Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль деятельности и состояния здоровья занимающихся




Контроль на уроках физической культуры

Подготовка педагога к уроку

Достижение цели физического воспитания зависит от эффективности проведения каждого занятия в системе физического воспитания в учебном заведении. Для обеспечения целенаправленной деятельности учителя и занимающихся, благоприятной рабочей обстановки и дисциплины на занятии педагогу необходима тщательная подготовка, которая должна начинаться еще до начала учебного года и основываться на изучении требований учебной программы, новой методической литературы и обобщении передового практического опыта квалифицированных коллег по итогам установочных учительских конференций.

Подготовка педагога к уроку включает два этапа: предварительный и непосредственный.

Предварительный этап подготовки осуществляется до начала учебного года и включает в себя анализ результатов работы за прошедший год, выявление недостатков и составление планов работы на предстоящий год:

• годовой план-график;

• поурочный рабочий план;

• план-конспект первых занятий.

Непосредственный этап заключается в подготовке учителя к конкретному уроку, планировании его содержания, организации, материального и методического обеспечения.

Готовясь к каждому уроку учитель должен четко сформулировать задачи и подобрать соответствующие упражнения, а также методику проведения урока, чтобы решить поставленные перед уроком конкретные задачи, доступные для выполнения контингентом занимающихся. При этом учитываются возрастно-половые особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы); исходный уровень их подготовленности; предварительный двигательный опыт.

4*

В таком сложном педагогическом процессе, как физическое воспитание, крайне важно и необходимо обучение самоконтролю. Данные самоконтроля существенно дополняют получаемую преподавателем информацию и облегчают выбор срочных решений в процессе занятий физическими упражнениями. Не менее важны своевременное осмысление преподавателем и занимающимися данных о состоянии, содержании, характере и результативности деятельности, влиянии на нее различных условий, выяснение причин возникновения ошибок и поиск конкретных путей их устранения.

 
 


Систематический контроль деятельности, поведения и состояния здоровья занимающихся становится наиболее эффективным при сочетании его с самоконтролем I

 
 

 


Контроль деятельности занимающихся должен быть всесторонним. Необходимо выявлять заинтересованность конкретными заданиями, упражнениями, учебной работой, а также уровень сознательности, ответственности, добросовестности и увлеченности. В поле зрения должно быть отношение занимающихся к преподавателю (уважительное, симпатизирующее, безразличное, боязливое, пренебрежительное, бестактное и т.п.), взаимоотношения занимающихся (межличностные! групповые), дисциплинированность, а также отношение к своему внешнему виду, осанке, манере держаться, выполняемым движениям, действиям, поступкам, окружающей обстановке и пр.

Существенное значение приобретает контроль выполнения правил охраны природы, исполнительности, личной инициативы, творческой активности, своих действий, эмоций, поведения, умения осмысливать и оценивать результаты, вносить в личные действия своевременные и правильные коррективы.

Нельзя упускать из виду объективные и субъективные трудности, возникающие в деятельности занимающихся, волевые усилия по их преодолению, трудолюбие и культуру учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Контролем преподавателя должны быть охвачены результаты и успешность индивидуальной или групповой деятельности занимающихся.

Обязателен постоянный контроль состояния организма занимающихся. В массовой физкультурной практике, особенно при большом количестве занимающихся в группе, пользуются простыми, общедоступными методами. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности. Необходим учет мнений и жалоб занимающихся по поводу предъявляемых требований, нагрузок

102

Поскольку почти все эти способы контроля опираются на субъективные оценки, следует проявлять осторожность в выводах и неоднократно проверять результаты наблюдений.

Анализ и оценка проведенного урока. Своевременный анализ преподавателем проведенного занятия способствует выявлению недочетов в собственных действиях, позволяет определить степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Анализ занятий физическими упражнениями требует специальных знаний и умений, педагогической наблюдательности и методического мышления, уровень которых повышается по мере приобретения педагогического мастерства.

Только при условии постоянного и вдумчивого осмысления и оценки своих действий можно своевременно внести необходимые коррективы в запланированный учебно-воспитательный процесс, обеспечить высокое его качество и эффективность.

Один из важных критериев качества и результативности занятия — степень решения намеченных задач. Судить о степени решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач можно по тем сдвигам, которые произошли в знаниях, умениях, навыках, отношениях, поведении занимающихся. Занятие можно считать неполноценным, плохо проведенным, если занимающиеся не овладели учебным материалом и даже закрепили ошибки. В зависимости от степени решения задач и числа овладевших учебным материалом, проведение занятия оценивается как отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Степень решения задач и реализации методических принципов должна быть подвергнута всестороннему анализу с тем, чтобы выяснить влияющие на нее факторы и дать преподавателю обоснованные рекомендации.

По данным хронометрирования и пульсометрии можно судить о качестве занятия. В процессе хронометрирования учитывают расход времени на различные действия и на этой основе определяют плотность занятия, степень рационального использования времени.

Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качества занятия. На основании показателей пульса выясняют реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, а также динамику этих реакций на протяжении всего занятия. В последнем случае вычерчивают так называемую "кривую нагрузки". По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, по площади фигуры, которая ограничена полученной кривой и проекцией исходного пульса на ось абсцисс, - об объеме нагрузки

Изменения пульса происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнениями достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагогических наблюдений с учетом типа занятия и предусмотренного содержания.

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. Всесторонний анализ отдельных участков пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок. Динамика "кривой" отражает постепенное приспособление организма к повышающимся нагрузкам, поддержание оптимального уровня работоспособности и, наконец, приведение организма в состояние относительного покоя. Такое распределение нагрузок, если его изобразить графически, чаще всего имеет вид волнообразной кривой. Однако не может быть универсальных кривых, поскольку нагрузки всегда должны соответствовать педагогическим задачам, особенностям и состоянию здоровья занимающихся, специфике выполняемых упражнений и др.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучать специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности занимающихся соответствующего возраста.

Контроль и оценка физической подготовленности школьников. Физическая подготовленность определяет степень готовности человека к определенному виду двигательной деятельности, т.е. уровень проявления двигательных способностей (физических качеств).

Оздоровительная направленность процесса физического воспитания в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех двигательных качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития и сглаживают трудности роста организма школьников на каждом из этапов его развития.

Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества.

Следовательно, улучшение результата в проявлении какого-либо качества обеспечивается совершенствованием лимитирующей его системы организма.

Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений-тестов, которые в школьном физическом воспитании представлены в "Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ". Для учащихся каждого года обучения в школе программа предусматривает определенные нормативы в проявлении основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

Комплексы контрольных тестов школьной программы, как правило, соответствуют нормативам государственных тестов для населения определенных регионов и являются сквозными (т.е. одними и теми же) для всех классов, различаясь только нормативными требованиями, что создает возможность проследить динамику индивидуальных результатов ученика на протяжении всех лет обучения. Способствуя дальнейшей динамике развития ведущего двигательного качества ученика, параллельно развивают и отстающие, поскольку ни одного упражнения нельзя выполнить

 

Контроль и оценка физической подготовленности проводятся с помощью педагогического тестирования, предусматривающего следующую последовательность действий:

обеспечить условия для выполнения тестов;

измерить полученный результат и зафиксировать его в протоколе;

сопоставить фактический результат с нормативом, оценить соответствующими баллами и определить уровень развития двигательного качества (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);

на основании анализа полученных данных определить ведущие двигательные ка-

чества ученика (генетическую предрасположенность) и отстающие (ниже среднего и низкий уровень);

подобрать соответствующие средства и параметры физических нагрузок длякаждого ученика с целью обеспечения условий для укрепления его здоровья, успешного усвоения им требований школьной программы по физическому воспитанию и нормальной жизнедеятельности. Основное правило, которым нельзяпренебрегать в работе над повышением уровня физической подготовленности,формулируется так:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.