Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух его составных частей — инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности




Инвестиционный климат муниципального образования

 

В современных условиях в системе направлений инвестиционной политики приоритетное место отводится созданию благоприятного инвестиционного климата, выступающего в качестве базовой предпосылки активизации инвестиционной деятельности на территории муници­пального образования.

Инвестиции с наибольшей эффективностью могут быть осуществле­ны в тех муниципальных образованиях, где для этого имеются наилучшее условия, поэтому важную роль в информационном и методическом обеспечении принятия управленческого решения на муниципальном уровне играет оценка и прогнозирование инвестиционного климата муниципального образования.

Инвестиционный климат муниципального образования — система социальных, экономических, организационных, правовых, политиче­ских, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлека­тельность и целесообразность инвестирования в экономику муници­пального образования и степень реализации этих возможностей.

Под инвестиционной привлекательностью муниципального образо­вания понимается система или сочетание различных объективных при­знаков, средств и ограничений для максимально возможного привлече­ния инвестиций. Инвестиционная привлекательность состоит из двух компонентов: инвестиционного потенциала и уровня территориальных инвестици­онных рисков.

Изучив ряд исследований, в которых предпринимались попытки определить инвестиционный потенциал, можно дать следующие тол­кования категории «инвестиционный потенциал»:

□ физическая возможность хозяйствующих субъектов в рамках дан­ного муниципального образования и вне его вкладывать средства в экономику территории (совокупность инвестиционных ресур­сов);

□ возможность как аналог вероятности привлечения свободных денежных средств субъектов хозяйствования в экономику кон­кретного муниципального образования;

□ количественная характеристика, учитывающая основные социаль­но-экономические показатели развития муниципального образо­вания.

Территориальный инвестиционный риск — вероятность неполного использования инвестиционного потенциала муниципального об­разования; некоторые ограничения, препятствующие привлечению ин­вестиций в городскую экономику.

Инвестиционная активность в муниципальном образовании — это реальная интенсивность инвестиционной деятельности, характеризу­ющаяся объемом и темпами привлечения инвестиций на территорию города.

Инвестиционный спрос и инвестиционное предложение на местном инвестиционном рынке взаимодействуют таким образом, что при нор­мальной,инвестиционной привлекательности и инвестиционной актив­ности достигается их относительное совпадение, равновесие.

Территориальные различия в нормах прибыли от вложенных инве­стиционных ресурсов в экономики разных муниципальных образований играют значительную роль в развитии городов, являясь важной харак­теристикой их инвестиционной привлекательности. Если ожидаемая норма прибыли в городе оценивается как высокая, то финансовые ин­ституты проявляют готовность инвестировать именно в эти территори­ально-хозяйственные системы. Инвестиции создают кумулятивный эффект, когда уже сделанные в город инвестиции сами привлекают новые, усиливая межмуниципальное неравенство.

Инвестиционному Климату муниципального образования может быть дана одна из следующих оценок:

□ благоприятный инвестиционный климат — муниципальное обра­зование характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и низкими территориальными инвестиционными рисками, что способствует активной деятельности инвесторов и стимулирует приток капитала;

□ неблагоприятный инвестиционный климат — территория облада­ет незначительным инвестиционным потенциалом и высокими инвестиционными рисками, что предопределяет низкую инвести­ционную активность в системе муниципального образования.

Необходимость улучшения инвестиционной привлекательности и по­вышения инвестиционной активности актуализирует задачу проведения квалифицированного анализа состояния и динамики инвестиционного климата в муниципальном образовании, выявления приоритетных задач, направленных на его улучшение, и разработки системы мероприятий по их реализации.

В настоящее время в экономической науке недостаточно разработаны методики оценки инвестиционного климата муниципального образо­вания, вместе с тем существует довольно большое количество методик и технологий оценки инвестиционного климата субъектов Российской Федерации.

Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий (таких как Euromoney, Fortune, The Economist, «Эксперт» и др.), а также крупных экспертных агентств (Moody's, Arthur Andersen, Standart&Poor's, IBCA и др.) регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и территориальных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуются рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

Методики составления таких рейтингов предлагаются самые различ­ные. Однако можно выделить и общие черты.

1 В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию территориально-хозяйственных комплексов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты статистических иссле­дований.

2 При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используются экспертные оценки. Отечественные и ино­странные эксперты привлекаются для формирования набора по­казателей, по которому будет оцениваться инвестиционный климат территории, и оценки весов этих показателей в результирующей интегральной оценке.

3 Составление рейтинга включает следующие этапы:

1) выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точ­но, по мнению экспертов, отражающих состояние инвестицион­ного комплекса территории;

2) каждому показателю или группе однородных показателей при­сваиваются весовые коэффициенты, соответствующие его (их) вкладу в инвестиционную привлекательность региона;

3) рассчитывается интегральная оценка инвестиционного клима­та для каждой территориально-хозяйственной системы.

В методике составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, разработанной агентством «Эксперт РА», используется большое количество статистических по­казателей регионального развития в статике и динамике, а также ав­торские расчетные показатели, характеризующие состояние инвести­ционного климата регионов и их привлекательность для потенциальных инвесторов.

Результаты рейтинговых оценок представляются в виде матрицы распределения регионов России по условиям инвестирования, где по вертикали вводится классификация по уровню инвестиционного риска, а по горизонтали — по инвестиционному потенциалу. Таким образом, все регионы распределяются по следующим 12 группам.

1. Высокий потенциал — минимальный риск (1А).

2. Средний потенциал — минимальный риск (2А).

3. Низкий потенциал — минимальный риск (ЗА).

4. Высокий потенциал — умеренный риск (1 В).

5. Средний потенциал — умеренный риск (2В).

6. Пониженный потенциал — умеренный риск (ЗВ1).

7. Незначительный потенциал — умеренный риск (ЗВ2).

8. Высокий потенциал — высокий риск (1С).

9. Средний потенциал — высокий риск (2С).

10. Пониженный потенциал — высокий риск (ЗС1).

11. Незначительный потенциал — высокий риск (ЗС2).

12. Низкий потенциал — экстремальный риск (3D).

В большинстве случаев, исходя из перспективной инвестиционной привлекательности территории, можно определить и инвестиционную активность на ней. Однако иногда возникают ситуации, когда инвести­ционная привлекательность территории сопровождается незначитель­ной инвестиционной активностью, что свидетельствует о низкой эффективности инвестиционной политики органов местного само­управления.

Разработанная методика оценки инвестиционного климата муници­пальных образований применима для городских поселений с числен­ностью населения более 100 тыс. человек.

Первым этапом оценки инвестиционной привлекательности муни­ципального образования является анализ состояния, динамики и тен­денций изменения ее внутренних компонентов — инвестиционного потенциала и инвестиционного риска (р позитивной интерпретации — уровень муниципальной инвестиционной безопасности).

Задача отбора состава частных показателей инвестиционного потен­циала и показателей, формирующих в совокупности уровень муници­пальных инвестиционных рисков решена на основе применения неко­торых принципов теории систем. Система показателей должна быть адекватна целям исследования. В работах показано, что адек­ватность системы показателей может быть достигнута доказательством выполнения ряда требований: целенаправленности и относительной простоты показателей, их стандартности, научности, реалистичности, а также объективности и достоверности исходных данных.

В связи с требованием относительной простоты и целенаправленно­сти в состав сводимых частных показателей включаются лишь инвести­ционно значимые факторы, то есть только те, которые непосредственно и в наибольшей мере формируют инвестиционный климат муниципального образования (иными словами — несущие максимальную фактор­ную нагрузку).

Для выполнения требования стандартности система показателей должна использовать единые, общепринятые в социально-экономиче­ских исследованиях нормы, правила, методологию, что обеспечит воз­можность однозначной интерпретации результатов данного исследова­ния, их сопоставления с работами других авторов.

Требование объективности и достоверности исходных данных мо­жет быть выполнено тем, что система показателей будет рассчитана на использование официальных источников данных, чей статус доказы­вает объективность и достоверность данных (например, данные Гос­комстата).

Требование реалистичности предполагает использование таких показателей, для которых доступно регулярное обновление значений свежей информацией (например, отчеты, формируемые в муниципаль­ных образованиях с фиксированной периодичностью: раз в месяц, квартал, год).

Выполнение требования научности является обязательным услови­ем обеспечения объективности проводимых исследований и доказатель­ства адекватности полученных результатов. Требование научности означает следование установленным в научной практике подходам, использование методик, адекватных решаемым задачам и основанных на научно аргументированном способе проведения исследований, об­работки и анализа полученных показателей,

В качестве исходной информации использованы данные государ­ственной статистики или производные от них, а также результаты опроса экспертов, разделенных на три группы по социально-профес­сиональному признаку: научные работники и преподаватели вузов; руководители малых, средних и крупных предприятий и работники органов местной администрации.

Инвестиционный потенциал муниципального образования форми­руется из следующих частных потенциалов.

1. Природно-ресурсный потенциал — это совокупность природных ресурсов, которые при данном уровне развития технологий и со­циально-экономических отношений могут быть использованы в процессе общественного производства в настоящее время и в пер­спективе. Главной особенностью муниципального образования, определяющей как его привлекательность для инвесторов, так и многие черты развития, является экономико-географическое положение.

2. Демографический потенциал важен для определения потенциаль­ных возможностей муниципального образования в использовании

человеческих ресурсов. Демографический потенциал предопреде­ляет (в случае экономического роста) возможности динамичного развития потребительского рынка, сферы услуг, рынка жилья и т. п.

3. Трудовой потенциал отражает уровень развития местного рынка труда, представляет собой накопленную способность трудовых ресурсов квалифицированно обеспечивать инвестиционный про­цесс, воспроизводство капитала с минимальными затратами мате­риальных и финансовых ресурсов в оптимальные сроки их оку­паемости.

4. Экономический потенциал характеризует совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и на­селения муниципального образования. Базисным условием вос­производства социально-территориальной общности является устойчивое развитие хозяйственного комплекса города. В каче­стве характеристики потенциальных объектов капиталовложения для инвестора важна структура хозяйства муниципального обра­зования. Состояние экономического потенциала и динамика по­казателей экономического развития объективно покажут слабые и сильные стороны инвестиционного климата муниципального образования в сравнении с другими территориями.

5. Инфраструктурный потенциал отражает уровень развития в му­ниципальном образовании производственной, транспортной, ин­женерной, социальной инфраструктур.

6. Финансовый потенциал — совокупность финансовых ресурсов населения, местного бюджета, предприятий и организаций, распо­ложенных на территбрий муниципального образования, которые могут быть вовлечены в инвестиционный процесс.

7. Институциональный потенциал показывает степень развития на территории ведущих институтов рыночной экономики: финансовых, инвестиционных, страховых институтов, малого бизнеса, обеспечивающих условия для деловой активности субъектов инвестиционной деятельности муниципального об­разования.

8. Инновационный потенциал отражает уровень внедрения достиже­ний научно-технического прогресса в экономику муниципального образования; это совокупность организаций, занимающихся науч­но-техническими и технологическими разработками, проектно- конструкторской деятельностью, созданием и, внедрением высоких технологий.

Оценка инвестиционного риска вложений в экономику конкретного муниципального образования осуществляется на основе учета следу­ющих видов рисков:

1. Экономический риск учитывает негативные тенденции в экономи­ческом развитии муниципального образования.

2. Социальный риск учитывает уровень социальной напряженности в муниципальном образовании.

3. Финансовый риск отражает степень сбалансированности местного бюджета и финансов предприятий.

4. Законодательный риск учитывает юридические условия инвести­рования в те или иные сферы или отрасли, а также порядок ис­пользования отдельных факторов производства.

5. Экологический риск определяет степень напряженности экологи­ческой ситуации в муниципальном образовании.

6. Криминальный риск отражает уровень преступности и размеры теневой экономики в территориально-хозяйственной системе.

Показатели инвестиционного потенциала и показатели, формиру­ющие в совокупности уровень инвестиционных рисков, представлены в табл.. В таблице приведены как количественные, так и качествен­ные показатели видов инвестиционного потенциала и инвестиционно­го риска. Использование качественных показателей позволяет органам местного самоуправления иметь более полное представление об инве­стиционном климате муниципального образования с целью разработки системы мероприятий по его улучшению.

 

 

Таблица Показатели инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципального образования

 

Инвестиционный потенциал/ инвестиционный риск   Перечень основных показателей
Трудовой потенциал Трудовые ресурсы; уровень занятости, числен­ность не занятых трудовой деятельностью граж­дан, зарегистрированных в органах государствен­ной службы занятости
Экономический потенциал Отраслевая структура муниципальной экономики, число предприятий и организаций, объем и динами­ка промышленной продукции, производство потре­бительских товаров, объем реализации платных услуг населению, оборот розничной торговли, объем работ, выполненных собственными силами по дого­ворам строительного подряда, ввод в действие жи­лых домов за счет всех источников финансирования
Инфраструктурный потенциал Транспортная инфраструктура (плотность желез­ных дорог, протяженность автомобильных дорог, наличие аэропортов, морских, речных портов); энер­гетическая инфраструктура; коммунальная инфра­структура; телекоммуникационная инфраструктура
Финансовый потенциал Параметры местного бюджета: бюджетная само­стоятельность, структура доходов и расходов, соотношение доходов и расходов бюджета; бюд­жетная обеспеченность населения; прибыль пред­приятий и организаций, фонд заработной платы и выплаты социального характера, среднемесячная заработная плата одного работника, отношение доходов населения к прожиточному минимуму
Институциональный потенциал Обеспеченность развития муниципального образо­вания необходимыми институтами рыночной эко­номики, оценка структуры собственности, состоя­ние банковской и парабанковской инфраструктуры, оценка развития и поддержки малого бизнеса
Инновационный потенциал Состояние наукоемких производств; численность исследователей и число организаций, выполняющих научные разработки; внутренние текущие затраты на исследования; объем инвестиций в науку
Экономический риск Динамика экономических процессов, удельный вес убыточных предприятий, износ основных фондов
Социальный риск Уровень социальной напряженности в муници­пальном образовании, уровень регистрируемой безработицы, динамика реальных доходов населе­ния, интенсивность забастовочного движения
Финансовый риск Степень сбалансированности местного бюджета, степень сбалансированности финансов предприятий уровень кредиторской/дебиторской задолженности
Законодательный риск Юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства
Экологический риск Степень напряженности экологической ситуации в муниципальном образовании, решения по разви­тию природоохранных мероприятий
Криминальный риск Уровень преступности, размеры теневой экономи­ки, оценка вовлеченности криминальных кругов в легальную экономику
Инвестиционная активность  
  Объем и структура инвестиций  
       

 

Мониторинг компонентов инвестиционного климата должен не толь­ко фиксировать происходящие изменения, но и устанавливать причин­но-следственные связи между протекающими на территории муници­пального образования социально-экономическими процессами и тем, каким образом они отражаются на отдельных компонентах инвестици­онной привлекательности и активности муниципального образова­ния. На втором этапе оценки для выполнения этой цели произво­дится анализ компонентов инвестиционного климата муниципального образования, выявляются их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT-анализ).

В целях сопоставления инвестиционного климата разных муници­пальных образований (для инвесторов при принятии решений для ве­дения инвестиционной деятельности на той или иной территории или для органов местного самоуправления с целью адаптации опыта других муниципальных образований по улучшению условий инвестирования и повышения инвестиционной активности) необходимо использовать только количественные показатели социально-экономического состоя­ния городов.

Анализ современных подходов и систем показателей при оценке соци­ально-экономического состояния муниципального образования показал, что для оценки инвестиционного климата муници­пального образования наиболее целесообразно применять подходы, ис­пользуемые органами государственной статистики. Массив информации, формируемый органами государственной статистики, представлен еже­месячными и ежегодными изданиями, статистическими бюллетенями, а также электронными базами данных. Однако федеральная ста­тистика не опускается ниже уровня субъекта РФ, то есть в федеральном масштабе по каждому муниципальному образованию статистическая информация практически недоступна, исключение составляют большие города РФ счисленностью населения свыше 100 тыс. человек. На уров­не субъекта РФ также формируются массивы статистических данных о социально-экономическом состоянии городов. Органы мест­ного самоуправления также выпускают отчеты о социально-экономиче­ском развитии муниципальных образований.

Однако указанная система показателей не включает в полном объ­еме показатели для оценки инвестиционного климата муниципаль­ного образования, выделенные в качестве инвестиционно значимых. В табл. приведены те количественные показатели инвестицион­ного климата муниципального образования, которые входят в систе­му социально-экономических показателей городов, представленных Росстатом РФ.

