КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение миссии и целей фирмы
Структура стратегического планирования
Процесс стратегического планирования включает: • определение миссии предприятия, организации; • формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации; • оценку и анализ внешней среды; • оценку и анализ внутренней структуры; • разработку и анализ стратегических альтернатив; • выбор стратегии. Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также: • реализацию стратегии; • оценку и контроль выполнения стратегии. Основные компоненты стратегического планирования: 1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. 2. Формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи. 3. Анализ и оценка внешней среды. Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды, непосредственного окружения. 4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. 5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. На этом этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. 6. Выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. 7. Реализация стратегии. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими; необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами. 8. Оценка и контроль стратегии. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.
Процесс стратегического планирования основан на том, что никакая фирма не может успешно существовать в рыночной экономике, если она не имеет четкого статуса, целей и ориентиров своей деятельности. Целевое начало в деятельности фирмы в процессе стратегического планирования выражается в двух параметрах: миссии и целях. Установление миссии и целей, а также выработка стратегии поведения фирмы, которая бы обеспечивала выполнение миссии и достижение фирмой своих целей, является задачей стратегического планирования и целью высшего руководства. В широком понимании миссия фирмы рассматривается как философия (концепция) бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, и показывающая, как фирма намеревается осуществлять свою деятельность. В этом понимании миссия фирмы изменяется редко. Ее изменение ведет к изменению характера, содержания и структуры хозяйствующего субъекта. В узком значении под миссией понимается комплекс параметров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм. Значение определения миссии фирмы: • детализирует статус (правовое положение) фирмы и формирует цели и стратегию деятельности; • создает основу для принятия решений менеджерским персоналом; • формирует клиента, т.е. миссия рассматривается с точки зрения потребностей клиентов; • является базой для развития фирмы, поскольку заставляет менеджерский персонал систематически пересматривать факторы, лежащие в основе деятельности структурных подразделений фирмы; • понимание миссии позволяет менеджерскому персоналу взглянуть на происходящее в фирме с позиций системного подхода; • служит для рациональной организации производства, труда и управления. Требования к содержанию миссии: 1. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. 2. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей. 3. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность фирмы (собственники фирмы; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.п.). 4. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы; существующего стиля поведения собственников и менеджеров; состояния среды обитания фирмы; располагаемых ресурсов; отличительных особенностей фирмы. Миссия фирмы должна включать: 1. Целевые ориентиры, указывающие задачи, на решение которых направлена деятельность организации. 2. Сферу деятельности фирмы, показывающую, какой продукт фирма предлагает покупателям и на каком рынке его реализует. 3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, верования. 4. Способы осуществления деятельности фирмы. Цели — это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. В стратегическом планировании цели являются самым главным и основополагающим компонентом. Их роль определяется следующим: • они служат исходной точкой планирования стратегии; • цели лежат в основе организации фирмы; • на целях базируется система мотивации фирмы; • цели служат базой при контроле и анализе производственно-хозяйственной деятельности. В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания миссии, особенностей внешней среды и других факторов, каждая фирма формирует собственную систему целей. Основные направления установления целей фирмы: • доходы фирмы, отражаемые в показателях: величина дохода; прибыль; рентабельность; доход на акцию и т.п.; • эффективность, выражаемая в издержках, себестоимости, материалоемкости продукции, производительности и т.д.; • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная (по отношению к конкуренту) доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; • ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые, например, структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.; • производственная мощность предприятия, касающаяся занимаемой площади, количества установленной техники и т.п.; • продукция, выражаемая в таких показателях, как величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения продукции, номенклатура (ассортимент), показатели качества и т.п.; • организационные изменения в фирме, касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.; • качество работ с покупателями, выражаемое в таких показателях, как скорость обслуживания, количество претензий и рекламаций и т.д.; • социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.); • потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива); • развитие фирмы, выражающееся в темпах роста бизнеса. Требования, предъявляемые к целям: 1. Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев. 2. Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. При их постановке должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. 3. Множественность. Необходимо ставить много целей, а не одну. Цели необходимы для всех сфер, от которых зависит жизнеспособность всего предприятия в целом. 4. Достижимость (реальность). Реальность целей означает, что они должны быть достаточно напряженными, т.е. не слишком легкими для достижения, чтобы не расхолаживать сотрудников; они должны быть достижимыми, т.е. не выходить за пределы возможностей исполнителей. 5. Гибкость. Гибкость означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации. 6. Измеримость. Она означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации. Если цели трудно измерить, то это вызывает разночтения в понимании их смысла, места и роли в стратегическом планировании, затрудняет процесс измерения полученных результатов деятельности, вызывает конфликты. 7. Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате ее достижения, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать. 8. Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Это означает, что долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные - долгосрочным. При этом цели должны быть органически увязаны между собой, не противоречить друг другу. 9. Приемлемость. Это означает: совместимость целей фирмы с собственными интересами участников фирмы; учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков, общества в целом. В любой крупной фирме, имеющей несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей, которая представляет собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели (задачи) нижележащих уровней. Особенность декомпозиции в следующем: • цели более высоких уровней всегда носят более обобщенный характер и рассчитаны на более продолжительный период; • цели более низких уровней выступают в качестве средств достижения целей вышележащих уровней и рассматриваются по отношению к ним как задачи; • краткосрочные цели вытекают из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией. Посредством реализации краткосрочных целей фирма шаг за шагом движется к долгосрочным целям; • правильно построенная система целей является своего рода каркасом, который связывает работу всех подразделений и исполнителей в единое целое, направляет их на выполнение миссии фирмы. Подходы к процессу структуризации целей: централизованный и децентрализованный. 1. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. Руководители структурных подразделений фирмы получают в плане готовые к реализации цели и детализируют их в заданиях для конкретных исполнителей. Преимущества такого метода состоят в том, что все цели в системе подчинены единой конечной цели, т.е. имеют единую ориентацию. Недостаток централизованного подхода заключается в возможном неприятии целей на нижних уровнях, т. к. они могут противоречить интересам и статусу структурных подразделений и исполнителей. В этом случае отсутствует возможность повлиять на процесс декомпозиции целей со стороны исполнителей, что может быть дестимулирующим фактором. 2. При децентрализованном методе формирования целей в процессе структуризации участвуют наряду с высшим уровнем управления также все нижележащие уровни. Принципиальное отличие децентрализованного метода от централизованного состоит в возможности нижележащих уровней влиять на содержание и характер своих целей деятельности, что является несомненным достоинством данного подхода. Т. о., общим требованием всех методов является то, что решающая роль в установлении целей всем уровням и звеньям организационной структуры принадлежит высшему руководству. Технология обоснования целей: 1. Выявление и анализ тенденций во внешней среде. 2. Установление конечных целей. 3. Построение иерархии целей. 4. Установление индивидуальных (локальных) целей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |