Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Совершенная и несовершенная конкуренция




Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. Различают две формы конкуренции: совершенную и несовершенную.

Самая старая форма это свободная /совершенная/ конкуренция она развивается без всяких ограничений. Это абстрактная модель, которая удобна для анализа осн. принципов формирования рыночного поведения фирмы.

Совершенная конкуренция предполагает:

1) Малый размер и множество покупателей и продавцов. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объективно, не зависит от его воли и жела­ния. Единственно, что определяет он сам, — это количество покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции.

2) однородность продукции. Это означает, что отсутствуют какие-либо разли­чия у товаров одного качества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребительским свойствам) товара раз н о качественными для потребителя.

3) Отсутствие барьеров - означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юридические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно экономическими критериями, и, прежде всего, прибыльностью (или убыточностью) производства.

4) Совершенная информация. Отсутствие необходимой информации мо­жет стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, слу­жить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала.

 

Действует в рознице сельского хозяйства. (т. к. оптом продукцию закупает государство), валютные, фондовые рынки, рынки ценных бумаг.

Достоинства совершенной конкуренции

· Совершенная конкур. помогает распределить ограничен­ные ресурсы т. о., чтобы достичь максимального удовле­творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС (макс. издержки) - фирмы будут производить макс. возможное кол-во продукции до тех пор, пока предель­ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда­лось купить.

· При этом достигается не только высокая эффектив­ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки

· Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, (национальная оборона) которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­даны каждому потребителю в отдельности.

· Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

· Совершенная конкур. способствует унификации и стан­дартизации продукции. Но, в совр. об­ществе, развиваются раз­нообразные вкусы, обращают внимание на офор­мление, дизайн. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повыше­нием издержек их производства.

В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняю­щиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, характеризуется тем, что:

· фирмы могут воздействовать на условия реализаций товара и, соответственно этому, ведут конкурентную борьбу;

· выход на рынок ограничен.

Несовершенная конкуренция включает следующие виды: монополия. - власть одного продавца {монопсония - власть одного покупателя); олигополия -власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей); моно­полистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

В соответствии с формами конкуренции, различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия (Табл. 1).

·

·

·

·

·

·

·

·

·

· Табл. 1. Характерные черты основных типов рыночных структур (моделей рынков)

·

Тип рыночной структуры Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условии вступления в отрасль
Чистая (совер­шенная) конку­ренция Очень большое Стандартизи­рованное Отсутствует Очень легкие, препятст­вия отсутствуют
Монополис­тическая конку­ренция Много Дифференци­рованный Слабый контроль над ценой Относительно легкие
Олигополия Несколько Стандартизи­рованный или дифференци­рованный Ограничен взаимной зависимостью значительный при тайном сговоре Наличие существенных препятствий
Чистая монопо­лия Одна Уникальный, нет близких заменителей Значительный Блокировано



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.