КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации
Право в системе регулирования общественных отношений
Лекционное занятие: 1. Сущность и функции права. 2. Соотношение государства и права. 3. Ценность права. 4. Понятие «нормы права».
1. Сущность и функции права. Следует отметить, чтовсе научные школы всегда стремились дать свое понимание права, подчеркнуть его ведущие черты и отличительные особенности. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Например, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Сократ (469-399 до н.э.) и Платон (428/427-348/347 до н.э.) в своем правопонимании также исходили из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость. По мнению Р. Иеринга (1818-1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве. Многообразие определений понятия "право" объясняется: а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств; б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, идей и представлений, общественных отношений. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились разные подходык пониманию права: 1) нормативный, который рассматривает право как систему регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом. Достоинство этого подхода видится в том, что он: фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на прямую связь права и государства. Недостатки этого подхода в том, что признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека. 2) нравственный (философский), которыйосновывается на теории естественного права. С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать. Поэтому право и закон могут не совпадать. Таким образом, главные достоинства этого подхода - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства; разделение права и закона (не любой закон является правовым). В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать: расплывчатое представление о праве; неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство; негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма; возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. 3) социологический, которыйотдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологический подход имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. 4) интегративный, или синтетический,объединяющий все три названных выше подхода. В рамках этого подхода право определяют как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. 5) психологический, согласно которому право лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Пионером психологического подхода считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман. Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера. Атрибутивная норма - это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императивная норма. В современной российской юриспруденции сущность права определяется как выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, установленная в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях. Право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность - в узаконенный произвол. В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права – в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества. Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие "функции права" должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения. Таким образом, под понятием "функции права" следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. Функции права: 1) определяются сущностью права и его социальным назначением; 2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения; 3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества; 4) активно воздействуют на общественные отношения, их упорядочение; 5) характеризуются непрерывностью, длительностью. Выделяют следующие функции права: 1. Регулятивная функция, которая вытекает из основного назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. 2. Охранительная функция, котораянаправлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений, а также превентивность (предупредительность) негативных последствий, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты. 3. Компенсационная функция, которая состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда. 4. Ограничительнаяфункция, которая направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Например, не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации). 5. Восстановительнаяфункция, которая направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования. Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством. Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний. Правовое регулированиепредполагает воздействие на упорядочение общественных отношений, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения. 2. Соотношение государства и права. Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства. Можно выделить несколько позицийв трактовке данного вопроса. Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главныминститутом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Эта позиция господствовала в годы советской власти и обосновывала подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривалось исключительно с точки зрения его инструментальнойценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства. Вторая позициясложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права. Третья позиция- дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости. Четвертая позиция- позитивистская. Она основана на идее самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством. Пятая позицияобычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества. Шестая позиция основана на взаимном воздействии права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства. Воздействие на внутреннюю организацию государства характеризуется тем, что право оформляет структуругосударства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве. Воздействие права на деятельность государства проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальныйхарактер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, также воздействует на право, а именно: 1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права - характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.; 2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности; 3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям. Следует отметить, что воздействие государства на право выражается в юридической политике. Под юридической политикой понимаются стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов. Юридическая политика выражает цели и задачи государства в сфере правотворчества и реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового обучения и профессионального юридического образования. Юридическая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере. Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Например, ………………….. 3. Ценность права. Право - это не только необходимость, но и социальное благо, которое включает социальную, инструментальную и собственную ценности. Социальная ценность права заключается в следующем: а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядокв общественных отношениях по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени; б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точностив самом содержании общественных отношений, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия; в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным. Инструментальная ценность означает, что право: а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач разными субъектами (государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др.); б) является опосредствующим звеномпри реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь; в) устанавливает систему типовых масштабовповедения и действий. Инструментальная ценность права раскрывает его служебную рольв обеспечении функционирования других социальных институтов - государства, социального управления, морали и др. Собственная ценность права состоит в том, что оно представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно: 1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав; 2) добиться активности в поведении и действиях; 3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали; 4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем. Целесообразно в качестве примера рассмотреть взаимосвязь права и справедливости. Категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: "Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым". Современная юридическая наука выделяет три аспекта справедливости: нравственный, социальный и правовой. Нравственныйаспект состоит в том, что государственно-правовые процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д. Справедливость с социальнойточки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т.д. Правовойаспект справедливости обуславливает содержание правовых предписаний, организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного. Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентирпри характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Поэтому большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений. Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др. Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого. Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое. Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости: 1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права; 2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает; 3) в праве справедливость находит свое существование; 4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права; 5) справедливость тесно связана с равенством, установлением единства правового статуса всех граждан; 6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений. Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности. Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Приоритет права, правовых начал в организации общества, деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов. 4. Понятие «нормы права». Нормы права- продукт сознательной деятельности человека, имеющий обязательный характер и поддерживаемый силой государственного принуждения. Общие признаки норм права. Во-первых, нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права. Во-вторых, в нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права могут и программировать развитие общественных отношений, направлять их развитие в определенное русло. В-третьих, норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества. В-четвертых, правовые нормы рассчитаны на многократное применение. Урегулировав одну ситуацию, норма права не прекращает своего существования, а начинает действовать вновь, как только возникнет аналогичная ситуация. В самом деле, сам термин «норма» предполагает определенную повторяемость. В-пятых, правовые нормы отличает типичность, т. е. они регулируют поведение, часто встречающееся, распространенное, массовое (использование труда, выплата заработной платы, заключение договоров, неисполнение обязательств). Специфические признаки. 1. Нормы права отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, социальной группы или личности общественные отношения. Например, это такие вопросы, как форма правления и устройство государственного аппарата, преступления и наказания, основы имущественных отношений. Однако решение вопроса о том, что является важным для общества в целом (и должно регулироваться нормами права) и что таковым не является, представляет большую сложность. Именно это приводит к принятию законодателем ошибочных норм. На сегодняшний день таких норм в российском законодательстве немало.Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных явлений и отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, закреплены (отражены) в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах — Конституции РФ, иных законах (формирование парламента, выборы президента, налоги, ответственность за преступления), менее важные — в нормативных актах, имеющих меньшую юридическую силу, постановлениях правительства, инструкциях министерств (порядок взимания налогов, оплата проезда в транспорте, выдача заграничного паспорта, получение визы, обмен валюты). 2. Нормы права отличает такая степень обязательности, которая зачастую граничит с безальтернативностью. Обязательность, неукоснительность исполнения чаще является внутренним мотивом, убеждением человека, поскольку он видит массовое исполнение нормы другими людьми, их распространенность, а также ощущает их практическую целесообразность. Однако если внутренней убежденности в необходимости исполнять норму права окажется недостаточно, то она может быть навязана извне: последует отрицательная реакция со стороны государства, организации (корпорации) на поведение человека, и он будет принужден выполнить требование нормы. Обязательность юридической нормы моделируется и в самой норме в виде указания на неблагоприятные последствия, которые будут применены в случае ее неисполнения. Обязательны для исполнения не только законодательные нормы, но и нормы корпоративные, т. е. нормы, устанавливаемые организациями. Их исполнение отслеживает коллектив либо его органы управления. Договорным нормам также присуща обязательность. Их неукоснительно должны выполнять не только стороны, заключившие договор. Суд, рассматривающий договорный спор, также обязан руководствоваться договорными условиями, исходить из них и рассматривать их как данность. Степень обязательности норм может быть различной. Общеобязательность следует, вероятно, признать лишь за Конституцией и Декларацией прав человека. Другие нормы такой общей обязательности, строго говоря, не достигают, например, законы о выборах, о референдуме адресуются взрослым членам общества, воинские законы — тем, кто является военнообязанным, налоговые законы — тем, кто получает доход, законы о труде — тем, кто работает, и т.д. 3. Обязательность норм права объясняется тем, что они обеспечиваются силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жесткой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение).
Формы отчетности студентов: 1.Вопросы для обсуждения 1.1. Субъективное и объективное право (сущность, качества). 1.2. Нормативные (механизм социального принуждения, нормы права, нормы морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы) регуляторы общественных отношений. Общее и особенное в нормативных регуляторах. 1.3. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах и МВД. 1.4. Специфика права как нормативного регулятора. 1.5. Ненормативные (ценностные, директивные, информационные) регуляторы общественных отношений. 2. Аннотирование и рецензирование литературы 2.1. Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы Второй Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. доктора юридических наук, проф. В.Л. Кудряdwtdf. - ОО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. - 387 стр. // Электронная юридическая библиотека "ЮристЛиб" // http://www.juristlib.ru/section_110_p2.html / Раздел Сборники статей, материалы конференций (дата посещения 18.03.2012 г.) 3. Учебно-творческое задание 3.1. Разработка тестовых заданий. 4. Самостоятельная работа: 4.1.Подготовка модуля «Право в системе регулирования общественных отношений» в кейс «Основы правоведения» (фрагменты научных публикаций (5 страниц) и нормативно-правовых актов (3 страницы); 2 правовые задачи; глоссарий (не менее 5 понятий)).
Литература:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |