Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование рынка с помощью налогов и дотаций




 

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (не единственность равновесия, его нестабильность), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.). Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), другими методами.

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов, (например, налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший его акциз, введенный в России в 1992 г.).

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет являются обычно продавцы.

 

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара.

1) Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами (рис. 13). Введение налога уменьшит предложение со стороны продавцов. Кривая предложения переместится влево от кривой S на величину Т и займет положение S1.

Почему на величину Т? Дело в том, что теперь, после введения налога, продавцы согласны предложить то же количество товара, если цена будет на Т рублей выше, чем РЕ.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Р+, Р-, Q1.

Р+ - цена которую фактически платит покупатель, окажется выше первоначальной РЕ.

Р- - цена, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной РЕ.

Q1<QE - объем рынка Q, будет меньше первоначального QE. Общая сумма налога, поступающего в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+E1-. Из графика видно, что, несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Теперь потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями (рис. 14). В этой ситуации покупатели сокращают спрос. Кривая спроса сместится влево на величину Т и займет положение D1. Q2, Р+, Р- будут точно такими же, как и случае, когда налог вносится в бюджет продавцами.

Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически увеличиваемой покупателями, и повышение цены, фактически получаемой продавцами.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Линии спроса и предложения имеют пологие наклоны (эластичный товар, то есть имеющий много заменителей) - см. рис. 15а.

Линии спроса и предложения имеют крутые наклоны (неэластичный спрос, например, товар первой необходимости) - см. рис. 15б. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Линия спроса имеет очень крутой наклон (товар первой необходимости). Линия же предложения имеет весьма пологий наклон. Из рис. 16а видно, что большая часть налогового бремени (Р+ - РЕ) возлагается на покупателей и меньшая часть (РЕ – Р-) - на производителей.


Для сравнения на рис. 16б изображена противоположная ситуация.

Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций.

Дотация - это как бы "налог наоборот". Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции (рис. 17.). Это приведет к сдвигу линии предложения на V рублей вправо. В результате объем продаж увеличивается до Q1, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+.

 

Государственное воздействие на рынок с помощью фиксированных цен

Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Как показано на рис. 18. государство может установить цену равновесия (P1>PЕ), так и ниже ее (Р2Е). В первом случае это приведет к избытку предложения ΔS=Q1S-Q1D, во втором случае к дефициту ΔD= Q2D - Q2S. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q1D единиц продукции, во втором - Q2S.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Возникающий при этом избыток продукции правительство закупает - на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, равно площади прямоугольника Q1DAB Q1S. Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к повышению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних сил.

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т.д. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Дефицит. Рынок эмитирует дефицит: в коротком периоде - через повышение цены, а в длительном - путем расширения производства, приспособления предложения к изменившемуся спросу. Однако государство может оказаться заинтересованным в том, чтобы по тем или иным причинам не допустить повышения цены. В том случае правительство может заблокировать цену на уровне ниже равновесной. Чтобы не допустить дефицита правительство устанавливает дотацию производителям продукции. Когда дальнейший рост предложения уже невозможен вследствие полного использования производственных мощностей, возникает устойчивый дефицит. Распределение приобретает случайный характер, развивается черный рынок, вводится рационирование (талоны, карточки и т.д.).

Примерного такому сценарию развивался в СССР дефицит на рынке мясомолочной продукции. Государственные розничные цены на товары этой группы поддерживались на неизменном уровне с 1962 г. В 1965 г. появились дотации, которые составили 3,6 млрд. руб. Общая сумма дотаций к 1990 г. достигла 100 млрд. руб. При этом в расчете на члена семьи дотации на продукты питания составляли в конце 80х г.г. в малообеспеченных семьях 8, а в высокообеспеченных 24 руб. в месяц.

 

Избыток (рента) покупателя и продавца

Добровольный обмен взаимовыгоден. Выгода участников обмена выражается понятиями - избыток (рента), излишек потребителя и производителя (иногда их называют излишками покупателя и продавца, что более точно отражает содержание этих понятий).

Избыток покупателей проистекает из того, что они оплачивают все единицы товара по единой рыночной цене, а не по ценам спроса. Он характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара (ΔАРЕЕ на рис. 19.).

Избыток продавцов проистекает из того, что они продают все единой цене, а не по ценам предложения (ΔВРЕЕ на рис. 19.).

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (англ. social gain), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, то есть в связи с существованием рынка (ΔАВЕ).

Рассмотренные понятия могут быть эффективно использованы при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке эффективности сооружения за счет государственного бюджета, объектов инфраструктуры и в ряде других случаев.

Рассмотрим несколько примеров использования этих понятий применительно к проблемам ценообразования и налогообложения.

В результате введения потоварного налога излишек потребителей сократился с площади ΔАР+E1 (рис. 20.). Излишек производителей сократился с площади ΔВРЕЕ до площади ΔВР-С. Правда, часть этих потерь компенсируется поступлениями в госбюджет потоварного налога в сумме, равной площади прямоугольника P+E1CP-. Эти деньги в принципе могут быть использованы государством в интересах тех же потребителей и производителей. Тем не менее, часть потерь, равная площади ΔCE1E, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

Если введение налога вызывает чистые потери, то не приведет ли введение потоварной дотации к чистому общественному выигрышу? Оказывается, что нет.

