КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекция нарушений осанки, подвижности в суставах, деформации стопы
Специфика развития двигательных способностей и физических качеств учащихся
В специальных школах VIII вида около 70 % школьников подвержены различным нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний. Коррекция осанки продолжается на протяжении всего периода обучения умственно отсталого ребенка и не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе; упражнения на осанку должны быть обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков и т.д. В программе упражнения на формирование осанки построены так, что одни ориентированы на развитие крупных мышц спины, живота, плеч, рук, ног и других частей туловища, другие – на развитие ощущений правильной осанки. Например, такие упражнения, как ходьба с грузом на голове, ходьба по гимнастической скамейке, висы с расслаблением тела, направлены прежде всего на развитие мышечных ощущений правильной осанки. А упражнения на прогибание, лежа на животе, с гантелями и без них, лазанье по гимнастической стенке, статические упражнения влияют главным образом на развитие «мышечного корсета». Материал программы для формирования осанки необходимо рассредоточить на уроках физкультуры в течение всего учебного года, включая его в каждый урок и выполняя упражнения в течение от 2 – 3 до 8 – 10 мин. При этом учителю надо знать, каковы у каждого школьника дефекты осанки, и уже в соответствии с этим использовать упражнения. С формированием осанки связаны построения, перестроения, ходьба в строю, выполнение различных гимнастических упражнений, а также включение упражнений на осанку в подвижные игры, в разные части урока, проводимые групповым, фронтальным, индивидуальным методами; использование их в малых формах физического воспитания в школе, во внеклассной работе. Таким образом, у учителя физической культуры есть широкие возможности для формирования правильной осанки учащихся. Упражнения для формирования правильной осанки по степени возрастания их сложности даны в Приложении III. Практически во всех разделах программы по физической культуре есть упражнения на растягивание суставов, развитие их гибкости и подвижности. Особенно нужны они в начале каждого занятия – чтобы подготовить суставно-связочный аппарат школьника к основной части урока. Подвижность в суставах – необходимое качество для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Подвижность в суставах проявляется в двух формах: подвижность в пассивных движениях и пассивность в активных движениях. Пассивные движения осуществляются с посторонней помощью или с помощью собственной силы (например, сгибание левой руки в локтевом суставе с помощью правой до появления болевых ощущений). Активное движение выполняется за счет сокращения мышц, участвующих в движении. При этом надо учитывать, что степень, активной подвижности всегда меньше пассивной. Разница между показателями пассивной и активной подвижности является запасом подвижности. Развитием подвижности в суставах характеризуется гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. При выполнении упражнений на развитие подвижности в суставах нагрузка определяется в основном следующими компонентами: амплитуда выполняемого движения, характер упражнения, количество повторений, продолжительность выполнения упражнений. Средствами развития подвижности в суставах являются упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой, – махи, рывки, наклоны, шпагаты, сгибания, разгибания; пронация, супинация конечностей; пассивные движения с использованием собственной сипы, с отягощениями в уступающем режиме, выполняемые с помощью партнера. Оптимальной нагрузкой в упражнениях на развитие подвижности в суставах является 8 – 15 движений. Нередко нарушение осанки связано с деформацией стопы – плоскостопием, которое возникает, как правило, в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника; при ходьбе, беге и прыжках появляются боли в ногах и спине, это ведет к ухудшению осанки и физического развития в целом, ослабляет опорную функцию ног, затрудняет движения. При коррекции плоскостопия используют средства, способствующие укреплению мышечного и суставно-связочного аппарата. Упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия: «приведение» и «отведение» стоп; сгибание и разгибание стоп в положении стоя, сидя, лежа; поднимание и опускание стопами набивного мяча; захватывание стопами матерчатого коврика; захватывание пальцами ног различных предметов; ходьба на носках и на внешней стороне стопы; сгибание и разгибание пальцев ног; вращение стопами влево, вправо; стойки на снарядах круглой и цилиндрической форм; удержание равновесия на одной ноге на различных снарядах; ходьба и бег босиком по песку, матам; поднимание на носки и возвращение в исходное положение; ходьба по гимнастическим палкам, лежащим поперек направления движения. Развитие быстроты. Чтобы успешно решать задачи физической подготовки умственно отсталых школьников, нужно знать средства и методы развития этих качеств, а самое важное – уметь дозировать нагрузку. Среди всех физических качеств определяющим, пожалуй, является быстрота, в значительной степени способствующая успеху в достижении положительных результатов в быту и трудовой деятельности. Известны три формы проявления быстроты как физического качества: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота движений. Различают простые и сложные двигательные реакции. Первые характеризуются выполнением известного движения на ранее известный сигнал. Например, повороты, остановки, различные действия по сигналу учителя и др. Реакции, не отвечающие этим требованиям, относятся к сложным. Быстрота двигательной реакции имеет чрезвычайно большое значение для жизни и трудовой деятельности аномальных детей. Современная техника, условия передвижения по улице, физические упражнения предъявляют высокие требования к быстроте реакции. А между тем уровень развития двигательной реакции у аномальных детей ниже, чем у детей в норме. Поэтому развитие быстроты простой двигательной реакции умственно отсталых детей имеет для них жизненно важное значение. Наиболее распространенный метод ее развития – повторное быстрое реагирование на внезапно появившийся сигнал или изменение окружающей обстановки, например, изменение направления движений по сигналу преподавателя, повторное выполнение низкого старта и пр. Очень ценны для развития быстроты двигательной реакции (как простой, так и сложной) разнообразные подвижные и спортивные игры. Для достижения высокой скорости передвижения нужно развивать скоростные качества, т.е. различные формы проявления быстроты, способствующие достижению высокой скорости передвижения. Развитие скоростных качеств – одна из сложных проблем в теории и практике физического воспитания. Известно, что вообще среди всех физических качеств труднее всего поддаются совершенствованию скоростные; так обстоит дело и у аномальных детей. Низкая степень координации, скованность движений, малая подвижность, замедленное время двигательной реакции ведут к понижению скорости выполнения спортивных и трудовых движений, к нерациональному распределению усилий. В связи с этим следует использовать общеизвестные методы развития быстроты у умственно отсталых детей и подростков, учитывая особенности их двигательной сферы и функционального состояния организма. В качестве основных средств развития быстроты применяются упражнения, которые можно выполнять с околомаксимальной и максимальной интенсивностью. Преимущественным методом при развитии скоростных качеств является повторный. Он предусматривает оптимальную реализацию основных компонентов нагрузки: интенсивности упражнения, длительности его воздействия, характера отдыха и количества повторений. Как мы уже отмечали, быстрота успешнее развивается тогда, когда упражнения выполняют с 95 – 100%-ной интенсивностью. Однако упражнения должны быть простыми, уже хорошо освоенными. Прежде чем выполнять их с максимальной скоростью, нужно повторить на средних и субмаксимальных скоростях, чтобы избежать излишнего напряжения. Это будет способствовать развитию быстроты на первых этапах обучения. В дальнейшем наибольший эффект в приросте показателей быстроты дают упражнения, выполняемые при максимальной и нарастающей интенсивности, например, бег на месте и в упоре; работа рук с нарастающей частотой движений; ускорения и т.д. При первых же признаках утомления выполнение ребенком упражнений прекращается. Длительность выполнения, как и другие компоненты нагрузки, должны достигать оптимальной величины. Минимальная длительность выполнения упражнений определяется прежде всего длительностью от начала до достижения максимальной скорости. Следовательно, если нельзя достигнуть максимума скорости выполнения из-за малой длительности упражнения, значит, нагрузка в этом случае будет недостаточной для оптимального развития быстроты. Сейчас уже установлено, что высшая скорость бега на 100 м достигается между 5-й и 6-й секундой. Таким образом, длительность выполнения, превышающая эти величины, нецелесообразна, так как будет способствовать развитию не быстроты, а выносливости. Наблюдения, проведенные за умственно отсталыми детьми по определению достижения максимальной скорости в беге на месте, показали, что они достигают максимума раньше. Это говорит об их слабой скоростной подготовленности. При развитии скоростных качеств у аномальных детей длительность упражнений на быстроту не должна превышать 2 – 3 с в одном повторении. На эффективность развития быстроты очень влияет плотность воздействия – интервалы отдыха. Интервалы между повторными нагрузками должны обеспечить оптимальное восстановление работоспособности. Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими факторами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с «погашением кислородного долга». Повторная работа без снижения интенсивности длительное время может выполняться при условии оптимальной возбудимости ЦНС и достаточного восстановления функций вегетативных органов. Поэтому интервалы отдыха должны быть достаточно короткими, чтобы не снижалась возбудимость ЦНС, и настолько длинными, чтобы оптимально восстанавливались показатели вегетативных функций. В зависимости от интенсивности, длительности воздействия и индивидуальных способностей к восстановлению продолжительность интервала можно установить от 1 до 3 мин. Замечено, что чем существеннее глубина отклонений в развитии двигательного анализатора у аномальных детей, тем больше требуется интервалов отдыха. При повторном выполнении скоростных упражнений нужно использовать активный отдых, чередуя его с пассивным. Средствами активного отдыха могут быть упражнения небольшой интенсивности, близкие по характеру к основным. При повторной скоростной работе в зависимости от степени физической подготовленности аномального ребенка наступает утомление, которое выражается в снижении интенсивности выполнения упражнений. Это говорит о том, что работу над развитием скорости надо прекратить. Опыт работы и научные исследования позволяют констатировать, что объем повторной работы с высокой интенсивностью можно увеличивать, если ее проводить серийно: 2 – 3 упражнения в серии с отдыхом 1 – 3 мин между выполнением упражнений и 3 – 5 мин между сериями. Количество повторений скоростных упражнений в одном занятии не должно превышать 5 –10 раз. Учитывая, что скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном возбуждении нервной системы, занятия надо строить так, чтобы упражнениям по быстроте на отдельном занятии не предшествовала утомительная работа, поэтому упражнения на быстроту проводятся в начале урока после хорошей разминки. Развитие быстроты проводится и при выполнении домашних заданий по физической культуре. В таблице 2 представлены основные средства по развитию быстроты у умственно отсталых школьников. Дозировка рассчитана на ученика 5 – 6-го классов средних способностей; в дозировке для учащихся другого возраста учитель должен сориентироваться сам. Не все дети смогут выполнить упражнения, предложенные в таблице 2, поскольку здесь есть и достаточно сложные в координационном отношении движения, поэтому учитель должен сам подобрать эти упражнения.
Таблица 2 Средства развития быстроты
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |