Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7 . Совершенная и несовершенная конкуренция. Модели рынков




Введение.

На прошлой лекции мы ознакомились с издержками производства и прибылью предпри­ятия. Однако поведение предприятия, выбор стратегии его развития, размер спроса на ресурсы н величины предложения собственных товаров зависят не только от внутренних показателей его деятельности, но и от типа рынка, на котором оно действует. Наиболее важным условием. влияющим на функционирование фирм, является степень развития на рынке конкурентных от­ношений между товаропроизводителями.

Целью данной лекции, в связи с вышесказанным, является изучение форм конкуренции и типов рынков, отличающихся особенностями ценообразования.

 

Вопрос 1. Сущность конкуренции ее виды и роль в механизме рыночного саморегулирования.

Конкуренция выступает одним из важнейших законов рыночной экономики, в ос­нове которого - частная собственность и обособленность экономических интересов. На осно­вании этого можно раскрыть понятие о конкуренции. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество, состязательность, между экономическими субъектами на рынке в целях получения наибольшей прибыли и других выгод.

Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые носят негативный и даже разрушительный характер.

Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механиз­ма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному развитию экономики.

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В со­временной рыночной экономике можно выделить следующие основные функции конкуренции.

1) Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скры­тое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (по­треблению). С помощью этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе доро­гу тенденция к определению предложения спросом (и производства - индивидуальными и об­щественными потребностями).

2) Стимулирующая, функция - означает, что рынок посредством конкуренции побуждает производителей к выпуску товаров, пользующихся спросом, при минимизации затрат.

3) Аллокациопная функция (или функция размещения, от англ. allocation - размещение), вы­ражается в эффективном размещении самих факторов производства в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

4) Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововве­дений). опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих ди­намизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

5) Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохране­ния (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

6) Распределительная функция оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ среди потребителей.

7) Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического дик­тата одних агентов рынка над другими.

 

Вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспе­чивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно конкуренция обусловливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы. Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и ры­ночной экономики.

 

При производстве товаров конкуренция подразделяется на 2 вида :

Внутриотраслевая конкуренция между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и сбыта товаров. Предпосылки такой конкуренции – различие индивидуальных издержек производств, результат – рыночная цена на однородные товары.

Межотраслевая – конкуренция предприятий различных отраслей за сферы более прибыльного вложения капитала. Предпосылки - различные нормы прибыли в разных отраслях, результат – образование средней прибыли

 

В зависимости от способов ведения различают 2 основных метода конкуренции:

Ценовая конкуренция - между фирмами за более высокую прибыль осуществляется путем уменьшения издержек, и таким образом снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использо­вании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), диф­ференциации качества товара при одной и той же цене и др.

Неценовая конкуренция - осуществляется способами, прямо не влияющими на цену, но оказывающими влияние на выбор потребителя:

· Техническая новизна и качества товаров.

· Создание товаров-субститутов.

· Послепродажное обслуживание потребителей

· Усиление рекламы (8-15% затрат от товарооборота)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.