КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальные свойства задачи оптимизации
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ Лекция № 3. Основные положения теории экстремумов. Тема № 1. Методологические основы теории принятия решений. Теория принятия решений
Обсуждено на заседании кафедры "___" августа 2011 г. Протокол № 1 1. Усвоить основные положения теории экстремумов. 2. Рассмотреть фундаментальные свойства задачи оптимизации. 3.. Воспитывать творческий подход и настойчивость при изучении дисциплины Время: 2 часа. Место: Аудитория.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Литература : Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник. М., «Экзамен», 2006. Наглядные пособия: дидактический материал (слайды). Технические средства обучения: “Лектор–2000”.
ВВЕДЕНИЕ
Проверить наличие студентов и их готовность к занятию. Объявить студентам о том, что они продолжают изучение темы «Методологические основы теории принятия решений», играющей важнейшую роль в понимании сущности дисциплины. Довести до студентов, что данная тема включает 6 часов аудиторных лекционных занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНИЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
При изложении первого вопроса рассмотреть фундаментальные свойства задачи оптимизации. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Как можно сформулировать понятие целевой функции?
При изложении второго вопроса рассмотреть понятия экстремума и оптимума функции одной переменной. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Какие задачи оптимизации с точки зрения формулирования целевой функции вы можете назвать? При изложении третьего вопроса изучить понятия экстремума и оптимума функции нескольких переменных. Изложение учебного материала п роводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Какие задачи называются задачами «на условный» и «на безусловный» экстремум? Любая задача оптимизации может быть представлена как задача максимизации или как задача минимизации: для перехода от одного вида задачи к другому достаточно изменить знак целевой функции. Так, задача минимизации функции f =(x -5) 2 эквивалентна задаче максимизации функции f 1=-(x -5) 2, и наоборот. Различают локальный и глобальный оптимумы (иногда применяют термины-синонимы: относительный и абсолютный оптимумы). Значение целевой функции, наилучшее на всей области D, называют глобальным оптимумом, а соответствующую точку X * – точкой глобального экстремума или глобальным решением. Если же f (X*) – наилучшее значение на окрестности точки X * в области D, то говорят о локальном экстремуме. Другой признак, по которому различают задачи и экстремумы, – наличие условий-ограничений, накладываемых на искомые переменные. Если модель задачи оптимизации не содержит условий (область D совпадает со всем евклидовым пространством), то имеем задачу на безусловный экстремум. В иных случаях, то есть при наличии ограничений, говорят о задаче на условный экстремум. Очевидны следующие фундаментальные свойства задачи оптимизации.
1. Для одной и той же целевой функции условный экстремум не может быть лучше безусловного. 2. Сужение (расширение) множества D не может улучшить (ухудшить) глобальный экстремум.
Решение задачи оптимизации. Не для всех задач может быть найдено оптимальное решение. Простейший пример: нельзя найти минимум функции f= 10- x как при отсутствии ограничений, так и при условии x і5. Для существования решения задачи оптимизации целевая функция и допустимое множество должны обладать определенными свойствами. В общем случае существование решения устанавливается следующей теоремой Вейерштрасса. Теорема. Всякая функция, непрерывная на непустом замкнутом и ограниченном множестве, обладает наибольшим и наименьшим значениями, которые достигаются либо внутри множества, либо на его границе. Условия теоремы гарантируют существование глобального оптимума, однако конкретная задача может иметь решение и на неограниченном или открытом множестве. На практике задачи исследования операций удовлетворяют условиям приведенной теоремы. Отметим, что теорема не требует непрерывности производных целевой функции. Для определения глобального экстремума необходимо выявить и исследовать все точки, подозреваемые на экстремум. Эти точки называют также экстремальными или критическими. Из необходимых условий экстремума и теоремы Вейерштрасса следует, что возможны только три вида экстремальных точек: - точки, в которых все частные производные первого порядка целевой функции одновременно обращаются в нуль, – стационарные точки; - точки, в которых одна или большее число частных производных первого порядка перестают существовать (терпят разрыв); - точки на границе допустимого множества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |