Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный подход. При данном подходе управление рассматривается как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий




ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Лекция 3

При данном подходе управление рассматривается как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая из управленческих функций тоже представляет собой процесс, состоящий из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

(слайд 12) Процесс управления состоит из четырех общих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия ре­шения, встречаются в любой управленческой деятельности.

Функция планирования предполагает решение о том, каким должны быть цели организации и что должны делать члены орга­низации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресур­сы для того, чтобы определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? С учетом внутренних и внешних: факторов руководство определяет, какими должны быть цели организация и что может помешать организация, достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить, как и что должны делать члены организации, чтобы дос­тичь выполнения цели организации.

Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организация. Организовать, значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым дос­тигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Организация работы определен­ным образом позволяет группе работников добиться гораздо боль­шего, чем они могли бы сделать без должной организации.

Поскольку в организации (предприятии) работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является оп­ределение, кто именно должен выполнять каждое конкретное зада­ние из большого количества таких заданий, существующих в рам­ках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным лю­дям, задания и полномочия или права использовать ресурсы орга­низация. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая, таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю, делегирование - это средство, с по­мощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача мотивации заключается в том, чтобы чле­ны организации выполняли работу в соответствии с делегирован­ными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников. В древние времена для этого служили хлыст и угро­зы, для немногочисленных избранных - награды. Позднее мотиви­рование сводилось к предложению соответствующих денежных воз­награждений в обмен на прилагаемые усилия.

В последнее время руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действию, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняют­ся. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы моти­вировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обес­печить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль - это процесс обеспечения того, что организа­ция действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точ­ное определение целей, которые должны быть достигнуты в обоз­наченный отрезок времени. Он основывается на планах, разра­ботанных в процессе планирования. Второй аспект - это измере­ние того, что было в действительности достигнуто за опреде­ленный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результа­тами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации сущест­вует проблема, но и знает источник этой проблемы. На третьей стадии предпринимаются действия, если это необходимо, для кор­рекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы. Функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима информация. Вследствие того, что эти две характе­ристики связывают все четыре функции управления, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникация и принятие решений, часто называют связующими процессами.

Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного объектив­ного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и частными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет со­бой структурированный тип отношений между людьми, она в зна­чительной степени зависят от качества коммуникаций для обеспе­чения эффективного функционирования.

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться.

Системный подход. Концептуальная схема организации.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Так как целостность есть результат динамического взаимодействия составных элементов, система представляет собой несколько иное, чем просто сумма ее отдельных компонентов.

 
 
Не из каждых элементов можно построить требуемую систему!

 


Некоторые ученые системный подход и управлении называют „синтетическим" учением об управлении, так как при таком подходе оно рассматривается как многоплановое явление, связывающее в органическое единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Подход Джерарда к общей теории систем был основан на идее создания единой концепции „организма". По его мнению целостный организм определяется тремя аспектами: структурой, функцией и эволюцией.

Структура – это описание пространственных и функциональных связей между составляющими частями или подсистемами описываемой системы, которые сами могут быть системами.

Функция проявляется во взаимодействии с внешней средой и в кратковременных обратимых изменениях состояния системы в целях сохранения ее целостности.

Эволюция или развитие системы – это длительные и обычно необратимые изменения.

Применение теории систем к управлению помогло руководителям предприятии увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории в практике управлении.

Поразительным свойством окружающего нас мира является увеличивающаяся сложность и взаимозависимость ею частей. Проблемы, являются ли они социальными, политическими или экономическими, не существуют изолированно.

Среда, в которой возникают проблемы, сама по себе не является статической целостностью, она динамична, так как всегда изменяется, подвергаясь внутренним и внешним воздействиям. Сложность – это совокупность огромного числа различных объектов, действующих вместе. Г.Саймон [6] определяет сложность как большое число объектов, которые взаимодействуют непростым образом.

Сложность есть взаимодействие и,более того, взаимозависимость, т.е.поведение одного элемента или нескольких воздействуют на поседение другие элементов. Управлять сложностью помогает осознание системной философии. Обычно приводят четыре центральные идеи системной философии [3].

1. Упорядоченная целостность.

2. Самостабилизация. Когда системы приспосабливаются к потоку возмущений из внешней среды, они ведут себя самостабилизирующим образом.

3. Самоорганизация. Самоорганизующая система и состоянии реорганизовать свое внутренние ограничения, а не просто приспособиться к потоку возмущений. Самостабилизирующиеся системы выживают в средах, в которых возмущения находятся в пределах диапазона их корректирующих действий; самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные системы.

4. Иерархизация. Иерархия возникает, когда системы которые
функционируют как целое на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы.

Какие же типы систем существуют и к какому типу относится организация? Можно предложить такой подход [7].

1. Статические закрытые системы.

В этих системах взаимоотношения между выбранными факторами друг к другу не изменяемы. Факторы извне не влияют на факторы внутри системы. Пример: лежащий камень, мост через реку – это статические закрытые системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.