Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат концепции эмерджентных эффектов




Лекция 7.2: Эмерджентные эффекты в управлении

ТЕМА 7: ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

 

1. Понятийный аппарат концепции эмерджентных эффектов

2. Приоритетность «производства» эмерджентных эффектов на различных этапах функционирования социальных форм организованности

3. Интерпретации практических следствий «производства» эмерджентных эффектов

 

 

В настоящее время в социологии управления сложилась достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, происходит её очевидное развитие, а с другой стороны – некоторые её аспекты на теоретическом уровне остаются малоисследованными или почти не рассматриваются. К таким феноменам относятся, например, эмерджентные эффекты, значение которых в управлении социальными образованиями переоценить невозможно1.

В контексте вышеизложенного, в качестве одного из аспектов социологической парадигмы современной теории управления может быть предложена как инновационная модель концепция эмерджентных эффектов. В свою очередь, это делает актуальной разработку динамической модели управления эмерджентными эффектами, как универсальной модели управления на всех уровнях и во всех сферах социума2.

Эмерджентный эффект – это «произведённые» комплексом взаимодействия феномены (явления, состояния, отношения, свойства и т.п.), качественно отличающиеся от сформировавших (создавших) их взаимодействующих сторон (деятелей)3.

Можно сформулировать и по другому: эмерджентный эффект – это качественно новый феномен, образовавшийся в результате взаимодействия и который есть другое, чем каждая из взаимодействующих сторон в отдельности4.

Фактически всегда, когда «производится» системный эффект, это делается определённым комплексом взаимодействия5.

Комплекс взаимодействия - это сформировавшаяся (сформированная) под влиянием совокупности факторов комбинация взаимодействий, представляющая собой опрелённое единство и выполняющая явно или неявно, осознанно или бессознательно некоторую функцию в той системе, которая его сформировала6.

Рассматривая эмерджентные эффекты как ресурс социальных образований, их можно определить как ресурсы, «произведенные» взаимодействием взаимодействующих сторон (деятелей)7.

Эмерджентные эффекты – это те практически неограниченные внутренние ресурсы, которыми потенциально обладает любая социальная целостность благодаря осуществляемым взаимодействиям. При этом ключевым, определяющим свойством целостности, формируемым «производимыми» системными эффектами, является эмерджентность. Как известно, эмерджентность – это свойство целостности быть другим, чем арифметическая сумма составляющих её частей и каждой из них в отдельности. Фактически эмерджентность является понятием интегрирующим, отражающим, в частности, наличие у социального образования свойств (качеств, если эти свойства социально значимы и оцениваются), которыми в отдельности не обладает ни одна из его составляющих8.

Если результат взаимодействия сторон больше арифметической суммы результатов функционирования каждой из них, этот эмерджентный эффект определяется как синергия. В упрощенной форме синергию можно представить формулой 1+1 > 2. Если меньше – как синерéзия. Этот эмерджентный эффект еще иногда называют диссинергия или отрицательная синергия. Суть синерезии отражает формула 1+1 < 2. Причем синергии как эмерджентному эффекту наука уделяет гораздо больше внимания, чем синерезии9.

Однако результатом функционирования социального образования может быть «производство» не только неаддитивности (результат больший или меньший, чем арифметическая сумма результатов, «производимая» его частями в отдельности), но и других системных эффектов. Среди них можно выделить следующие основные эмерджентные эффекты, обеспечивающие принципиальную возможность существования социального образования в условиях внешней среды: связность, адаптивность и уже называвшуюся синергию. Данные эмерджентные эффекты можно определить как основные, поскольку они в принципе обеспечивают саму возможность существования любого социального образования в меняющихся условиях внешней среды10.

2. Приоритетность «производства» эмерджентных эффектов на различных этапах функционирования социальных форм организованности

 

Если рассматривать различные формы социальной организованности с точки зрения их формирования и последующего существования, то на самом общем уровне можно выделить три приоритетные задачи, которые встают перед управлением и которые следует в первую очередь решать, исходя из необходимости «производства» внутренних ресурсов. Причем в зависимости от решаемых приоритетных задач по «производству» эмерджентных эффектов, можно выделить соответствующие этим задачам три этапа функционирования и развития социальных образований11.

Ниже представлен каждый из них12.

Первый этап: создание в большей или меньшей степени целостного социального образования. На этом этапе приоритетным эмерджентным эффектом, «производству» которого уделяется первостепенное внимание и который, соответственно, становится приоритетным внутренним совокупным ресурсом, обеспечивающим сам факт появления и ситуативного сохранения социального образования, является связность. Именно эмерджентный эффект «связность» делает возможным сам факт появления социального образования, создавая определенную степень единства его составляющих. Это позволяет формируемому и начавшему свой жизненный путь социальному новообразованию стать определённой целостностью и обеспечить свое существование хотя бы на ближайшее время. Данный этап можно обозначить как этап ситуативного выживания.

Ключевым инструментальным механизмом «производства» эффекта связности является необходимая структура социального образования.

Второй этап: это этап оперативного (на ближайшую перспективу) выживания социального новообразования в условиях окружающей среды. На данном этапе приоритетным по значимости для существования социального образования на обозримую перспективу является «производство» такого внутреннего ресурса, каким является эффект адаптивности.

Второй этап: это этап оперативного (на ближайшую перспективу) выживания социального новообразования в условиях окружающей среды. На данном этапе приоритетным по значимости для существования социального образования на обозримую перспективу является «производство» такого внутреннего ресурса, каким является эффект адаптивности.

Это не значит, что, например, эффект связности как внутренний системный ресурс на данном этапе существования социального образования не значим и его можно не «производить». Просто его «производство» становится уже в определенной степени технологически «выстроенным» и, следовательно, как правило, деятельностью не столько творческой (которая требует особого внимания), а скорее рутинной. И эта рутинность, которая выражается в уже выработанных наиболее эффективных методах действий, выявленных и используемых инструментах деятельности, найденном наилучшем порядке организованности и функционирования, позволяет многие действия по «производству» эффекта связности осуществлять в значительной степени автоматически. Всё это позволяет уделять меньше внимания управлению внутренними процессами укрепления связности в социальном образовании и, в частности, «стягиванию», консолидации его частей в сплочённую целостность и больше – обеспечению возможности выживания в условиях внешней среды на обозримую перспективу.

Ключевым инструментальным механизмом обеспечения адаптации социального образования к условиям внешней среды и установления желаемой системы связей и отношений, направленных к ней со стороны различных феноменов этой среды, является необходимая система обратной связи.

Третий этап: обеспечение существования социального образования в долгосрочной перспективе. Если «производя» эмерджентные эффекты «связность» и «адаптивность», социальное образование обеспечивает свое появление и существование в ближайшей перспективе за счет этих внутренних ресурсов, то желая обеспечить перспективу своего долгосрочного (в идеале – вечного) существования, оно только за счет их использования этого сделать не может. Дело в том, что на протяжении большой временнóй длительности (диапазон может быть от нескольких месяцев и лет до десятилетий и даже столетий) условия внешней среды могут очень существенно и даже катастрофически меняться. И тогда «производство» вышеназванных внутренних системных ресурсов (их можно в данном контексте назвать ситуативным и оперативным внутренними эмерджентными эффектами) для выживания социального образования в особых, экстремальных, субэкстремальных и катастрофических условиях внешней среды может оказаться недостаточным. Очевидно, что в чрезвычайных условиях состояний среды, возможности адаптации социального образования могут быть очень ограничены, что, в свою очередь, может существенно снижать возможности «производства» эффекта связности. В комплексе такое возможное существенное понижение ресурсного состояния социального образования по вышеназванным параметрам может привести к невозможности его дальнейшего существования, т.е. гибели.

В этих условиях социальному образованию необходим такой внутренний ресурс, который обладал бы следующими необходимыми свойствами:

- его «производство» было бы в наименьшей степени зависимо от любого состояния внешней среды (а в идеале – вообще независимо);

- его «производство» обеспечивало бы достаточно значительную степень независимости (автономности) от внешней среды и, соответственно, достаточно высокий уровень эффективности функционирования социального образования для выживания в условиях такой среды;

- затраты на его «производство» могли бы быть минимальными, а получаемый эффект мог бы быть весьма значительным.

По своим свойствам это уникальный внутренний ресурс, «производство» которого в социальных образованиях потенциально возможно и который может реально обеспечить долгосрочную перспективу их существования в различных (вплоть до катастрофических) условиях внешней среды.

Этим сверхнеобходимым внутренним ресурсом, который способны «производить» социальные образования и является синергия.

Таким образом, на третьем этапе существования социального образования приоритетное внимание управления объективно должно быть направлено на «производство» эмерджентного эффекта «синергия». И это реально возможно, т.к. «производство» эмерджентных эффектов «связность» и «адаптивность» должны быть на инструментальном уровне уже в достаточной степени технологически «отработаны» для обеспечения существования социального образования на ближайшую перспективу в условиях относительно стабильной внешней среды. Теперь приоритетными для социального образования становятся долгосрочные перспективы его существования. Принимая во внимание в долгосрочной перспективе тотальную неизбежность периодического вхождения окружающей ноосферы (социума и среды его существования), а также самих социальных образований в особые, экстремальные, субэкстремальные и катастрофические режимы функционирования, они должны для обеспечения своего будущего существования в этих условиях производить потенциально сверхэффективный и в минимальной степени зависимый от внешней среды внутренний ресурс, каторым является синергия.

Ключевым инструментальным механизмом «производства» эффекта синергии в социальных образованиях является кооперативное взаимодействие между их составляющими (частями).

Совокупность основных системных эффектов в социальных образованиях можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица – Приоритеты «производства» основных эмерджентных эффектов на различных этапах существования социальной целостности

Эмерджентные эффекты Приоритетная значимость на этапах жизненного цикла социального образования Инструментальный механизм «производства»
Связность 1-й этап: создание Необходимая (адекватная) структура социального образования
Адаптивность 2-й этап: оперативное выживание Необходимая система обратной связи с внешней средой
Синергия 3-й этап: существование в долгосрочной перспективе Кооперативное взаимодействие составляющих (частей) социального образования

 

 

3. Интерпретации практических следствий «производства» эмерджентных эффектов

 

Очевидно, что вышеназванные основные эмерджентные эффекты являются необходимым условием обеспечения существования любых социальных образований при условии, что они являются социальными целостностями. Каждый из представленных основных эмерджентных эффектов играет свою приоритетную роль на соответствующем этапе жизненного цикла определенного социального образования.

Поэтому исключительная значимость эмерджентного эффекта «синергия» для долгосрочного существования любой социальной целостности позволяет идентифицировать его как ключевой эмерджентный эффект. Только «производство» синергии на достаточно высоком уровне может позволить выжить социальному образованию в долгосрочной перспективе.

Рассматривая представленные основные эмерджентные эффекты, следует обратить внимание на то, что в данном случае выделена только одна сторона реальных явлений. Условно её можно назвать «положительной» (всё зависит от той точки зрения, с позиции которой рассматривается эта сторона проявления любого эмерджентного эффекта). В действительности же, себя проявляют и прямо противоположные стороны вышеназванных эмерджентных эффектов.

Для связности – это деструктивность, т.е. такое проявление следствия взаимодействия сторон, которое приводит к разрушению уже существующей связности и, соответственно, к разрушению целостности. Данную противоположность эффекта связности можно условно обозначить как «отрицательную». Отсутствие же как эффекта связности, так и эффекта деструктивности можно обозначить как «несвязность» (состояние нулевого эффекта по основанию, связность – деструктивность). Графически на континууме между противоположными эффектами, несвязность помещается посередине, будучи математически выражена через «нуль».

Такая же ситуация и с другими основными эмерджентными эффектами. Эффект «адаптивность» в качестве своей противоположности имеет эффект «дезадаптивность» (это такое взаимодействие целостного социального образования с внешней средой, которое приводит к разрушению имеющихся с ней необходимых связей). Графически нейтральная ситуация на континууме адаптивность – дезадаптивность располагается между ними посередине и может быть названа как «неадаптивность» (её математическое выражение в этом случае – «нуль»).

Эффектом, противоположным синергии, является синерéзия. Ситуация, когда не «производится» ни синергия, ни синерезия – может быть обозначена как «аддитивность». Графически она располагается посредине на континууме между этими противоположными проявлениями Эмерджентного эффекта «неаддитивность» (математически может быть выражена через «нуль»).

Таким образом, в своей полноте основные системные эффекты, «производимые» социальными образованиями, могут быть представлены на рисунке следующим образом:

 

связность несвязность деструктивность

 

 

адаптивность неадаптивность дезадаптивность

 

 

синергия аддитивность синерезия

 

Рис. Графическое представление основных эмерджентных эффектов

 

Наряду с основными эмерджентными эффектами в социальных образованиях «производятся» и другие эмерджентные эффекты, которые можно охарактеризовать как дополнительные (комплементарные), т.к. они выполняют по мере необходимости свои функции на всех этапах жизненного цикла социального образования. Они дополняют действие основных эмерджентных эффектов и, тем самым, обеспечивают повседневное (оперативное) его функционирование. Это такие, как например, гибкость, управляемость и другие.

Таким образом, очевидно, что «производство» вышеназванных основных эмерджентных эффектов является необходимым условием обеспечения существования любых социальных целостностей13.

Существование социальных образований в первую очередь определяется их способностью управлять процессом «производства» необходимых эмерджентных эффектов и способностью определять их приоритетную значимость на соответствующих этапах своего жизненного цикла. И каждый из основных эмерджентных эффектов играет свою приоритетную роль на соответствующем этапе жизненного цикла социальной целостности. Соответственно, «производство» необходимых эмерджентных эффектов делает социальные образование менее зависимым от условий внешней среды, а, следовательно, обеспечивает более высокий потенциал выживания в перспективе своего существования14.

Поэтому задача системы управления заключается в том, чтобы знать роль определенных эмерджентных эффектов в жизни соответствующей целостности, уметь их идентифицировать, обеспечив их необходимое «производство» и регулирование15.


1 Крейк А.И. «Производство» и управление системными эффектами - задачи системы управления // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006.- Т.6. Социология организаций и управления.- С.87-88.

2 Крейк А.И. Управление системными эффектами – инновационная модель управления // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.Л.Романова.- М.: Проспект, 2006.- С.260-261.

3 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.35.

4 Крейк А.И. Управление системными эффектами – инновационная модель управления // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. В.Л.Романова.- М.: Проспект, 2006.- С.261.

5 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.35.

6 Там же.

7 Там же.

8 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.35.

9 Крейк А.И. Управление системными эффектами – инновационная модель управления // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. В.Л.Романова.- М.: Проспект, 2006.- С.261.

10 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.35.

 

11 Крейк А.И. Управление системными эффектами – инновационная модель управления // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.Л.Романова.- М.: Проспект, 2006.- С.262.

12 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.35.

 

 

13 Крейк А.И. «Производство» и управление системными эффектами - задачи системы управления // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006.- Т.6. Социология организаций и управления.- С.90.

14 Крейк А.И. Системные эффекты – внутренний ресурс социальных образований // Научные записки Сибирской академии государственной службы.- 2006.- №3. Интеллектуальный потенциал СибАГС; Управление…….С.38.

15 Крейк А.И. «Производство» и управление системными эффектами - задачи системы управления // тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006.- Т.6. Социология организаций и управления.- С.90.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.