Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные регуляторы первобытного общества и общие условия возникновения права

При первобытно-общинном строе права не существовало. Отношения между его членами регулировали другие нормы и правила. Первоначально, на стадии дикости, когда человечес­кое общество представляло собой бродячие группы людей, их поведение определялось приказами вожака, который и опреде­лял правила жизни группы.

В последующем, постепенно в группах складывались нормы, которыми руководствовались не только члены групп, но и во­жаки. Одними из самых первых норм были обычаи.

Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рацио­нальные, соответствующие требованиям того времени, вариан­ты поведения людей в определенных ситуациях. Они передава­лись из поколения в поколение и соблюдались как бы автомати­чески. К таким обычаям относились, например, порядок отно­шений между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, правила ведения охоты, раздела между членами рода добытой пищи и др.

Обычай являлся общим или нормативным правилом поведе­ния, который был адресован всем членам группы или рода и действовал постоянно при определенных обстоятельствах.

Наряду с обычаями поведение людей регулировали и инди­видуальные, конкретные решения, приказы, указания, которые были адресованы отдельному человеку и действовали только в отношении него. Например, решение собрания или старей­шины рода об изгнании из рода одного из его членов за какой-то проступок.

В последующем такие конкретные индивидуальные решения нередко использовались при наступлении ситуации, аналогич­ной той, в которой было принято это конкретное решение, и тоже становилось общим правилом.

Обычаи изменялись очень медленно, поскольку медленно изменялись объективные условия жизни. Субъективным фак­тором, обусловливающим существование обычаев, являлось примитивное сознание людей, непосредственно отражавшее практику.

Позднее появились тесно связанные с обычаями, но имев­шие самостоятельное значение, представления о добре и зле и основанные на них нормы, определяющие поведение человека как хорошее и плохое, различного рода мифы о поведении ге­роев как образцы для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила.

Появление этих норм расширило нормативную основу пове­дения членов первобытного общества, обогатило регулирова­ние общественных отношений. Постепенно все названные нормы слились в единую совокупность, как правило, на основе религиозных представлений и мнений. Эта совокупность норм достаточно полно регулировала все существовавшие тогда от­ношения в первобытной общине: порядок и способы добывания пищи, других средств существования, внутриобщинную организацию жизни, взаимоотношения вождей, соплеменни­ков, полов, родителей и детей, проведение культовых обрядов, разрешение споров, конфликтов, взаимоотношения с другими родами и общинами и т. д.

Мерами воздействия по отношению к нарушителям служили увещевания, внушение, физическое наказание, изгнание из ро­да, либо даже смертная казнь за особо опасные действия.

Постепенно происходило расслоение первобытного общест­ва. Выделялись богатые и бедные, появились рабы, военачаль­ники и воины, князья, торговцы, ремесленники, священники и др. Их поведение требовало специального урегулирования. По­явились правила, которые регулировали использование рабов, защиты имущества собственников, положение военных, свя­щенников и т. д. Эти правила создавались во многом сознатель­но. В них выражались интересы названных слоев общества, но они не всегда соответствовали интересам всех членов рода, пле­мени, в отличие от первобытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь общины, были едины.

Постепенно происходило разделение норм по видам обще­ственных отношений. К их числу относились имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоря­жением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, трудовые, уголовные, т. е. наиболее общественно опасные действия и др. Данные нормы явились той базой, на основе которой в последующем сложились соответствующие правовые нормы и отрасли гражданского, трудового, семейно­го права.

Превращение этих норм в правовые произошло в результате утверждения их князем, царем и защиты от нарушения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные концепции происхождения права | Возникновения права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.