КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные возрастные особенности развития организма человека в период обучения в школе
Школьный возраст — один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юношества. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Генетически запрограммировано развитие каждой клетки, ткани, органа, процессы роста и дифференциации, степень гетерохронности развития систем и всего организма. Но генотип человека — это только план его развития, реализация которого зависит от конкретного взаимодействия организма с факторами окружающей среды. Развитие подразумевает процесс количественных и качественных изменений в организме человека, которые приводят к усложнению организации и взаимодействия всех его органов и систем. Развитие включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все три фактора, характеризующие развитие организма, находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Фактор роста характеризуется как количественный процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, который приводит к увеличению массы организма. В процессе роста, кроме увеличения числа клеток и массы тела, увеличиваются значения других антропометрических показателей. Кости и легкие растут преимущественно за счет увеличения числа клеток, а мышцы и нервная ткань — преимущественно за счет процесса увеличения размеров клеток. Более точный показатель роста организма — повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей (Хрипкова, 1982). Характерная особенность процесса роста детского организма — неравномерность и волнообразность. Психологическое развитие в онтогенезе — последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой. Главное значение при этом приобретает возрастное восприятие окружающего мира. Неодинаковость возрастного восприятия в разные периоды детства, временное повышение его уровня и изменение направленности выделяют закономерно наступающие сенситивные периоды по мере созревания организма, когда возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях. Затем эти возможности постепенно и резко ослабевают. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним сторонам действительности, на других — к другим. Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности. Повышению восприимчивости содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполнительность. Средний школьный возраст (младшие подростки) сенситивен к вне-учебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможности. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию. Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы. В школьном возрасте продолжается интенсивное развитие форм и функций организма, которые в значительной степени зависят от условий жизни и качества психофизической деятельности учащихся, в частности, от использованных средств физической культуры. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система- К 9—11 годам происходит формирование взаимодействия мышц-антагонистов, что повышает координационные возможности детей. Этот возраст наиболее благоприятен для направленного развития подвижности в основных суставах. Крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность. Почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако деятельность нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. Высокие реактивность и возбудимость, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. Движения детей в этом возрасте достаточно быстры, но не отличаются точностью. К 7—9 годам у девочек наступает препубертатный период. Это первый критический период постнатального развития женского организма. Неблагоприятные воздействия среды могут оказать негативное влияние на становление женской репродуктивной системы и отрицательно сказаться на функции половой системы в будущем. Изменяются и совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В практике физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма служат основным критерием при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Для младших школьников естественна потребность в высокой двигательной активности. Поэтому важно обеспечить детям достаточный " объем двигательной активности, соответствующий их возрасту и индивидуальному состоянию здоровья. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счет удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб очень подвижен. Чрезмерные нагрузки ускоряют процесс окостенения и могут замедлить рост трубчатых костей в длину. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Подростковый возраст — период дальнейшего совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. В 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении массы мышц за счет утолщения мышечных волокон. Хорошо развивается выносливость. Возрастное развитие координации в основном заканчивается. Организация оптимального режима жизни, особенно двигательного, в этот возрастной период может обеспечить гармоничное развитие организма. Старший школьный возраст характерен относительно спокойным и равномерным протеканием процессов роста и развития. Замедляется рост тела в длину и увеличивается — в ширину, возрастает масса тела. Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные нагрузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц левой и правой половины тела. Различия между юношами и девушками достигают максимума. У юношей появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. У девушек значительно меньше возрастает мышечная масса, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, сила дыхательных мышц, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция легких, объем потребления кислорода менее развиты у девушек, чем у юношей. Функциональные возможности органов дыхания и кровообращения у них гораздо ниже. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами наблюдается замедление развития координационных двигательных способностей. Однако сохраняются еще значительные резервы для улучшения других двигательных способностей, особенно если заниматься систематически и правильно. Умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах добиться подобных результатов трудно и даже невозможно. Без знания возрастных особенностей детей нельзя правильно осуществлять физическое воспитание. Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста
Физическое воспитание в учебно-воспитательной сфере как составная часть общей системы воспитания должно обеспечить развитие физического, морального здоровья, комплексный подход к формированию умственных и физических качеств личности, физическую и психологическую подготовку к активной жизни и профессиональной деятельности на принципах индивидуального подхода, приоритета средств оздоровительной направленности, широкого использования разнообразных форм двигательной активности. Физическое воспитание — одно из направлений деятельности общеобразовательных и специальных школ, составляющая всей системы воспитания, обучения, образования и оздоровления детей 6—17 лет.
Специфика педагогического процесса физического воспитания определяется: • преимущественным воздействием на двигательные способности человека; • непосредственным созданием оздоровительного эффекта Цель физического воспитания в школьные годы — укрепить здоровье, повысить уровень физического состояния, физическую подготовленность и работоспособность, удовлетворить потребности отдельных учащихся и общества в формировании духовно и физически развитого человека и его активной жизненной позиции. Основные задачи в разных литературных источниках (учебниках, учебных и методических пособиях, программах и других официальных документах) могут быть сформулированы по-разному. Однако фундаментальное содержание этого процесса включает пять общих задач.
Основные задачи физического воспитания в школе
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |