Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолингвистические теории порождения речи. Вероятностное прогнозирование

Перейдем к предмету психолингвистики.

Психолингвистика является базовой наукой для МПИЯ, которая определяет особенности владения и овладения вторым ИЯ, то есть особенности билингвизма, а также основные принципы обучения речевой деятельности и общению на ИЯ.

Предмет психолингвистики. Предметом психолингвистики является отношение между системой языка и языковой способностью человека осуществлять речевую деятельность, то есть психолингвистика описывает процессы кодирования и декодирования речи в процессе общения. Другими словами психолингвистика занимается проблемами порождения речи, порождения высказывания и проблемами понимания порожденного высказывания. Порождение речи, то есть функционирования речевого механизма, предполагает функционирование многих других механизмов: памяти, воображения, внимания, восприятия, вероятностного прогнозирования, а также различных анализаторов (слуховой и речемоторный в аудировании,зрительный, слуховой и речемоторный в чтении, двигательный, зрительный, слуховой и речемоторный в письменной речи, речемоторный и слуховой в говорении).

Почему знания в области психолингвистики необходимы для эффективного обучения ИЯ?

- необходимо знать психолингвистические закономерности овладения ИЯ, например, при учете возможностей переноса знаний и умений из одного языка в другой.

- Психолингвистические данные объясняют для методики закономерности порождения и восприятия речи и позволяют ей определить действия и операции по построению и расшифровке речевого сообщения, учитывая особенности видов РД.

- психолингвистика дает представления и стратегиях овладения иностранным языком. (Залевская А.А. http://najdi-sebja.ru/zalevskaya/vvedeniye_v_psikholingvistiku/skachat)

Например, стратегии запоминания. Стратегия транслитерации

Franchise – француз, китайского происхождения.

В существующих моделях порождения речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ф. Кайнц и др.), несмотря на расхожде­ния в системе понятий, принципиальной признается трехфазность структуры речевых действий: фаза планирования, фаза осуществ­ления и фаза контроля.

 

 

Остановимся по модели порождения речевого высказывания по Леонтьеву А.А. (Алексея Алексеевича)

Им была разработана целостная концепция порождения РВ. По Лентьеву данная модель включает пять фаз.

1. Исходным моментов является мотив, т.е. потребность выразить какую-либо информацию. Мотивация порождает речевую интенцию – намерение. Рассматривая эту фазу, Леонтьев приводит следующее сравнение. Он пишет, что на этом этапе говорящий имеет образ результата, но не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить.

- На следующем этапе мотив вызывает замысел, который трансформируется в обобщенную схему высказывания. На этом этапе происходит выделение темы (о чем сказать) и ремы (что именно сказать)

- Ключевым этапом является этап внутреннего программирования. Речемыслительный процесс на этом этапе происходит во внутренней речи.

Интересные результаты были получены при исследовании внут ренней речи в различных видах мыслительной деятельности. Было в частности, установлено, что внутренняя речь не является константным явлением, она неустойчива и находится на разных уровнях сложности. При выполнении более трудной умственной деятельности она приобретает большую интенсивность и развернутость, сигнализируя об усилении процессов умственного анализ синтеза, и иногда превращается во внутреннее проговаривание. Внутреннее проговаривание ("внешняя речь про себя", по определению П.Я.Гальперина) есть скрытая физиологическая актив­ность органов артикуляции, возникающая в определенных случаях и имитирующая в большей или меньшей степени процессы, происхо­дящие при реальном говорении. Внутренняя речь в отличие от внешней облада­ет особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагмен­тарностью, сокращенностью.
Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их сущест­венным сокращением.
При решении легких задач она ослабевает (редуцируется) или cовсем исчезает (см.: Соколов А. Н., 1968, с. 60).

- Следующим этапом является этап лексико-грамматического развертывания высказывания.

 

В процессе перехода от программы к ее реализации в языковом коде функционируют механизмы выбора слов, грамматическое прогнозирования, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, закрепления и воспроизведения грамматических форм. Параллельно с реализацией программы осуществляется моторное программирование высказывания.

На этапе грамматико-семантической и моторной реализации смыслового плана говорящий выбирает языковые средства в соот­ветствии с коммуникативной задачей. Опора на ассоциативно-ку­мулятивные связи помогает прогнозировать вероятность появле­ния определенного слова (или нескольких слов) в определенном лингвистическом окружении.

Из сказанного выше явствует, что процесс движения от мысли к слову связан с ориентировкой в ситуации и речевым планированием, т. е., по сути, с прогнозированием предстоящего текста. Таким образом, мы подошли к следующему вопросу, а именно к вероятностному прогнозированию, который носит название механизм опережающего отражения. Данный механизм по-разному выявлявляется в рецепции и продукции. В рецепции проявляется в процессе вероятностного прогнозирования, в продукции – упреждающего синтеза, в терминах Жинкина Н.И. Вероятностное прогнозирование представляет собой речевой механизм, способный предвосхищать возможность появления тех или иных элементов языка в воспринимаемой речи. Такое прогнозирование может иметь место на разных уровнях языка и определяется языковыми и смысловыми факторами. К языковым факторам относятся правила орфографии и грамматика, структурное оформление текста, к смысловым факторам – ситуативная информация и контекст. Вероятностное прогнозирование представлено вербальным и смысловым прогнозированием. Вербальное В.П. – свойство мышления на основе знания системы языка, лингвистического опыта строить вербальные гипотезы, которые распространяются как на отдельные слова и их части, так и на сочетание слов и общую структуру предложения. Смысловое В.П. – свойство мышления на основе предшествующего опыта и уже воспринятого предвосхищать на уровне содержания. Например, начало фразы Женщина закричала от, человек прогнозирует от боли, от того, что увидела, от самого порога и т.д. Вероятностному прогнозированию на иностранном языке можно обучать последовательно, сначала на материале прогнозирования следования картинок, прогнозирования каждого следующего высказывания. (Прослушайте начало предложения, догадайтесь о его продолжении, определите содержание текста по его заглавию, определите окончание слов, основываясь на восприятии его первых букв).

Наконец, действие упреждающего синтеза основано на так называемых лингвистических обязательствах, т.е. на связях между словами, связанными лингвистической вероятность: наличие парадигматических и синтагматических связей, упрощая данное понятие можно сказать, что слово дружит с одними словами и не дружит с другими: Так, например: победу можно только одержать, поражение потерпеть, роль –играть, выводы и комплименты делать.

На выбор слов оказывают влияние как родной, так и изучаемый язык. Их воздействие может иметь положительный и отрицатель­ный характер. Первый способствует осуществлению переноса, вто­рой выражается в интерференции. Известно, что причиной возник­новения интерференции является различие в системах изучаемого и родного языков. При контакте двух языков в сознании учащихся явления изучаемого языка сопоставляются не с явлениями родного языка, а с оппозициями, т.е. приводятся в систему, аналогичную родному языку. Дифференциальные признаки родного языка, как более стойкие, вносятся в систему дифференциальных признаков изу­чаемого языка. Причем чем меньше выражены различия, тем легче они подменяются дифференцирующими признаками родного языка и тем сильнее проявляется интерференция. Внутриязыковая интер­ференция проявляется в смешении дифференциальных признаков внутри системы одного языка.

 

- Заключительным этапом является этап внешней реализации.

 

Продуктом речевой деятельности является мысль. Мысль как предмет имеет несколько особенностей.

1. Мысль может характеризоваться различной степенью репродуктивности или продуктивности:

- мы можем пользоваться мыслями других, порождая собственное высказывание

- на основе анализа и синтеза языковых явлений и явлений окружающей действительности можем продуцировать собственную мысль

- можем воспринимать чужую мысль и ее воспроизводить

2. Мысль характеризуется наличием смысловых связей. Если таковые отсутствуют, то мы не будем поняты друг другом. Например, предложение БЕСЦВЕТНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ИДЕИ БЕШЕНО СПЯТ воспринимается нами как грамматически правильная бессмыслица. Или фраза, состоящая из набора грамматически связанных между собой заимствований из ИЯ слов: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАНАЛЬНОЙ ЭРУДИЦИИ НЕ ВСЯКИЙ ИНДИВИДУМ, МЕТАФИЗИРУЮЩИЙ АБСТРАКЦИЮ, СПОСОБЕН ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ТЕНДЕНЦИЮ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Предложение не имеет никакого смысла, но произнесенное с умным видом воспринимается как цитата из научного труда.

3. Следующая характеристика мысли – это ее динамичность, она раскрывается в самом процессе речевой деятельности, в ходе установления смысловых связей.

Способы формирования и формулирования мысли дифференцируются в зависимости от того, себе или другому человеку адресована мысль. Если мысль адресована себе, то имеет место внутренняя речь, если мысль адресована другому человеку, то имеет место внешняя речь. При этом здесь важен факт: присутствует другой человек при общении или отсутствует. В первом случае обычно говорят об устной речи, а во втором – о письменной.

 

 

 

Самостоятельно:

Языковые способности и способности к языку. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. 2005, Москва

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 2. 1. Предмет психолингвистики | Модель спроса. Общая функция спроса и функция спроса от цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.