Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И лиц без гражданства

Вопрос 7. Административно-правовой статус иностранных граждан

Вопрос 5. Административно-правовые гарантии прав граждан

Вопрос № 4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Вопрос №1 Понятие и система субъектов административного права.

Вопрос 2. Административно-правовой статус граждан российской федерации.

Вопрос №3 Гражданство. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве РФ

Закон является изначальным и универсальным гаран­том прав граждан.

Вопрос № 6 Виды обращений граждан

 

 

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права. Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права, закрепляющих правовой статус этих субъектов.

Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права.

Субъект административного права - это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Субъект административного права - это участник, (активный или пассивный), процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.

Как и в любой другой отрасли права, субъект административного права - это человек (физическое лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим статусом, превращающим человека или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства), организацию, объединение и орган исполнительной власти.

Субъектом административного права признается об­ладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с це­лью реализации полномочий, возложенных на него адми­нистративным правом.

Круг таких субъектов многообразен, и главное, что объединяет их — это обладание особым юридическим каче­ством — административной правоспособностью.

Лица и организации, являющиеся субъектами админи­стративного права, при соблюдении установленных адми­нистративно-правовыми нормами условий, могут быть субъектами административно-правовых отношений.

Административно-правовой статус, - это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

Субъекты административного права становятся субъек­тами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной право- и дееспособностью.

Административная правоспособность — установлен­ная и охраняемая государством возможность субъекта всту­пать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и созда­вать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых от­ношений.

Еще одно условие, при котором субъект администра­тивного права, может стать субъектом административно-правовых отношений, это наличие оснований возникнове­ния, изменения или прекращения правоотношения.

Совокупность прав и обязанностей субъектов админис­тративного права, их полномочия, а также гарантии того, что субъект может их реализовать, образуют его правовой статус.

Административное право характеризуется большим числом субъектов. У каждого такого субъекта свои полно­мочия и по объему, и по структуре, и по свойствам. В связи с этим целесообразно, с точки зрения практики пра­вового регулирования и изучения данной проблемы, клас­сифицировать субъекты административного права на груп­пы, каждая из которой имеет свой административно-пра­вовой статус.

К числу индивидуальных субъектов относятся:

— граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане и лица без гражданства.

Специфическими индивидуальными субъектами явля­ются должностные лица. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее,
фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти:

—органы местного самоуправления; муниципальные предприятия; учреждения и организации;

—фонды; общественные объединения; религиозные объе­динения;.

—совместные и иностранные предприятия; учрежде­ния и организации.

 

Вопрос 2. Административно-правовой статус граждан российской федерации.

 

В последующих параграфах данной главы мы рассмот­рим с вами такую категорию субъектов административного права, как физические лица. Это граждане Российской Фе­дерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане, иност­ранные граждане и лица без гражданства.

Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения, ибо сами эти понятия являются правовыми.

Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств.

Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус ко­торых одновременно сочетается с выполнением государ­ственно-властных полномочий — должностные лица.

Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его пра­вового статуса. В его основе лежат нормы Конституции Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ(ред. от 18.07.2006) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 19.04.2002), другие законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.

Административно-правовой статус граждан это часть их общего статуса.

Административно-правовое положение граждан опре­деляется прежде всего, объемом и характером их админи­стративной правосубъектности, которую образуют адми­нистративная правоспособность и административная деес­пособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового ха­рактера. Возникает она с момента рождения гражданина.

Все граждане России обладают равным объемом адми­нистративной правоспособности. Объем административ­ной правоспособности граждан может быть изменен только государством путем издания соответствующих правовых актов.

Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образо­вания, состоянию здоровья граждан и т.п.

Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определен­ных законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоогра-ничения.

Административная правоспособность граждан харак­теризуется неразрывной связью прав и обязанностей, вы­ражающей сочетание интересов каждого гражданина с ин­тересами других граждан, обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющей­ся необходимым условием реализации этой правоспособ­ности. Моментом прекращения правоспособности граж­данина является его смерть.

Административная правоспособность - это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Административная дееспособность гражданина — при­знаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти при­надлежащие права и возможные обязанности.

Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. На практике дееспособность гражданина в данном случае ограничена только фактической способностью сформулировать свое обращение и довести его до сведения должностных лиц, однако этот критерий не имеет юридического значения ввиду своей неопределенности. Лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном порядке рассмотреть такие обращения и принять по ним решения.

Административная дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать, а также осу­ществлять права и обязанности, предусмотренные норма­ми административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

Наступление административной дееспособности связы­вается, как правило, с достижением определенного возра­ста. В полном объеме она возникает по достижении граж­данином 18-летнего возраста. Однако необходимо помнить и о том, что в различных сферах ограниченная дееспособ­ность может возникать до достижения 18-летнего возрас­та. Так, например, административная ответственность граждан наступает с 16-летнего возраста, до этого момен­та за административные проступки несовершеннолетних граждан несут ответственность родители или лица, их за­меняющие. Определенные меры дисциплинарного взыска­ния, могут применяться к учащимся образовательных уч­реждений, вплоть до отчисления из школы, в данном случае мы говорим о частичной дееспособности, которая наступает с семи лет.

При этом необходимо учитывать, что не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой администра­тивной дееспособностью. Например, не обладают админис­тративной дееспособностью лица, страдающие некоторы­ми психическими заболеваниями, а также граждане, ко­торых в соответствии с законом и на основании судебного решения либо решения иного компетентного органа ли­шили определенных прав.

На основе административной правоспособности дееспо­собные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отноше­ния.

Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граж­дан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо орга­низация или ее представитель, которые обладают полно­мочиями административно-правового характера.

Административно-правовые отношения между гражда­нами и органами исполнительной власти возникают:

а) в связи с использованием гражданами их прав в сфере исполнительной власти;

б) в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность по защите Отечества; пла­тить законно установленные налоги и сборы: сохранять природу и окружающую среду и т.д.);

в) в связи с нарушениями прав и законных интересов граждан, защитой и восстановлением нарушенных прав;

г) в связи с нарушением гражданином его обязаннос­тей перед государством.

 

Вопрос №3 Гражданство. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве РФ

Гражданство представляет собой устойчивую связь человека с государством, которая выражается в совокуп­ности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основ­ных прав и свобод человека.

По признаку гражданства физические лица класси­фицируются:

1.Граждане Российской Федерации.

2.Лица с двойным гражданством (бипатриды).

3.Граждане СНГ (кроме РФ).

4. Иностранные граждане.

5. Лица без гражданства (апатриды).
Государственными органами, ведающими делами о граж­данстве Российской Федерации, являются:

1. Президент Российской Федерации — принимает ре­шения по вопросам приема и отмены решения о приеме в гражданство; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства Россий­ской Федерации, а также на право иметь двойное граж­данство. Также Президентом РФ предоставляется почет­ное гражданство Российской Федерации.

2.Управление Президента РФ по вопросам граждан­ства, функциями которого являются:

—организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ возложен­ных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища;

—подготовка предложений по совершенствованию зако­нодательства Российской Федерации по вопросам граж­данства РФ и предоставления политического убежи­ща;

—обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

—подготовка информационных материалов, касающих­ся вопросов гражданства РФ и предоставления по­литического убежища.

 

3.Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ — всесторонне оценивает ходатайства и предоставле­ния по вопросам гражданства и выносит их на рассмотре­ние Президента.

4. Министерство внутренних дел Российской Федера­ции. Данному Министерству принадлежит довольно ши­рокий круг полномочий, связанных с вопросом гражданства Российской Федерации. Вместе с подведомственными ему органами МВД РФ проводит работу по приему заявле­ний и ходатайств по вопросам гражданства от лиц, про­живающих на территории Российской Федерации, прове­ряет факты и документы, предоставленные в их обоснова­ние, направляет их в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, а также опреде­ляет принадлежность лиц, проживающих на территории РФ, к гражданству РФ.

По заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, органы МВД осу­ществляют также регистрацию приобретения или прекра­щения гражданства РФ.

4.Министерство иностранных дел Российской Федера­ции, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации наделены аналогичными с МВД РФ полномочиями, однако исполняют их за преде­лами Российской Федерации. Кроме того, этим органам вменены полномочия по осуществлению учета граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пре­делами России. Следует однако учитывать, что по догово­ру между Российской Федерацией и другим государством полномочия последней группы органов могут осуществ­ляться дипломатическими представительствами и консуль­скими учреждениями этого государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос № 4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.