 

Таблица - Количественные показатели инвестиционного климата муниципального образования на основе социально-экономических показателей городов (Росстат РФ)

 

  Вид инвестиционного потенциала/ инвестиционного риска Социально-экономические показатели
  Инвестиционная привлекательность
  Природно-ресурсный потенциал
  Демографический потенциал Численность населения, тыс. человек
  Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)
  Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)
  Коэффициент естественного прироста (убыли) насе­ления (на 1000 человек населения)
Вид инвестиционного потенциала/ инвестиционного риска Социально-экономические показатели  
Трудовой потенциал Среднегодовая численность работающих в организа­циях, тыс. человек  
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, человек  
Из них признано безработными  
Экономический потенциал Число предприятий и организаций  
Объем промышленной продукции, млн руб.  
Индекс физического объема промышленного произ­водства, в процентах к предыдущему году  
Производство потребительских товаров по крупным и средним предприятиям, тыс. руб.  
Объем реализации платных услуг населению, млн руб.  
Оборот розничной торговли по всем каналам реали­зации, млн руб.  
Объем работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда по полному кругу предприятий,' млн руб.  
Ввод в действие жилых домов за счет всех источни­ков финансирования, м2  
Инфраструктурный потенциал Общая площадь уличной дорожной сети, тыс. м2  
Протяженность ведомственных и частных автомо­бильных дорог  
Число телефонных аппаратов телефонной сети об­щего пользования, тыс. шт.  
Число таксофонов?елефонной сети, шт.  
Финансовый потенциал Сумма прибыли предприятий, получивших прибыль, млн руб.  
Фонд заработной платы и выплаты социального характера в среднем за месяц в расчете на одного работника, руб.  
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.  
Институциональный потенциал Число малых предприятий, единиц  
  Инновационный потенциал
  Экономический риск Удельный вес убыточных предприятий, в процентах от общего числа предприятий
  Социальный риск -
  Финансовый риск Сумма убытка предприятий, получивших убыток, млн руб.
  Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий и организаций, млн руб.
  Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий и организаций, млн руб.
  Прибыль (убыток) предприятий, млн руб.
  Законодательный риск
  Экологический риск Выбросы вредных веществ в атмосферу, тыс. тонн
    Сброс сточных вод в водные объекты, млн м3
  Криминальный риск Число зарегистрированных преступлений
  Инвестиционная активность
    Объем инвестиций в основной капитал, млн руб.
  Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году
         

 

Наиболее полное и объективное сопоставление инвестиционного климата в муниципальных образованиях обеспечивает их сравнение по всей совокупности показателей с проведением количественно выводи­мых разносторонних оценок. Для решения этой задачи предложен эм­пирический подход, в основу которого положен известный в статистике индексный метод объединения разномерных показателей. Этот метод позволяет рассчитывать интегральный показатель инвестицион­ной привлекательности муниципального образования и интегральный показатель инвестиционной активности, которые могут использоваться как при парных, так и при множественных сопоставлениях.

Метод предполагает выведение балльных оценок муниципального образования по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционной привлекательности и инвестици­онной активности территории. Принимается, что подавляющее боль­шинство отобранных показателей имеет однозначную, позитивную или негативную интерпретацию, то есть более высокое числовое значение показателя свидетельствует о качественном приращении (в лучшую или худшую сторону) характеристики определенного аспекта инвести­ционного климата муниципального образования. Показателям, име­ющим негативное значение (например, «число зарегистрированных преступлений»), придаются отрицательные баллы.

На четвертом этапе оценки инвестиционного климата муниципаль­ного образования на основании результатов SWOT-анализа и иденти­фикации его места среди городов субъекта РФ производится выявление приоритетных задач, направленных на улучшение отдельных компо­нентов инвестиционного климата муниципального образования, и раз­работка системы мероприятий содействия их реализации. Данная си­стема мероприятий должна способствовать профилактике наиболее слабых компонентов инвестиционного климата, более полной реализа­ции имеющихся возможностей, которые обусловлены позитивными процессами в динамике отдельных компонентов, и предотвращению угроз, вызываемых отрицательными тенденциями в экономике.

Оценивая результаты анализа инвестиционного климата муници­пального образования, необходимо учитывать, что рычаги решения многих проблем, от которых зависит формирование инвестиционной привлекательности территорий, находятся в ведении федеральных и региональных органов. Это вопросы налоговой и финансово-кредит­ной политики, внешнеэкономической деятельности, развития рыноч­ных реформ и т. д. Возможности органов местного самоуправления в этом направлении зачастую весьма ограниченны. Поэтому важно выделить круг задач по улучшению инвестиционного климата, которые муниципальные органы власти могут непосредственно решать на сво­ей территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.