Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивность — импульсивность

Категориальная узость — широта

Аналитичность — синтетичность.

Данный параметр когнитивного стиля указывает, на что больше ориентирован индивид в процессе познания: на различия или сход­ство, специфичность или общее. Аналитичные — ориентируют­ся на специфическое в объектах, целостным воспринимают набор несущественных, второстепенных признаков, пользуются меньшей субъективной единицей измерения. Синтетичные — отдельные стимулы воспринимают как целое, ориентируются на общее.

В качестве иллюстрации проявления данных параметров ког­нитивного стиля может служить, в частности, методика, заключа­ющаяся в сортировке карточек со словами или изображениями на группы по самостоятельно выделяемым самим субъектом крите­риям. Аналитичные выделяют много групп малого объема, ориен­тируются на различие, синтетичные мало групп большого объема, ориентируются на сходство.

Был выделен ряд факторов, от которых зависит успешность обучения аналитичных:

—низкий темп предъявления учебной информации;

—большое число повторений;

—малая вариативность заданий;

—акцент на произвольное запоминание.

Выявляет представления людей о пределах вариативности событий в отношении к максимально или минимально достигаемо­му значениям. В качестве иллюстрации психологического смысла характеристики достаточно ответить на несколько приведенных ниже вопросов, выбрав лишь один из указанных вариантов ответа:

• Средний вес, который может поднять человек, равен ста ки­
лограммам.

Самый большой вес, который может поднять человек: А) 300 кг; Б) 500 кг; В) 600 кг; Г) 1 тонна.

Самый маленький вес, который может различить человек: А) 1г; Б) 0,01г; В) 0,001 г; Г) 0, 0001 г.

• Средняя цена бокала «Бордо» в ресторане «У Максима»
равна десяти долларам.

Какой может быть максимальной цена бокала вина:

А) $100; Б) $500; В) $700; Г) $1000.

Какой может быть минимальная цена бокала вина:

А) 90 центов; Б) 50 центов; В) 30 центов; Г) 10 центов.

Индивиды, которые чаще отмечают пункты В и Г, допускают значительно больший предел вариативности даже неизвестных им явлений, и, следовательно, обладают большей категориальной ши­ротой.

Данный параметр когнитивного стиля проявляется в стабиль­ной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и аналитически более подготовленный ответ(рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, менее аналити­чески подготовленный ответ и, следовательно, большое число оши­бок (импульсивные).

В качестве иллюстрации того, как проявляется данный пара­метр когнитивного стиля, можно привести одну из методик из­мерения указанного параметра, а именно, Тест подобных Фигур. В нем испытуемому необходимо из имеющихся очень похожих изображений-альтернатив выбрать одну, в точности повторяю­щую картинку-эталон. Импульсивные при выполнении задания

отвечают быстро, демонстрируют очень маленький отрезок време­ни между первым предъявлением и первым ответом, делают мно­го ошибок. Рефлексивные более тщательно изучают эталон, чаще просматривают имеющиеся варианты ответов, делают паузу перед окончательным принятием решения, ошибок у них гораздо меньше.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Индивидуальные различия, связанные со стилевыми особенностями | Экстернальность — интернальность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.