КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды транспортной тары и ее назначение
Грузы и их классификация ЛЕКЦИЯ № 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ, ТАРА И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю называются грузами. На АТ перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов и технология перевозок.
Рисунок 3.1– Транспортная классификация грузов
На рисунке 3.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на выбор транспорта для перевозок.
B зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катаными. По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т. п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.) и опасные грузы. В свою очередь опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, ПС, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов: 1 – взрывчатые вещества; 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 – легковоспламеняющиеся жидкости, суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеют температуры вспышки 61 градус Цельсия; 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные возгораться от внешних источников воспламенения в результате трения, самопроизвольных химических реакций. 5 – окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород; 6 – ядовитые и инфекционные вещества; 7 – радиоактивные вещества; 8 – едкие и коррозионные вещества; 9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, но требующие применения к ним определённых правил перевозки и хранения. Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами. Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы – масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катаных. Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах. Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС. Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 3.1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Таблица 3.1 – Классы грузов по использованию грузоподъёмности ПС
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению у = qф /qн; (3.1) где qф - фактическая грузоподъемность ПС; qн - номинальная грузоподъемность ПС. Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесён к разным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза навалом относится к первому классу, а пемза в мешках – к третьему, рассада цветочная в корзинах – относится ко второму, а та же рассада без упаковки – к четвёртому. В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность. Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества. Качество груза – это степень пригодности продукции к использованию по назначению (определяются по ГОСТ, ТУ). Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы. Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т. п. Масса груза, кг, относящаяся к естественной убыли, при перевозках на расстояние до 100 км определяется по формуле Qy = Nу qф / 100. (3.2) При перевозках на расстояние свыше 100 км Qy= [Ny+ Ky (l e.r – 100) / 100] qф / 100, (3.3) где Ny - норма убыли на 1 кг груза, %; qф - фактическая грузоподъемность АТС, т; K y – коэффициент убыли на 1 кг груза на каждые 100 км, %; lе.r – расстояние перевозки, км. Основные факторы, связанные с сохранностью груза, определяются механическим воздействием на груз (в основном это величина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2 – Предельные вертикальные ускорения
Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влажность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в грузовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влажность воздуха и точку росы. Для обеспечения сохранности, предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении грузы помещают в тару. При перевозке затаренного груза употребляются два определения массы: нетто – чистая масса самого груза и брутто – масса груза вместе с тарой. При выборе вида тары необходимо учитывать, что плата за перевозку груза взимается за массу брутто, поэтому упаковка груза в тяжёлую тару вызывает увеличение расходов на транспортирование грузов. При перевозке некоторых видов грузов применяется двойная тара (супертара). Например, консервы в жестяных банках, молоко в пакетах затариваются в ящики (супертару). Выбор способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) зависит от вида перевозимого груза и его упаковки – транспортной тары. Типы и размеры регламентированы стандартами. Отправитель обязан предъявлять груз перевозчику в транспортной таре, соответствующей требованиям стандартов, что обеспечивает максимальную сохранность продукции при доставке и рациональное использование объема кузова автомобиля. Транспортная тара предназначена для защиты груза от воздействия внешних факторов и для обеспечения удобства ПРР, транспортирования, складирования и крепления к АТС. Для перевозки на АТ предъявляется груз в самой разнообразной таре, которую можно классифицировать: · по сфере обращения: разовая; многооборотная; · по способности сохранять свою форму: жесткая (из металла, дерева, пластмассы и т.п.); полужесткая (складные ящики из полимерных материалов, картона и т. п.); мягкая (мешки из ткани, бумаги, пленки и т. п.). К основным видам жесткой тары относятся: ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона); обрешетки из реек; барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные); бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные); фляги (молочные и для лакокрасочных материалов); тара стеклянная; контейнеры; средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки). Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и ПС. Для создания пакетов используются средства пакетированuя – технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может·быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды: 1) различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные. Рекомендованные размеры поддонов в плане: 1200 × 1000 мм (ISO 3676); и 1200 × 800 мм «Европул»). В соответствии с ГОСТ 19434-74 размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать: 1240 × 1040 мм или 1240 × 840мм в зависимости от типа поддона. На внутренних перевозках чаще всего используются деревянные однонастильные поддоны размером 1200×800 мм грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу около 40 кг. Поддон рассчитывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций и его гарантийный срок службы составляет 1 год. Для загрузки крупнотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1140 × 1140 мм, высотой 1350 мм и массой до 1,25 т. 2) кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения; 3) стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп. 4) При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840×620 мм, высоту от 925 до 1600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу от 47 до 82 кг. Задача 3.1 Определить, сколько дизельного топлива (р = 0,83 т/м3) в бочках можно перевезти на автомобиле КамАЗ-5320 (грузоподъемность 8 т). Внутренние размеры кузова 5200х2300.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |