Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие силы

Среди качеств двигательной функции человека огромное значение имеет мышечная сила. Силовая подготовка способствует становлению и совершенствованию двигательных координаций, осанки. Более того, недостаточный уровень развития силы и неполноценный подбор упражнений не обеспечивают должного развития опорно-двигательного аппарата школьников. Последнее обстоятельство является серьезной причиной, препятствующей решению двигательных задач урока физической культуры, и лишает учебный процесс необходимого функционального воздействия, что не может способствовать правильному росту и развитию детского организма умственно отсталых школьников. Успешное проведение учебного процесса по физической культуре в школе немыслимо без достижения оптимального уровня развития силы у аномальных детей. При этом нужен такой уровень ее развития, который необходим для производственной деятельности.

Силу человека можно определить посредством мышечных усилий. При оценке величины усилия в том или ином силовом упражнении обычно применяют термины «абсолютная сила» и «относительная сила». Первая – это предельное, максимальное усилие, которое могут развивать дети в динамическом и статическом режимах. Абсолютная сила в динамическом режиме проявляется при поднимании отягощения определенной массы. Примером проявления абсолютной силы в статическом режиме является, напри­мер, «выжимание» неподвижно закрепленной штанги.

Для сравнения силы у людей разной массы введено понятие «относительная сила», т.е. величина силы, приходящаяся на 1 кг массы человека. Этот показатель целесообразно использовать для того, чтобы объективно сравнить силу детей различного возраста, пола и физической подготовленности.

Умственно отсталые школьники, как мы уже сообщали, по показателям силовой подготовленности отстают от нормы. Это объясняется не только своеобразием развития их мышечной силы, но и недостаточным вниманием к их силовой подготовке на уроках и других занятиях по физической культуре.

Основным фактором развития силы мышц аномальных детей является их деятельность при значительных и постоянно возрастающих (до максимального уровня) напряжениях. Эти условия на уроках физической культуры создаются с помощью специальных средств и методов.

Специальные силовые упражнения позволяют добиться большого эффекта за счет их использования в комплексе с упражнениями, способствующими развитию других физических качеств. Кроме того, специальные упражнения дают возможность локально воздействовать на отдельные, отстающие в своем развитии группы мышц с учетом характера дефекта и физической подготовленности детей.

Основными средствами силовой подготовки умственно отсталых детей являются:

• упражнения с преодолением собственного веса тела;

• упражнения с преодолением сопротивления и веса партнера;

• упражнения с различными отягощениями (гантелями, набивными мячами, мешками с песком и др.);

• упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеров, амортизаторов и др.);

• упражнения с использованием сопротивления внешней среды (передвижение по глубокому снегу, пашне, песку и др.);

• упражнения в самосопротивлении.

Доля различных форм упражнений в общем объеме силовой подготовки аномальных детей в значительной степени зависит и от характера нарушений двигательных функций умственно отсталых учеников.

Для развития силы можно выполнять упражнения в статическом и динамическом (преодолевающем и уступающем) режимах мышечной деятельности. При статическом режиме нагрузка создается сопротивлением динамометра, посторонним весом (например, удержание растянутого резинового шнура), удержанием определенной позы туловища. При динамическом режиме различают преодолевающую и уступающую формы работы. При этом скорость движения в тренировке максимальной силы относительно равномерная, плавная, а в скоростно-силовой – быстрая до взрывной.

К сожалению, на уроках физической культуры и на других занятиях недостаточно используются упражнения в различных режимах мышечной деятельности. Данные, полученные нами, показывают целесообразность применения на уроках физической культуры комплексов упражнений для развития силы, состоящих из 5 – 6 упражнений в течение 10 – 12 мин. Изучение влияния силовых нагрузок на деятельность различных систем организма детей убеждает в том, что применение упражнений преодолевающего, уступающего и статического характера не вызывает неблагоприятных сдвигов. Более того, их применение стимулирует возрастное совершенствование функций организма детей и повышает их адаптационные возможности. Все это определяет силовые упражнения как вполне адекватные для организма умственно отсталых детей.

Выполнять силовые упражнения целесообразно не только в подготовительной и основной частях урока, но и в целях экономии времени в перерывах между подходами к выполнению основных упражнений.

Как определить необходимую и допустимую нагрузку?

Различаются объем и интенсивность нагрузки. Объем – это сумма нагрузки, преодоленной на занятии по физической культуре, или же количества времени, которое затрачивается на выполнение силового упражнения, выполняемого в определенном темпе с использованием определенных интервалов отдыха. Более точным будет определение объема силовой нагрузки по показателям суммы поднятых отягощений при выполнении упражнений динамического характера и по сумме времени при выполнении упражнений статического характера. Например, если школьник поднял отяго­щение весом 10 кг 6 раз, то условно считается, что он поднял в общей сложности 60 кг. Или в другом случае: школьник 6 раз выполнял статическое упражнение продолжительностью 5 с, (удержание отягощения на вытянутых руках), при этом считается, что объем нагрузки – 30 кг.

В упражнениях уступающего характера (приседания, жим лежа, наклоны с отягощениями, приседания с партнером и с отягощениями) объем нагрузки определяется аналогично. Следует только помнить, что уступающая работа по энергостоимости составляет 50% преодолевающей.

Наблюдения свидетельствуют, что в специальных школах силовой подготовке детей уделяется недостаточно внимания. Ограниченный объем силовой нагрузки на уроках и внеурочных физкультурных занятиях привел к тому, что у умственно отсталых детей отмечен низкий уровень развития силы отдельных мышечных групп по сравнению с нормой. Поэтому в период преимущественного развития силы отдельных мышечных групп объем нагрузки на уроках можно доводить до 8 – 12 мин.

Теперь об интенсивности-нагрузки. Вес раздражителей в силовой подготовке умственно отсталых Школьников можно рекомендовать от 20 до 50 % собственного веса в зависимости от возраста, глубины дефекта, уровня физической подготовленности. Оптимальное количество повторений силовых упражнений – то, при котором упражнения выполняются без снижения мышечной работоспособности. На начальных этапах занятий число повторений упражнений динамического характера должно составлять у умственно отсталых детей 10 – 15, а при выполнении упражнений статического характера по 3 – 5 с в трех-четырех сериях.

Задачи избирательного воздействия на различные мышечные группы с целью их гармонического развития лучше всего решаются при использовании в комплексе 6 – 8 силовых упражнений. В целях эффективного развития мышечной силы специальные упражнения следует выполнять как в быстром, так и в медленном темпе.

Между сериями силовых упражнений нужно обеспечить оптимальный отдых. В среднем длительность интервала между сериями должна составлять 2 – 4 мин. Она зависит от характера мышечной деятельности, интенсивности нагрузи, глубины отклонений и уровня физической подготовленности конкретного школьника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коррекция нарушений осанки, подвижности в суставах, деформа­ции стопы | Развитие выносливости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.