей науки. Она определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа, объект и субъект познания. Процесс познания широко использует такие важные инструменты, как анализ и синтез, эксперименты и моделирование. Экономический анализ — специальная отрасль знаний. Его возникновение и развитие обусловлено определенными требованиями и условиями, которые неизбежно предъявляются к новой отрасли знаний. Экономический анализ как наука представляет собой совокупность знаний, связанную: · с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка; · с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения; · с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; · с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; · с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений. Экономический анализ комплексно, системно использует фактические данные, приемы и способы исследования математической статистики (способы группировки данных, корреляционный и регрессионный анализ). Экономический анализ тесно связан со специальными дисциплинами, такими как статистика, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая кибернетика, аудит, контроллинг. Бухгалтерский учет является основным источником экономической информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с бухгалтерскими учетными и отчетными данными в аналитической работе используется статистическая отчетность, хотя ее доля невелика. Экономический анализ тесно связан с планированием и управлением производства. В аналитической работе широко используются плановые показатели, в то же время научно обоснованное планирование и управление на микро- и макроуровне невозможно без использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее оптимальных управленческих решений. Использование в аналитических исследованиях математических методов значительно обогатило экономический анализ. С помощью математических методов стало возможным исследование большего количества объектов, изучение большего объема информации, а так же установление взаимосвязей между факторами, действующими на объект или процесс, и результатами этого действия. Выявление такой функциональной взаимосвязи позволяет разрабатывать экономико-математические модели объекта. Экономический анализ, представляющий собой одну из функций управления, является неотъемлемым этапом принятия и реализации управленческих решений. Это связано с тем, что принятие решений требует разработки нескольких вариантов решения хозяйственных ситуаций, их обоснования путем проведения экономического анализа, выбора наилучшего варианта управленческого решения. Более того, процесс управления диктует цель экономического анализа – сбор, обработку, классификацию и систематизацию, хранение и использование информации. Таким образом, направление и степень глубины экономического анализа определяется тем, насколько в процессе управления задействованы полученные результаты. Управление процессами производства обусловило связь экономического анализа с различными техническими науками. На основе результатов экономического анализа целесообразно совершенствовать технологию производства. Экономический анализ структуры объекта (конструкции изделия, этапов технологического процесса) позволяет исключить непроизводительные затраты, дублирующие процессы. Маркетинговая деятельность предприятия также требует соответствующего аналитического обеспечения. Маркетинговый анализ включает анализ: · состояния рынков ресурсов и рынков сбыта; · конкурентной среды; · характеристик потребителей и покупателей выпускаемой продукции; · эффективности товарной и ценовой политики предприятия. Экономический анализ используется и для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, эффективности проводимых им экологических и социальных мероприятий. Таким образом, экономический анализ является наукой, интегрирующей в себе ряд других наук.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |