Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие выносливости

Главная задача при развитии выносливости заключается в обеспечении ее проявления в разнообразных видах двигательной деятельности. Частными задачами будут: ликвидация отставания от нормы в показателях выносливости умственно отсталых школьников; развитие аэробных возможностей организма (максимального уровня потребления кислорода, способности поддерживать этот уровень в течение длительного времени и увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин); развитие анаэробных возможностей организма; развитие способности рационально пользоваться выносливостью в разнообразных условиях.

Для того чтобы решить все эти задачи, применяются самые разные физические упражнения. Упражнения на выносливость характеризуются умеренной мощностью, значительной продолжительностью, непрерывностью и вовлечением в активную работу всех органов и систем организма, особенно дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной. Наиболее доступными и универсальными средствами по развитию выносливости у умственно отсталых школьников являются: ходьба, бег на дистанции, бег с ходьбой, бег на месте, плавание, передвижение на лыжах, кроссы, катание на коньках, «многоскоки», подвижные игры, спортивные игры.

При планировании нагрузок на выносливость рекомендуется учитывать следующие пять компонентов: интенсивность упражне­ния, его продолжительность, количество повторений, интервалы отдыха, характер отдыха.

Прирост показателей выносливости у детей во многом зависит от интенсивности и объема выполняемой работы.

Скоростная выносливость у школьников эффективно развивается при выполнении работы с интенсивностью 90% и выше от максимальной, выполнять работу с меньшей интенсивностью нецелесообразно.

Развитие общей выносливости эффективно происходит при выполнении работы с интенсивностью от 60 до 90 % от максимальной. Работа такой интенсивности сопровождается оптимальными сдвигами в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На начальных этапах занятий по развитию выносливости у школьников целесообразно использовать работу меньшей интенсивности: 30 – 50% от максимальной.

Другим компонентом, от величины которого зависит воздействие нагрузки на организм, является продолжительность упражнения, которое, в свою очередь, зависит от интенсивности выполняемой нагрузки. Чем выше интенсивность, тем меньше времени школьник может выдерживать нагрузку. Так, например, бег с 90%-ной интенсивностью школьники выдерживают в пределах – 40 с. Бег с меньшей интенсивностью (от 80 до 40 % от максимальной – более продолжительное время.

Общая выносливость эффективно развивается только при в полнении длительной работы (упражнения на выносливость меньшей длительности преимущественно развивают скоростную выносливость). Однако на уроках физической культуры с аномальными детьми такие нагрузки часто не планируются, что является одной из причин низкого уровня развития общей выносливости умственно отсталых детей по сравнению с нормой.

Поскольку выносливость можно рассматривать как способность преодолевать утомление, то основным фактором, определяющим развитие выносливости, следует считать утомление. Только работа, которая выполнялась до утомления, и последующие попытки преодолеть его могут заметно повысить выносливость организма.

При выполнении работы с большой интенсивностью утомление наступает очень быстро, что объясняется накоплением неокисленных продуктов распада энергетических соединений, а в нервных центрах утомление обусловлено развитием запредельного торможения. При выполнении длительных упражнений на выносливость утомление обусловлено не только этими причинами, но и значительными изменениями в составе крови: недостатком кислорода, повышением кислотности, избытком углекислоты и др. Требуются оптимальное сочетание деятельности всех функциональных систем организма, достаточное обеспечение их кислородом, своевременный вывод из организма продуктов распада, чтобы преодолевать утомление. А для развития этой способности нужны систематические занятия, упражнения на выносливость.

Однократное выполнение упражнений на выносливость, естественно, не обеспечивает достаточного уровня развития детей. Поэтому упражнения на выносливость аномальные дети должны выполнять многократно. У умственно отсталых детей снижение работоспособности и субъективное ощущение усталости при выполнении работы с 90%-ной интенсивностью и выше отмечаются в среднем после 5 – 6 повторений. Работу с интенсивностью 70 – 80% от максимальной дети в состоянии выполнить 2 – 3 раза, работу меньшей интенсивности – 1 – 2 раза.

Основным фактором, лимитирующим многократное выполнение упражнений на выносливость, является утомление. Наступление утомления сопровождается снижением работоспособности. По данным исследований, выполнение упражнений на выносливость при занятиях с умственно отсталыми детьми возможно до снижения мышечной работоспособности на 10 – 15% по сравнению с максимальной. Выполнение длительной работы до более глубокой степени утомления (более 10 – 15% снижения мышечной работоспособности) сопровождается неблагоприятными сдвигами в показателях сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Таким образом, обязательное условие развития выносливости выполнение упражнений на выносливость до утомления (но не более чем на 10 – 15 % снижения от уровня максимальной работоспособности).

Однако умственно отсталые дети, как правило, при первых же субъективных ощущениях усталости прекращают работу, т. е. не доводят ее до необходимой степени утомления, что, конечно, не способствует эффективному развитию выносливости. В процессе выполнения упражнений надо приучать детей продолжать работу до утомления.

У новичков часто отказ продолжать работу наблюдается еще до снижения работоспособности, т.е. до наступления утомления. Известно, что в снижении работоспособности при работе умеренной интенсивности немаловажную роль играет ухудшение снабжения тканей кислородом, последнее может быть вызвано снижением активности окислительных ферментов. Следует учитывать, что активность окислительных ферментов не снижает выполнение локальной работы до первых признаков утомления.

Величина нагрузки, применяемой для развития выносливости аномальных детей, существенно зависит и от длительности интервалов – отдыха между повторениями упражнений на выносливость. Возможно использование следующих видов интервалов между упражнениями на выносливость: а) сокращенные; б) неполные; в) полные; г) удлиненные.

Сокращенные и неполные интервалы можно использовать при развитии общей выносливости. В этом случае повторное выполнение упражнений на выносливость осуществляется в условиях недовосстановления (при сокращенных интервалах отдыха повторная работа выполняется при восстановлении на 20 – 30% от исходного, а при неполных – на 60 – 70%).

Длительность интервалов в первом случае колеблется в пределах 1 – 2 мин, во втором – 2 – 3 мин.

При выполнении упражнений с высокой интенсивностью (80 – 90% от максимальной) с целью развития скоростной выносливости целесообразно применять полные и удлиненные интервалы отдыха. При этих интервалах отдыха наблюдается относительно полное восстановление организма, достаточное для повторения упражнений с высокой работоспособностью. Длительность интервала отдыха при этом может колебаться в пределах 3 – 5 мин.

В интервалах целесообразно выполнять преимущественно три вида упражнений: бег трусцой, упражнения на расслабление и на растягивание. Они ускоряют процесс восстановления без снижения работоспособности организма.

При рациональном использовании упражнений на выносливость можно добиться больших успехов в развитии выносливости у учащихся специальных школ и успешно подготовить их к трудовой жизни, предъявляющей большие требования к уровню развития этого важного качества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие силы | Развитие ловкости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.