КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выпарные и кристаллизационные установки
7. 5. 3. Формування лідерських якостей менеджера (там есть диаграмма ее тоже нужно) 2. Личностные теории предполагают, что руководитель должен обладать некоторым набором определенных черт, необходимых для эффективного лидерства. В теории менеджмента под лидерством (liadership) понимают способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение определенных целей. В отличие от власти лидерство основано не только и не столько на формальных атрибутах власти, сколько на личностных особенностях руководителя. Классики менеджмента считали, что большинство людей стремится принадлежать к определенной группе, например, компании или клубу по интересам. В силу того, что лишь немногие могут быть лидерами, можно предположить, что большинство людей хотят, чтобы их вели, и в качестве ведомых чувствуют себя комфортно. Ведомым хочется верить, что их дело находится в надежных руках, тогда как лидеры должны преодолевать искушения. Лидерами становятся не по решению организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий, давая таким образом сотрудникам возможность приобрести навыки принятия и реализации управленческих решений. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии. Лидером называют лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство. Хорошие лидеры коммуникабельны, имеют чувство юмора, они, как правило, хорошие учителя. Первостепенный интерес представляет руководитель организации — человек, который одновременно должен являться лидером и эффективно управлять своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организацией. Лидерство основывается на власти и влиянии. Обладая полномочиями, но не имея власти, руководитель не может эффективно управлять. 3. Как считает Питер Друкер, признанный «классик» менеджмента, «главное требование к лидеру, без выполнения которого невозможно эффективное лидерство, — завоевать доверие. В противном случае такому человеку не удастся найти ни одного последователя». Лидер — тот, за кем идут люди. Чтобы доверять лидеру, совершенно не обязательно во всем с ним соглашаться. Доверие — это убежденность в том, что человек говорит именно то, что думает. Это вера в то, что звучит возвышенно и считается старомодным, — в цельность характера. Поступки лидера и его высказанные вслух убеждения должны быть если не идентичными, то по крайней мере не противоречащими друг другу. Эффективное лидерство базируется не на уме, а в первую очередь на цельности характера и последовательности поступков». 4. Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. В каждом коллективе существуют формальные и неформальные структуры. Формальная структура — объединение работников на основе формально определенных и закрепленных прав, обязанностей, полномочий и ответственности. Неформальная структура — объединение работников на основе взаимных симпатий, антипатий, общности интересов, сходства характеров, взаимопонимания, увлечений, чаще всего не связанных с деятельностью предприятия. Как в формальных, так и неформальных группах выделяются лидеры. Формальный лидер — руководитель, занимающий соответствующую штатную должность, выполняющий обязанности по руководству подчиненными. Неформальный лидер — работник, не имеющий формальных полномочий, но пользующийся авторитетом и влиянием в какой-либо группе (коллективе). Для определения неформальных лидеров можно использовать социометрические методы для построения социоматрицы. Существует различие между «формальным» лидерством, когда влияние основано на официальном положении сотрудника в организации, и «неформальным» лидерством, когда влияние основано на признании другими личного превосходства лидера. Отличие форма-1ьного лидера от неформального принципиальное. Неформальный лидер ориентирует членов своей команды на активизацию совместных усилий, а формальный лидер — на выполнение подчиненными своих обязанностей, В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Таблица 1.4. Сравнительная характеристика формального и неформального лидеров
6. Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены различные роли лидера: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер - мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т. д. Лидер — это всегда уверенный в себе человек, но при этом не всегда уверенный в себе человек — лидер. Лидер всегда демонстрирует уверенное повеление. Характеристики уверенного поведения: • знание о том, что делаешь свое дело правильно; • различие действия и личности («я здесь ошибся, но я все равно хороший»); • умение убеждать, коммуникативные способности, ведение переговоров; • умение «сохранить лицо» (адекватное отношение к своим ошибкам).
Рис 1.4. Качества лидеров: их важность и уровень (% проявления качеств, max — 100 %)
Руководители, опрошенные в 42 странах, дали отрицательный ответ о наличии необходимых навыков по 10 качествам, отражающим результативность управления и их потенциал. Консультанты и HR-менеджеры определили «стремление к достижению результата» и «способность реализовать потенциал сотрудников» как основные качества руководителей. Опрашиваемые оценили свои способности к проявлению этих качеств между 73 и 61 %, что является достаточно низким показателем.
9. Втеории управления используются три подхода к определению эффективности лидерства: • поведенческий подход; • ситуационный подход; • личностный подход (с позиции личных качеств). Поведенческий подход. К личным качествам лидера, определяющим эффективное влияние на подчиненных, относятся: высокий уровень интеллекта и знаний, честность, правдивость, инициативность, юридическое и экономическое образование, уверенность в себе. Однако нельзя говорить о сумме конкретных качеств, которые обязательно дадут эффективный результат в управлении. Исследования показали, что в различных ситуациях лидеру необходимо использовать разные качества, а следовательно, по-разному влиять на подчиненных. Это позволяет говорить о разном поведении лидера в различных условиях. Сторонники поведенческого подхода считают, что эффективность влияния определяется не личными качествами лидера, а обобщенными видами поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей, т. е. стилем руководства. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то единый оптимальный стиль руководства. Однако одного наилучшего стиля руководства не существует, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации. Ситуационный подход. Личные качества руководителя и его поведение определяют успех с учетом потребностей и личных качеств подчиненных, характера задания, воздействия окружающей среды. Ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Личностный подход (подход с позиции личных качеств). Согласно личностной теории лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих черт — это уровень интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Учебное пособие по курсу: Тепломассообменное оборудование предприятий
Рассмотрены процессы выпаривания и кристаллизации растворов. Приведено описание конструкций аппаратов и технологических схем. Даны принципы выбора и расчета аппаратов и установок, а также их вспомогательного оборудования. Приведены примеры расчета однокорпусной и трехкорпусной выпарной установок. В приложениях даны необходимые справочные сведения и общие базы типовой аппаратуры и вспомогательного оборудования. Пособие предназначено для студентов теплоэнергетических специальностей дневной; очно-заочной и заочной форм обучения при изучении теоретического курса и выполнения курсовых и дипломных проектов (специальности 100600; 100800; 100700 и др.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная промышленность характеризуется весьма большим числом разнообразных производств, различающихся условиями протекания технологических процессов и многообразием физико-химических свойств перерабатываемых веществ и выпускаемой продукции. Вместе с тем технологические процессы различных производств представляют собой комбинацию сравнительно небольшого числа типовых процессов (нагревание, охлаждение, выпаривание и т. д.). Теоретические основы этих процессов, методы их расчета и принципы наиболее рационального аппаратурного оформления составляют предмет и содержание курса тепломассообменного оборудования предприятий. В квалификационной характеристике для подготовки инженера- промтеплоэнергетика указано, что специалист должен знать энергопроизводящее и энергопотребляющее оборудование электрических, тепловых, воздуходувных, газовых, холодильных станций, основы проектирования и эксплуатации тепломассообменных установок и аппаратов, уметь выполнять теплотехнологические и конструктивные расчеты энергоустановок промышленных предприятий, осуществлять расчет и выбирать вспомогательное оборудование и сооружения для тепловых и технологических выбросов. В тепломассообменных установках заметное место занимают процессы выпаривания и кристаллизации. Изучению этих процессов и посвящено данное учебное пособие. В работе изложены материалы о применяемых в промышленности современных аппаратах для проведения процессов выпаривания и кристаллизации, об их достоинствах и областях применения. Рассматриваются технологические схемы выпарных установок и даются рекомендации по их применению. В пособии приведены схемы и алгоритм теплового расчета однокорпусной и многокорпусной выпарной установок, и рассмотрены примеры их расчета. В приложении даны необходимые справочные материалы по теплофизическим свойствам растворов и конструкциям выпарных аппаратов, выпускаемых промышленностью. Представляемая работа может служить учебным пособием при учении курса «Тепломассообменное оборудование предприятий» и выполнении курсовых, бакалаврских и дипломных проектов. __________________
Переход вещества из жидкого или твердого состояния в газообразное называется парообразованием. Различают следующие виды парообразования: испарение и кипение. Парообразование со свободной поверхности жидкости называется испарением, с поверхности твердого тела - сублимацией или возгонкой. Вследствие теплового движения молекул испарение возможно при любой температуре, но с возрастанием температуры скорость испарения увеличивается. При переходе из жидкости в пар молекулы должны преодолеть силы молекулярного сцепления в жидкости. Работа против этих сил, а также против внешнего давления уже образовавшегося пара совершается за счет кинетической энергии теплового давления молекул. В результате испарения жидкость охлаждается. Чтобы процесс испарения протекал при постоянной температуре, необходимо жидкости сообщать тепло.
Физическая величина, показывающая какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, получила название удельной теплоты парообразования:
1 джоуль на килограмм равен удельной теплоте парообразования жидкости, имеющей при массе 1 кг теплоту парообразования 1Дж, если температура жидкости не меняется.
Q = Lm - теплота, необходимая для превращения жидкости массой m в пар без изменения температуры.
Переход вещества вследствие его охлаждения или сжатия из газообразного состояния в жидкое или твердое называется конденсацией. Конденсация пара возможна только при температуре ниже критической для данного вещества. Температура, при которой теряется различие между жидкостью и ее насыщенным паром, называется критической.
При конденсации выделяется количество теплоты, которое было затрачено на испарение сконденсировавшегося вещества.
Q = -Lm, где L - удельная теплота конденсации. Дождь, снег, роса, иней - следствия конденсации водяного пара в атмосфере.
Конденсация широко применяется в энергетике, химической технологии, в холодильной и криогенной технике, в опреснительных установках и т. д.
Процесс перехода жидкости в пар называется кипением. Оно характеризуется, в отличие от испарения, тем, что образование пара происходит не только на поверхности, но и по всей массе жидкости. При этом в объеме жидкости образуются пузырьки пара или заполненных паром полостей на нагреваемых поверхностях. Пузырьки, образующиеся при кипении, легче всего образуются на пузырьках воздуха или других газов, обычно присутствующих в жидкости.
Кипение становится возможным, если давление насыщенных паров жидкости делается равным внешнему давлению. Поэтому данная жидкость, находясь под внешним давлением, кипит при вполне определенной температуре.
Температура, при которой происходит кипение жидкости, находящейся при постоянном давлении, называют температурой кипения (tкип).
Обычно температуру кипения приводят для нормального атмосферного давления. При увеличении давления, под которым находится жидкость, ее температура кипения повышается, при уменьшении давления - понижается. На вершине Джомолунгмы вода кипит при 72 °С.
Температура кипения при нормальном атмосферном давлении приводится обычно как одна из основных характеристик химически чистого вещества. Самой низкой температурой кипения при нормальном давлении обладает жидкий гелий (4,215 К), водород кипит при 20 К (-253 °С), кислород при 90 К (-183 °С), цинк при 1179 К (906 °С), железо при 3145 К (2872 °С).
Если жидкость свободна от газов, то образование в ней пузырьков пара затруднено. Такую жидкость можно перегреть, т. е. нагреть выше температуры кипения без того, чтобы она вскипела. Если в такую нагретую жидкость ввести ничтожное количество газа или твердых частичек, к поверхности которых прилип воздух, то она мгновенно и очень бурно закипает. Температура жидкости при этом падает до температуры кипения. Подобные явления могут служить причиной взрыва паровых котлов.
Для поддержания кипения к жидкости необходимо подводить теплоту, которая расходуется на парообразование и на работу пара против внешнего давления.
Предельной температурой кипения при изменении давления является критическая температура вещества, при которой исчезают различия в физических свойствах между жидкостью и ее насыщенным паром.
При критической температуре плотность и давление насыщенного пара становятся максимальными, а плотность жидкости, находящейся в равновесии с паром, - минимальной.
При температуре выше критической Тк вещество может находиться только в газообразном состоянии и не может быть переведено сжатием в жидкое состояние. При температурах ниже критической вещество может существовать в зависимости от давления либо в газообразном, либо в жидком состоянии, либо одновременно в виде двух фаз: жидкости и ее насыщенного пара.
Упругость насыщенных паров не может превышать критическое давление данного вещества. Объем вещества в жидком состоянии не может иметь значения больше, чем критический объем данного количества этого вещества.
При критической температуре теплота парообразования равна нулю.
Пар, находящийся в термодинамическом равновесии с жидкостью того же состава, называется насыщенным. Давление насыщенного пара зависит от температуры и рода жидкости и не зависит от объема.
Ненасыщенный пар находится при давлении, которое ниже давления насыщенного пара. В этом случае равновесие между процессами конденсации и испарения отсутствуют. Давление ненасыщенного пара зависит от температуры, объема и рода жидкости.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |