Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды транспортной тары и ее назначение




Грузы и их классификация

ЛЕКЦИЯ № 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ, ТАРА И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю называются грузами. На АТ перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для пе­ревозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов и технология перевозок.

             
     
 
   
Требующие защиты от окружающей среды (книги, одежда)
 
   
Требующие сохранения температурного режима (напитки)
 
   
Требующие поддержания температурного режима (мясо, рыба)
 
     
 
   
Кусковые (руда, щебень)
 
   
Сыпучие и липкие (песок, глина)
 
   
Порошкообразные и пылевидные (мука, цемент)
 
   
Негабаритные, крупногабаритные и длинномерные (трубы, лес)
     
 
   
Грузы большой массы (промышленное оборудование)
 
 

 

 


Рисунок 3.1– Транспортная классификация грузов

 

На рисунке 3.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на выбор транспорта для перевозок.

 

B зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катаными.

По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т. п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.) и опасные грузы. В свою очередь опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, ПС, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов:

1 – взрывчатые вещества;

2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 – легковоспламеняющиеся жидкости, суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеют температуры вспышки 61 градус Цельсия;

4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные возгораться от внешних источников воспламенения в результате трения, самопроизвольных химических реакций.

5 – окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород;

6 – ядовитые и инфекционные вещества;

7 – радиоактивные вещества;

8 – едкие и коррозионные вещества;

9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определённых правил перевозки и хранения.

Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы – масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катаных.

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспорт­ное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС.

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

 

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 3.1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

 

 

Таблица 3.1 – Классы грузов по использованию грузоподъёмности ПС

Класс Коэффициент использования
диапазон среднее значение
  0,91... 1,0 0,96
  0,71... 0,9 0,8
  0,51... 0,7 0,6
  0,40... 0,5 0,45

 

 

Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению

у = qф /qн; (3.1)

где qф - фактическая грузоподъемность ПС; qн - номинальная грузоподъемность ПС.

Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесён к разным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза навалом относится к первому классу, а пемза в мешках – к третьему, рассада цветочная в корзинах – относится ко второму, а та же рассада без упаковки – к четвёртому.

В зависимости от режима хранения и требуемых условий пере­возки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитар­ные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и сниже­нию его качества.

Качество груза – это сте­пень пригодности продукции к использованию по назначению (определяются по ГОСТ, ТУ). Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые пере­возчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т. п. Масса груза, кг, относящаяся к естественной убыли, при пе­ревозках на расстояние до 100 км определяется по формуле

Qy = Nу qф / 100. (3.2)

При перевозках на расстояние свыше 100 км

Qy= [Ny+ Ky (l e.r – 100) / 100] qф / 100, (3.3)

где Ny - норма убыли на 1 кг груза, %; qф - фактическая грузоподъемность АТС, т; K y – коэффициент убыли на 1 кг груза на каждые 100 км, %; lе.r – расстояние перевозки, км.

Основные факторы, связанные с сохранностью груза, опреде­ляются механическим воздействием на груз (в основном это вели­чина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 – Предельные вертикальные ускорения

Категория Вертикальные Примеры
груза ускорения, м/с2  
    Стекло, электроника, опасные грузы
    мебель, электротовары
    Песок, дрова

 

Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влаж­ность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в гру­зовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влаж­ность воздуха и точку росы.

Для обеспечения сохранности, предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару. При перевозке затаренного груза употребляются два определения массы: нетто – чистая масса самого груза и брутто – масса груза вместе с тарой.

При выборе вида тары необходимо учитывать, что плата за перевозку груза взимается за массу брутто, поэтому упаковка груза в тяжёлую тару вызывает увеличение расходов на транспортирование грузов.

При перевозке некоторых видов грузов применяется двойная тара (супертара). Например, консервы в жестяных банках, молоко в пакетах затариваются в ящики (супертару).

Выбор способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) зависит от вида перевозимого груза и его упаковки – транспорт­ной тары. Типы и размеры регла­ментированы стандартами. Отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продук­ции при доставке и рациональное использование объема кузова автомобиля.

Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства ПРР, транс­портирования, складирования и крепления к АТС.

Для перевозки на АТ предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать:

· по сфере обращения: разовая; многооборотная;

· по способности сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из по­лимерных материалов, картона и т. п.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т. п.).

К основным видам жесткой тары относятся:

ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона);

обрешетки из реек;

барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);

фляги (молочные и для лакокрасочных материалов);

тара стеклянная;

контейнеры;

средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (гру­за), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответ­ствуют требованиям к рациональному использованию перегрузоч­ного оборудования и ПС.

Для создания пакетов используются средства пакетированuя ­– технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может·быть непосред­ственно упакован не в транспортную, а только в потребитель­скую тару.

По конструктивным признакам средства пакетирова­ния делятся на следующие виды:

1) различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящич­ные. Рекомендованные размеры поддонов в плане:

1200 × 1000 мм (ISO 3676);

и 1200 × 800 мм «Европул»).

В соответ­ствии с ГОСТ 19434-74 размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать:

1240 × 1040 мм или

1240 × 840мм в зависимости от типа поддона.

На внутренних перевозках чаще всего используются деревянные однонастильные поддоны размером 1200×800 мм грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчитывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций и его гарантийный срок службы составляет 1 год. Для загрузки крупнотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1140 × 1140 мм, высотой 1350 мм и массой до 1,25 т.

2) кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения;

3) стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не пре­вышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.

4) При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая со­стоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенка­ми и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузоч­ных и учетных операций без необходимости использования мощ­ных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасу­ется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудова­ние, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840×620 мм, высоту от 925 до 1600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собствен­ную массу от 47 до 82 кг.

Задача 3.1

Определить, сколько дизельного топлива (р = 0,83 т/м3) в бочках можно перевезти на автомобиле КамАЗ-5320 (грузоподъем­ность 8 т). Внутренние размеры кузова 5200х2300.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.