Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление процессом обучения




Q4

когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать:

• при классификации физических упражнений;

•при разработке программ по физическому воспитанию;

• при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

• при подборе систем подводящих упражнений.

7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить этапы, которые в педагоги­ческих целях рассматриваются относительно изолированно. Каждый этап характе­ризуется прежде всего своеобразием познавательной деятельности занимающих­ся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого фи­зического упражнения.

На первом этапе происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспро­изводить технику в "грубой форме", концентрируя внимание на ее звеньях. Для до­стижения этой цели, вначале создается общее представление о значении физичес­кого упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, кото­рым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершает­ся первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в про­странстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двига­тельного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав дру­гих, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникно­вение грубых ошибок. В-третьих, добиться самостоятельного выполнения занима­ющимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения усло­вий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного дей­ствия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внима­ния и значительных нервных напряжений.

На втором этапе физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных техничес­ких требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосре-

Теория и методика физической культуры

доточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двига­тельного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляет­ся на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значи­тельных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физичес­кого упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

Таблица 7.1.

Последовательность процесса обучения двигательному действию

  НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПОВ
  I. Начальное разучивание II. Углубленное разучивание III. Закрепление и совершенствование
< с
a Сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия. Сформировать умение выполнять двигатель- ное действие в объеме намеченных техничес- ких требований. Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практи- ческого применения.
 
с;
ш
 
 
  1. Создать общее пред- ставление о двигательном действии и установку на овладение им. 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникнове- ние значительных ошибок. 1. Закрепить е необходи- мой мере технику двига- тельного действия.
 
 
 
 
 
  2. Восстановить предше- ствующий опыт выполне- ния действий, близких по технике вновь изучаемому. 2. Последовательно разу- чить общие детали и усо- вершенствовать про- странственные, времен- ные и динамические характеристики техники действия. 2. Совершенствовать изу- чаемое действие в соеди- нениях с другими двига- тельными действиями.
 
X
<
<
^— Г)
<
ш 3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ра- нее, предупредить воз- никновение грубых ошибок. 3. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентриро- вать внимание на технике двигательного действия. 3. Сформировать допол- нительные варианты техники для целесообраз- ного выполнения дей- ствия в различных внешних условиях и ситуациях.
л
ш
<g
ш
о.
S
ДАЧ
со 4. Добиться выполнения основы техники двига- тельного действия в целом.   4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.
 
 
 
  5. Совершенствовать выполнение действия при повышающих волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.
 
     
     
     

 

 

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов дей­ствия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональ­ным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, наме­ченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучивае­мого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упраж­нение.

На третьем этапе обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практичес­кой деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осу­ществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего, их времен­ных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая проч­ность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выпол­нения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обу-чения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершен­ствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более инди-видуализированный характер. Это требует от препо­давателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и дру­гих качеств занимающихся.

Для того чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспо­собляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяет­ся в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно, чтобы внимание занимающихся со­средотачивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содер­жание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради кото­рой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение.

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разу­чивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном про­цессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные переры­вы становятся возможными. Количество повторений совершенствуемых двигатель­ных действий возрастает от занятия к занятию. Здесь реализуется принцип разви­вающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических качеств, обеспечивающих необхо­димую эффективность действия.

Общая схема последовательности этапов обучения и дидактических задач на каждом из них представлена в табл. 7.1.

Эта схема представляет собой отражение в абстрагированном виде сущности обучения. Она может использоваться как предписание о выполнении в определен­ной последовательности элементарных педагогических операций при массовом обучении любому двигательному действию.

В конкретной педагогической практике эта модель, однако, конкретизируется каждый раз по-разному, в зависимости от цели обучения, особенностей изучаемых физических упражнений и состава занимающихся.

Теория и методика физической культуры

Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям тре­бует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки), обеспечивающего непрерыв­ное поступление объективной информации как педагогу, так и занимающимся о ходе и результатах обучения; коррекции процесса обучения на основе поступающей ин­формации.

Деятельность педагога начинается с выбора практической цели обучения и при­нятия решения чему обучать, то есть описания образца техники физического уп­ражнения, которую занимающимся предстоит изучить и определения условий прак­тического применения изучаемого двигательного действия, а также количествен­ных показателей, которых должны будут достичь занимающиеся в результате обу­чения. Для того, чтобы принять это решение, педагогу необходимо вначале составить представление о занимающихся и об окружающей обстановке. Оценивание воз­можностей обучаемых, помимо учета возрастных и других факторов, требует пред­варительной проверки знаний, двигательных умений и навыков, а также выявления уровня развития необходимых физических качеств.

В результате сопоставления сложившегося представления с намеченным образ­цом техники физического упражнения, формулируется общая задача обучения. Далее она развертывается в систему частных задач, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и методические приемы их решения. При этом в роли предписания, какие учебные действия и в какой последовательности следу­ет осуществлять, выступает общая структура процесса обучения двигательному дей­ствию. Намеченный образец техники изучаемого физического упражнения (описа­ние основы, общих деталей и характеристик техники) позволит точно определить, что в данном двигательном действии следует разучивать, и конкретизировать част­ные задачи I и II этапов процесса обучения. Определение условий практического применения физического упражнения (в стандартных или усложненных внешних условиях, в сочетании о другими действиями и т.д.) облегчит конкретизацию задач его закрепления и совершенствования. Количественные критерии (в сантиметрах, секундах, килограммах, очках и т.д.) дадут основания наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физи­ческих и волевых усилиях, а также средства и пути развития необходимых двига­тельных и волевых качеств в дальнейшем. В таком плане только последнее задание отражает достижение цели обучения, тогда как остальные учебные задания харак­теризуют промежуточные (частные) задачи, без решения которых общая цель не может быть достигнута.

Принимать решения педагогу приходится не только перед началом обучения. В ходе самого процесса возникают различные причины, в результате которых проис­ходят отклонения хода обучения от запланированного. Отклонения могут быть как негативными (замедляющими ход процесса), так и позитивными (позволяющими сократить время обучения). Поэтому необходимо решить две задачи. Во-первых, обеспечить получение сведений о реальном ходе процесса обучения. Во-вторых, в зависимости от характера отклонения процесса от запланированного необходимо оказывать на него то или иное регулирующее воздействие, производить необходи­мую коррекцию.

Очевидно, что принятие решений в процессе преподавания всегда является ре­зультатом переработки педагогом всей полученной им информации. Как результат этой переработки отдаются распоряжения, подлежащие исполнению. Таким обра-

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

зом, возможность принимать решения заключена в обмене информацией между преподавателем и занимающимся. Важнейшие функции проверки и оценивания ус­певаемости заключаются в получении и передаче информации. Оценка при этом выступает в роли сигнала, несущего информацию.

В процессе разучивания и совершенствования двигательных действий препода­ватель сообщает обучаемым информацию о выполнении или невыполнении ими частных учебных задач. Информация передается с помощью различных приемов оценивания в самых разнообразных формах. Важное значение при этом имеет орга­низация собственных наблюдений занимающихся за качественными и количествен­ными характеристиками движений.

Для активизации учебной деятельности ученику необходимо знать, оказалась ли успешной вся линия его поведения и каков конкретный уровень результатов его де­ятельности. Поэтому возникает необходимость периодически организовывать про­верку, несущую такую информацию. В этом случае, как правило, проверяется тех­ника выполнения двигательного действия в целом в планируемых условиях его при­менения и выявляется соответствие техники выполнения физического упражнения намеченному образцу.

На основе полученной информации в предварительный план обучения вносятся коррективы (частичные изменения) путем перераспределения времени на реше­ние отдельных частных задач, применения дополнительных средств и более эффек­тивных методов и приемов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.