КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Совершенная и несовершенная конкуренция
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. Различают две формы конкуренции: совершенную и несовершенную. Самая старая форма это свободная /совершенная/ конкуренция она развивается без всяких ограничений. Это абстрактная модель, которая удобна для анализа осн. принципов формирования рыночного поведения фирмы. Совершенная конкуренция предполагает: 1) Малый размер и множество покупателей и продавцов. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и желания. Единственно, что определяет он сам, — это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции. 2) однородность продукции. Это означает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного качества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребительским свойствам) товара раз н о качественными для потребителя. 3) Отсутствие барьеров - означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно экономическими критериями, и, прежде всего, прибыльностью (или убыточностью) производства. 4) Совершенная информация. Отсутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, служить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала.
Действует в рознице сельского хозяйства. (т. к. оптом продукцию закупает государство), валютные, фондовые рынки, рынки ценных бумаг. Достоинства совершенной конкуренции · Совершенная конкур. помогает распределить ограниченные ресурсы т. о., чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС (макс. издержки) - фирмы будут производить макс. возможное кол-во продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. · При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Недостатки · Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, (национальная оборона) которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности. · Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей. · Совершенная конкур. способствует унификации и стандартизации продукции. Но, в совр. обществе, развиваются разнообразные вкусы, обращают внимание на оформление, дизайн. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства. В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, характеризуется тем, что: · фирмы могут воздействовать на условия реализаций товара и, соответственно этому, ведут конкурентную борьбу; · выход на рынок ограничен. Несовершенная конкуренция включает следующие виды: монополия. - власть одного продавца {монопсония - власть одного покупателя); олигополия -власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей); монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами. В соответствии с формами конкуренции, различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия (Табл. 1). · · · · · · · · · · Табл. 1. Характерные черты основных типов рыночных структур (моделей рынков) ·
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |