КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рефлексивность — импульсивность
Категориальная узость — широта Аналитичность — синтетичность. Данный параметр когнитивного стиля указывает, на что больше ориентирован индивид в процессе познания: на различия или сходство, специфичность или общее. Аналитичные — ориентируются на специфическое в объектах, целостным воспринимают набор несущественных, второстепенных признаков, пользуются меньшей субъективной единицей измерения. Синтетичные — отдельные стимулы воспринимают как целое, ориентируются на общее. В качестве иллюстрации проявления данных параметров когнитивного стиля может служить, в частности, методика, заключающаяся в сортировке карточек со словами или изображениями на группы по самостоятельно выделяемым самим субъектом критериям. Аналитичные выделяют много групп малого объема, ориентируются на различие, синтетичные мало групп большого объема, ориентируются на сходство. Был выделен ряд факторов, от которых зависит успешность обучения аналитичных: —низкий темп предъявления учебной информации; —большое число повторений; —малая вариативность заданий; —акцент на произвольное запоминание. Выявляет представления людей о пределах вариативности событий в отношении к максимально или минимально достигаемому значениям. В качестве иллюстрации психологического смысла характеристики достаточно ответить на несколько приведенных ниже вопросов, выбрав лишь один из указанных вариантов ответа: • Средний вес, который может поднять человек, равен ста ки Самый большой вес, который может поднять человек: А) 300 кг; Б) 500 кг; В) 600 кг; Г) 1 тонна. Самый маленький вес, который может различить человек: А) 1г; Б) 0,01г; В) 0,001 г; Г) 0, 0001 г. • Средняя цена бокала «Бордо» в ресторане «У Максима» Какой может быть максимальной цена бокала вина: А) $100; Б) $500; В) $700; Г) $1000. Какой может быть минимальная цена бокала вина: А) 90 центов; Б) 50 центов; В) 30 центов; Г) 10 центов. Индивиды, которые чаще отмечают пункты В и Г, допускают значительно больший предел вариативности даже неизвестных им явлений, и, следовательно, обладают большей категориальной широтой. Данный параметр когнитивного стиля проявляется в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и аналитически более подготовленный ответ(рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, менее аналитически подготовленный ответ и, следовательно, большое число ошибок (импульсивные). В качестве иллюстрации того, как проявляется данный параметр когнитивного стиля, можно привести одну из методик измерения указанного параметра, а именно, Тест подобных Фигур. В нем испытуемому необходимо из имеющихся очень похожих изображений-альтернатив выбрать одну, в точности повторяющую картинку-эталон. Импульсивные при выполнении задания отвечают быстро, демонстрируют очень маленький отрезок времени между первым предъявлением и первым ответом, делают много ошибок. Рефлексивные более тщательно изучают эталон, чаще просматривают имеющиеся варианты ответов, делают паузу перед окончательным принятием решения, ошибок у них гораздо меньше.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |