КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Правовые предпосылки решения этой задачи созданы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обустроили нормами права конституционный институт народовластия, определили формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (см. выше). Задача муниципальной деятельности состоит, таким образом, в создании организационных и иных условий для эффективного участия граждан в осуществлении представительной демократии на местном уровне, уровне местного самоуправления. К этим условиям относятся: а) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; б) формирование выборных органов местного самоуправления; в) создание материально-финансовой базы, необходимой для решения вопросов местного значения. а) Использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии предусмотрено пятой главой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон определяет разнообразные формы как прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения, так и учёта их мнения при выработке тех или иных решений: - местный референдум; - муниципальные выборы; - голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; - сходы, собрания, конференции (собрания делегатов) граждан; -правотворческая инициатива граждан; - территориальное общественное самоуправление; -публичные слушания; -опросы граждан; -обращения граждан в органы местного самоуправления; - другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Мы достаточно подробно рассматривали правовые аспекты народовластия на муниципальном уровне (см. раздел 2 настоящей лекции). Задача местного самоуправления состоит в создании необходимых условий для практической реализации населением своих конституционных прав в этой сфере. Реализуя эту задачу, органы местного самоуправления: - формируют в сельских и городских поселениях избирательные комиссии, на которые возлагаются функции подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; - организуют обязательное рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесённого в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта; - инициируют или поддерживают инициативы граждан по проведению публичных слушаний, сходов, собраний, конференций (собраний делегатов) граждан, созданию органов территориального общественного самоуправления; - в соответствии с требованиями Федеральным закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассматривают индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и представляют по ним мотивированные ответы в установленные законом сроки. Тем самым реализуется императивная установка закона: органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. б) Формирование выборных органов местного самоуправления является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Федеральный закон 131-ФЗ (статья 34, ч. 1) устанавливает две категории выборных органов местного самоуправления: представительный орган и выборные должностные лица местного самоуправления; все они должны быть предусмотрены уставом муниципального образования. Представительный орган формируется во всех муниципальных образованиях в обязательном порядке. Исключение закон допускает для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (статья 35, ч. 3 131-го закона). Конституция, избирательное законодательство РФ и субъектов Российской Федерации устанавливают исчерпывающий перечень прав граждан на всех этапах формирования выборных органов местного самоуправления. Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Задача государства, а вместе с ним и всех органов местного самоуправления состоит в обеспечении необходимых условий для реализации прав граждан в данной сфере муниципальной деятельности. 5.2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления имеет целью обеспечение эффективного решения вопросов местного значения. Функции местного самоуправления в этой части раскладываются между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления. Население муниципального образования наделяется законом правом контроля деятельности органов местного самоуправления в этой сфере. Прерогативой представительного органа поселения является установление правил пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирование местного бюджета и утверждение его исполнения, контроль деятельности исполнительно-распорядительных органов поселения в этой сфере, принятие решения о вынесении соответствующих вопросов на рассмотрение местным референдумом. Согласно статье 52 (ч. 3) Федерального закона 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Функции исполнительно-распорядительного органа поселения состоят в обеспечении: - оперативного управления муниципальной собственностью и местными финансами; - эффективного использования муниципальной собственности и финансовых ресурсов в целях решения вопросов местного значения; - разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; - подготовки для рассмотрения представительным органом проектов местного бюджета и отчётов о его исполнении. Население контролирует деятельность органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере, инициируя при необходимости соответствующие публичные слушания, обращаясь в органы местного самоуправления с обращениями за объяснениями об использовании материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения, выступая с правотворческими инициативами. Вопросы, связанные с управлением муниципальной собственностью, местными финансами в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований могут выноситься на местный референдум. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые обязаны рассмотреть эти инициативы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |