Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационный подход




Среди „синтетических" учений об управлении [1] заметное место занимает ситуационный подход. Суть данного подхода состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга.

Ситуационный подход – есть не набор рекомендаций, а способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно [3].

Методология ситуационного подхода объясняется обычно как четырехшаговый процесс:

1.Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2.Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия.

3.Руководитель должен верно определяй, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени базируется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. „На какой рычаг нажать?"

Невозможно однако определить, все переменные, влияющие на организацию. Каждая грань характера человека, каждое предыдущее управленческое решение и все что происходит во внешнем окружении человека, все определенным образом влияет на решения организации.

Конкретный выбор переменных как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов.

Рассмотрим подход, предложенный в работе [2].

Внутренние переменные и различной степени контролируемы. К ним относятся:

1)цели организации;

2)структура;

3)задачи;

4)технология;

5)люди.

Внешние переменные – это факторы среди, находящиеся вне организации, но оказывающие влияние на нее. К этим факторам можно отнести:

1)крупных конкурентов;

2)источники получения техники и технологии;

3)социальные факторы;

4)государственное регулирование;

5)всякие другие изменения.

Но все связано на практике и везде также необходим интеграционный подход. Напомним, что системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.

„Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом, методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации„лучшего способа" управления не существует" [2].

Различные ситуационные теории, базирующиеся на ситуационном подходе, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, какпроизводить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать организационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления.Как считают авторы работы [1], с точки зрения этих теорий управление, в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее решение, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. На рис. 3.1. показана система точек зрения на менеджмент, из которой видно, что ситуационный подход имеет преимущество как, например, „синтезатор" существующих учений.

На рис. 3-1. расставлены основные акценты учений о менеджменте, естественно что, например, структура рассматривается и при системном подходе и притрадиционном, по такой взгляд с „птичьего полета" позволяет яснее представить возможности ситуационного подхода.

 

Бихевиористский подход:

Как люди влияют друг на друга:

* Межперсональные роли

* Информационные роли

* Роли в принятии решений

 

Системный подход Традиционный подход Менеджеры получают Что менеджеры делают:

возможность рассмотреть * Планируют

во взаимосвязи * Организовывают

главные элементы: * Мотивируют

* Индивидов * Контролируют

* Группы

* Организацию

*Внешнюю среду

 

Ситуационный подход

Менеджеры используют все

точки зрения для решения

проблем, кроме того исследуя:

* Внешнюю среду

* Внутреннюю среду:

цели, технологию, задачи, структуру, людей

 

Рис. 3.1. Система точек зрения на менеджмент

 

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решении управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуации,. нет и не может быть единого универсального подхода, попытки создать такой подход имеют место, и может быть один из тех, кто изучает это учебное пособие станет автором новой теории в менеджменте, отыскав некое «универсальное средство».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.