Излишек потребителей возрос на величину площади трапеции PЕEE1P-, излишек производителей возрос на величину площади трапеции PЕЕСР+ (рис. 21.). Таким образом, суммарный излишек возрос на величину площади фигуры P+CEE1P-. Однако общая сумма дотаций равна площади прямоугольника P+CE1P- и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади ΔСЕE1 Эта величина представляет чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

Попытаемся оценить изменения в положении потребителей и производителей, вызванные введением правительством фиксированной цены (рис. 22.).

Первоначально излишек потребителей равнялся площади ΔАРЕЕ, излишек производителей - площади ΔВРЕЕ.

Допустим, правительство ввело фиксированную цену Р1. При такой цене возникает товарный дефицит, объем продаж сокращается до Q1. Что касается излишка производителей, то тут все ясно. Он сокращается до площади ΔBP1C. Сложнее обстоит дело с определением излишка потребителей. Величина этого излишка зависит от того, кому именно из покупателей достанется дефицитный товар. Если он достанется покупателям с высокими ценами спроса, то его величина будет больше. Если он достанется покупателям с низкими ценами спроса, то, естественно, его величина окажется меньше. Поэтому необходимо сделать две оценки излишка потребителей: верхнюю и нижнюю, между которыми находится его фактическая величина.

Потребители с высокой индивидуальной ценой спроса представлены точками самой верхней части линии спроса D. Излишек потребителей равен площади трапеции AP1CF. Он может быть как больше, так и меньше излишка потребителей при равновесной цене РЕ. Это зависит от того, площадь какой фигуры больше: прямоугольника РЕRCP, или ΔFRE. В то же время можно однозначно утверждать, что даже если дефицитный товар достанется "богатым" покупателям, суммарный излишек потребителей и производителей в результате введения фиксированной цены сокращается с площади ΔАВЕ до площади трапеции ABCF. Чистые потери общества равны площади ΔCFE.

Потребители с низкой индивидуальной ценой спроса представлены точками отрезка NK линии спроса D. Длина отрезка МК равна объему продаж Q1 и, следовательно, равна длине отрезка P1C. Нижняя оценка излишка потребителей равна, таким образом, площади ΔNMK. Нетрудно убедиться, что она, безусловно, меньше излишка потребителей при равновесной цене. Получается парадоксальный результат. Введение фиксированной цене могло быть продиктовано заботой правительства о потребителях данного товара. Но в итоге излишек, то есть чистая выгода потребителей, может не увеличиться, а сократиться. Так как ΔNMK равен ΔALF, то в этой ситуации чистые потери общества равны площади фигуры LFECP1.

 

Тесты:

 

1. Кривая спроса на графике закономерно имеет:

а. отрицательный наклон;

б. положительный наклон;

в. вид горизонтальной линии;

г. вид вертикальной линии.

 

2. Обратная зависимость между экономическими величинами представляется графически в виде:

а. вертикальной линии;

б. восходящей линии;

в. горизонтальной линии;

г. нисходящей линии.

 

3. Закон спроса выражает:

а. изменение спроса с ростом дохода;

б. уменьшение спроса с ростом дохода;

в. обратную связь между ценой и величиной спроса;

г. прямую связь между ценой и величиной спроса.

 

4. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а. возникает излишек товаров;

б. возникает дефицит товаров;

в. падает цена ресурсов;

г. формируется рынок покупателя.

5. Прямая зависимость между экономическими величинами представляется графически в виде:

а. вертикальной линии;

б. горизонтальной линии;

в. нисходящей линии;

г. восходящей линии.

 

6. Равновесная цена – это цена, при которой:

а. величина предложения и величина спроса уравновешиваются;

б. формируется излишек продукта;

в. существует дефицит продукта;

г. кривая спроса сдвигается влево.

 

 

7. Отметьте фактор, не характеризующий детерминанту изменения спроса:

а. число покупателей;

б. потребительские вкусы;

в. снижение цены товара;

г. доход.

 

8. Отметьте фактор, не характеризующий детерминанту изменений предложения:

а. изменение цены на данный товар;

б. цены на другие товары;

в. технология;

г. цены на ресурсы.

 

9. Изменение какого фактора не вызовет изменение кривой спроса:

а. численности потребителей;

б. размера национального дохода;

в. вкусов и предпочтений у потребителей;

г. цены товара.

 

10. Закон предложения характеризует:

а. увеличение предложения продукта с уменьшением спроса;

б. уменьшение предложения продукта с ростом спроса;

в. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого продукта;

г. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого продукта.

 

 

11. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а. сдвиг кривой спроса вверх;

б. сдвиг кривой предложения вверх;

в. сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

г. сдвиг кривой предложения вниз.

 

12. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а. потребность;

б. спрос;

в. необходимость;

г. желание.

 

13. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а. вниз и влево;

б. по вращению часовой стрелки;

в. вверх и вправо;

г. против вращения часовой стрелки.

 

14. Совершенствование технологии сдвигает:

а. кривую спроса вверх и вправо;

б. кривую спроса вниз и вправо;

в. кривую предложения вниз и вправо;

г. кривую предложения вверх и влево.

 

 

15. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а. рост налогов на частное предпринимательство;

б. рост потребительских доходов;

в. падение цен на производственные ресурсы;

г. падение цены на взаимодополняющий товар.

 

Литература

1. Гайгер, Линдвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.

2. Кураков Л. П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Вуз и школа, 2004.

3. Микроэкономика: Учебное пособие./ Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. – Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1997.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

6. Экономика. Учебник./ Под ред. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.