КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуационный подход
Среди „синтетических" учений об управлении [1] заметное место занимает ситуационный подход. Суть данного подхода состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Ситуационный подход – есть не набор рекомендаций, а способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно [3]. Методология ситуационного подхода объясняется обычно как четырехшаговый процесс: 1.Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. 2.Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия. 3.Руководитель должен верно определяй, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4.Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени базируется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. „На какой рычаг нажать?" Невозможно однако определить, все переменные, влияющие на организацию. Каждая грань характера человека, каждое предыдущее управленческое решение и все что происходит во внешнем окружении человека, все определенным образом влияет на решения организации. Конкретный выбор переменных как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов. Рассмотрим подход, предложенный в работе [2]. Внутренние переменные и различной степени контролируемы. К ним относятся: 1)цели организации; 2)структура; 3)задачи; 4)технология; 5)люди. Внешние переменные – это факторы среди, находящиеся вне организации, но оказывающие влияние на нее. К этим факторам можно отнести: 1)крупных конкурентов; 2)источники получения техники и технологии; 3)социальные факторы; 4)государственное регулирование; 5)всякие другие изменения. Но все связано на практике и везде также необходим интеграционный подход. Напомним, что системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее. „Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом, методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации„лучшего способа" управления не существует" [2]. Различные ситуационные теории, базирующиеся на ситуационном подходе, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, какпроизводить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать организационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления.Как считают авторы работы [1], с точки зрения этих теорий управление, в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее решение, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. На рис. 3.1. показана система точек зрения на менеджмент, из которой видно, что ситуационный подход имеет преимущество как, например, „синтезатор" существующих учений. На рис. 3-1. расставлены основные акценты учений о менеджменте, естественно что, например, структура рассматривается и при системном подходе и притрадиционном, по такой взгляд с „птичьего полета" позволяет яснее представить возможности ситуационного подхода.
Бихевиористский подход: Как люди влияют друг на друга: * Межперсональные роли * Информационные роли * Роли в принятии решений
Системный подход Традиционный подход Менеджеры получают Что менеджеры делают: возможность рассмотреть * Планируют во взаимосвязи * Организовывают главные элементы: * Мотивируют * Индивидов * Контролируют * Группы * Организацию *Внешнюю среду
Ситуационный подход Менеджеры используют все точки зрения для решения проблем, кроме того исследуя: * Внешнюю среду * Внутреннюю среду: цели, технологию, задачи, структуру, людей
Рис. 3.1. Система точек зрения на менеджмент
Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решении управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуации,. нет и не может быть единого универсального подхода, попытки создать такой подход имеют место, и может быть один из тех, кто изучает это учебное пособие станет автором новой теории в менеджменте, отыскав некое «универсальное средство».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |