Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, направленные на приобретение знаний. Современные представления о классификации методов




Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.

I:: i

:.,,

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

"N

Рис. 5.1. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быстроты простой реакции

5. В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития лич­ности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный прин-

 

Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности

цип построения определенных процедур, технологических приемов, способов дей­ствий.

6. Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод приме­няется, как правило, для решения не одной-двух, а для решения определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие "метод" в самой общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действии педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное приме­нение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигатель­ных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-орга­низатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо по­нятия "метод" используется и термин "методический прием".

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или ино­го метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные дей­ствия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методичес­кие приемы. Поэтому неслучайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыс­лах:

• в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазания, плавания и т.д.);

• в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм органи­зации занятий (методики физического воспитания - в дошкольных учреждениях в школе, в вузе и пр.).

В литературе встречаются также понятия "методический подход" и "методичес­кое направление", которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к "методическому подходу" относит то, что в другом именует "методическим направлением".

Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отраже­ния вопрос: "В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с поня­тиями "метод", "методический прием"? На основе изучения литературных источни­ков нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздей­ствии педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной науч­ной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, вос-

Теория и методика физической культуры

питания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и не­традиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обуче­ния с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: ана­литический (избирательный) и целостный (интегральный).

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двига­тельным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на исполь­зование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, по­зволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого- то одного до­минирующего фактора.

К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе разви­тия силовых способностей выделяют следующие методические направления:

• преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным чис­лом повторений;

• использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;

• преодолением сопротивлений с предельной скоростью и др.

Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционально­го напряжения, при выключении или ограничении деятельности какого-либо анали­затора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершен­ствования кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегчен­ные условия выполнения технических действий. Все рассмотренные выше понятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Это можно предста­вить в виде соответствующей схемы (Рис. 5.1.).

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько класси­фикаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматрива­ется классификация, в основании которой лежит направленность методов на реше­ние специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физической культуры личности. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной за­дачи: образовательной, воспитательной или физического развития.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три большие груп­пы (рис. 5.2.):

I. Направленные на овладение знаниями.

II. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.

III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способ­ностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие

Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности

подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении клас­сификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов долж­на строиться и использоваться на базе закономерностей, лежащих в основе про­цесса усвоения знаний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов форми­рования физической культуры личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития физи­ческих способностей и вытекающими из них методическими принципами.

2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личнос­ти занимающихся.

3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4. Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уров­нем теоретической и практической подготовленности, способностями в примене­нии определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хоро­шо говорил по этому поводу П. Ф. Лесгафт: "Можно сказать: метод -это я".

6. Временем; которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической ра­ботоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или вос­становление).

8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов трени­ровки.

9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температу­ра воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.

Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закреплен­ную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фак­тов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точ­ный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом ус­пешность овладения техникой движений.

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют

Теория и методика физической культуры

методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное из­ложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (Рис. 5.2.).

Рассказ - это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сооб­щаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники.движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным ма­териалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый пос­ледующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода - строгая система продуман­ных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы яв­ляется разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процес­сов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результа­тов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых - совместным, коллективным.

Описание - это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого уп­ражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Характеристика - это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: "Как делать?". К примеру, вы­полнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполня­емых движений. Главная особенность этого метода-теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двига­тельной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материа­ла, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: "Зачем это нужно делать?" и "Почему так, а не иначе?".

Разновидностью объяснения являются:

сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которы­ми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;

инструктирование - точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых дей­ствий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.

Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществля­ется с помощью указания, команд, подсчета, распоряжений, приказа и др.

При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирова­ния результатов учебной деятельности широко применяются различные формы сло­весных оценок: оценочные суждения ("верно", "хорошо"), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, по­хвала педагогом действий занимающихся.

Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдель­ных их сторон широко применяется метод "самопроговаривания". Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполне-

Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности

ния этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговари-ванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем "про себя" - во внутрен­ней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках дей­ствия.

-■

-Совершенствования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.