Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Индивидуальные различия, связанные со стилевыми особенностями

План

1. Индивидуальные особенности когнитивного стиля.

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Индивидуальные особенности когнитивного стиля.

 

Когнитивный стиль — относительно устойчивая индивидуаль­ная особенность познавательных процессов, которая выражается в используемых субъектом познавательных стратегиях. Когнитивный стиль проявляется в процессах познания, обучения, профессио­нальной деятельности. За период с 1986 г. изучению когнитивного стиля посвящено около 3000 работ.

Одним из пионеров в области разработки данного понятия счи­тают Р. Гарднера (1953 г.).

Выделим некоторые из параметров когнитивного стиля (всего на сегодняшний день их описано гораздо больше):

1. Полезависимость — поленезависимость.

Наиболее теоретически разработанным параметром когнитив­ного стиля является полезависимость — поленезависимость. По­лезависимость означает доминирование целого, недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия, неспособность преодолевать контекст, необособленность отдельных раздражи­телей от фона. Поленезависимость — способность сопротивлять­ся влиянию конфликтующих фоновых признаков при восприя­тии зрительных форм и связей, способность воспринимать целое, вычленять стимулы из контекста.

Г. Виткин с сотрудниками проводили три теста, которые были направлены на исследование восприятия вертикали испытуемыми. Первый из них заключался в том, что испытуемому, находившему­ся в темной комнате и наблюдавшему за светящимся движущимся стержнем, помещенным внутрь светящейся рамки (причем стержень или рамка могли наклоняться в любой момент экспериментатором), необходимо сигнализировать, когда стержень оказывается в верти­кальном положении, не обращая внимания на положение рамки.

Второй тест предусматривал, что независимо друг от друга качаются стул испытуемого и комната, а задача испытуемого заключалась в том, чтобы установить стул в вертикальном положении. В третьем тесте визуальное поле остается вертикальным, но изменяется на­правление действия силы тяжести на тело. С этой целью верти­кально расположенная камера устанавливается на направляющем устройстве, которое может вращаться по кругу, создавая центро­бежную силу. Испытуемый сидит в кресле с регулируемым накло­ном, оно устанавливается экспериментатором под углом к полу камеры. Задача испытуемого — установить кресло таким образом, чтобы вернуть тело в «вертикальное» положение. ПЗ-индивидуум склонен устанавливать кресло «вертикально», ориентируясь на положение комнаты, в то время как ПН-индивидуум стремится компенсировать действие центробежной силы, демонстрируя тем самым большее расхождение с гравитационной вертикалью.

Целью всех тестов было определить, насколько на воспри­ятие вертикали испытуемым влияет окружающее его ви­зуальное поле. Были выявлены два типа испытуемых: одни испытуемые адекватно воспринимали объект, независимо от его внешнего поля (поленезависимые), у других восприя­тие объекта сильно менялось в зависимости от окружающего фона (полезависимые). Для определения данного параметра когнитивного стиля используется также разработанный груп­пой американских ученых под руководством Г. Виткина Тест скрытых фигур (основанных на тесте встроенных фигур Гот-тшальда). Материал данного теста состоит из замаскирован­ной в множестве сложных фигур простой фигуре, которую и должны найти испытуемые (рис. 8).

Были выявлены также некоторые личностные характе­ристики, коррелирующие с данным параметром когнитивно­го стиля: полезависимые в ситуации неопределенности более эффективно используют полученную от других информацию, поленезависимые — игнорируют подсказки, пытаются быть независимыми; экспериментально подтверждены значимые связи зависимости-независимости от поля с особенностями обучения, поведением в конфликтных ситуациях. Полезависи­мость — поленезависимость высоко коррелирует с социальными навыками, школьной успеваемостью, личностной и социальной автономностью, психологическими пространственными спо­собностями и функциональной латерализацией.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слайд 45 4.2.3 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (модель «доходы-расходы» или «крест Кейнса», модель «сбережения-инвестиции») | Рефлексивность — импульсивность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.