Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционная политика муниципального образования




Проведение в стране социально-экономических преобразований при­вело к росту роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне муниципального управления сосредоточены ко­лоссальные резервы в поддержании экономического роста, формиро­вания эффективных управлен-ческих воздействий. Все современные обстоятельства функционирования муниципалитетов обусловливают необходимость создания эффективной системы самоуправления, спо­собной формировать и реализовывать экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку.

Экономическая политика муниципального образования представляет собой комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуще­ствляемый органами местного самоуправления в рамках определенной концепции, направленной на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, с целью экономического развития города и повышения качества жизни населе­ния, проживающего на территории муниципального образования.

Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития. Из рисунка видно, что эконо­мическая политика муниципального образования различается в зависи­мости от объектов воздействия или основной ориентации.

Для построения действенной муниципальной инвестиционной по­литики органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход, в рамках которого будут решаться стратегические задачи развития муниципального образования, а также использоваться современные рыночные механизмы и инструменты.

 


 

Рис. - Направления экономической политики МО

Системный подход к формированию инвестиционной политики му­ниципального образования должен предусматривать:

□ с одной стороны, разработку концепции социально-экономическо­го развития территории с выделением приоритетов стратегическо­го и тактического уровня значимости;

□ с другой стороны, детальную проработку и обоснование организа­ционно-экономического механизма и инструментов активизации и стиму-лирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.

Под инвестиционной политикой муниципального образования пони­мается целенаправленная деятельность органов местного самоуправ­ления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории города, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного соци­ально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, повышения уровня жизни населения, образующего местное сообщество.

Под инвестиционной стратегией МО пони­мается совокупность приоритетов, целей и задач инвестиционной по­литики МО.

В целях формирования целенаправленной и комплексной инвести­ционной политики города, обеспечения экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные про­изводства, решения социальных проблем и ослабления напряженности в обществе разрабатывается концепция инвестиционной политики муниципального образования.

Концепция инвестиционной политики муниципального образования юридический документ, отражающий совокупность официально приня­тых взглядов на цели и основные инструменты воздействия органов мест­ного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии с уровнем социально-экономического развития муници­пального образования с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция инвестиционной политики муниципального образования состоит из следующих структурных разделов:

□ анализ инвестиционной ситуации в муниципальном образовании: показатели инвестиционной деятельности на территории, пробле­мы в инвестиционной сфере;

□ цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики;

□ основные факторы, формирующие инвестиционную деятельность на территории города: нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, налоговые льготы, инвестиционный имидж муни­ципального образования, инвестиционная инфраструктура, гаран­тии и страхование инвестиций, участие в инвестиционных про­граммах;

□ комплекс мероприятий, необходимых для реализации основных направлений инвестиционной политики;

□ предполагаемые источники инвестиций;

□ ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотрен­ных концепцией инвестиционной политики;

□ рекомендации по реализации концепции инвестиционной поли­тики;

□ приложения с информационными, аналитическими, справочными, нормативными материалами.

Концепция инвестиционной политики обычно разрабатывается сро­ком на пять лет и утверждается представительным органом местного самоуправления. На основе данной Концепции впоследствии форми­руются муниципальные инвестиционные программы.

Таким образом, инвестиционная политика МО предусматривает создание системы прямых мер и механизмов направленности инвестиций на реализацию приоритетов местной соци­ально-экономической политики, а также совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестици­онной деятельности в муниципальном образовании, осуществляемых посредством координации и взаимодействия усилий государства, мест­ного самоуправления и экономических рыночных субъектов

Принципы инвестиционной политики — наиболее важные установки, определяющие цели, характер й направленность инвестиционной поли­тики, сущность и конкретное содержание которых обусловливаются совокупностью объективных и субъективных факторов, в связи с чем они чаще всего носят устойчивый и долгосрочный характер. Отход от них обычно происходит при кардинальных сдвигах в социально-эконо­мической обстановке в МО, изменениях общих целей и приоритетов инвестиционной политики государства, перемены курса социально-экономического развития страны.

Инвестиционная политика в муниципальном образовании должна формироваться и осуществляться на основе таких принципов, как:

1) принцип целенаправленности, предполагающий выбор и обосно­вание конкретных для рассматриваемого периода целей инвести­рования, способствующих реализации приоритетов социально- экономического развития муниципального образования;

2) принцип научности, заключающийся в том, что разработанная инвестиционная политика должна отвечать научным требованиям: проверяемости, ясности и обоснованности;

3) принцип многовариантности, означающий разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования и выбор наиболее эффективного с позиций местного сообщества варианта инвести­ционной политики муниципального образования;

4) принцип комплексности, предполагающий формирование инве­стиционной политики, способствующей сбалансированному функ­ционированию всех элементов муниципальной социально-эко­номической системы, ликвидации диспропорций и смягчению противоречий в развитии;

5) принцип адаптивности, заключающийся в необходимости фор­мирования целей инвестиционной политики муниципального образования с учетом возможных изменений внешней среды, обусловливающих их корректировку, которая должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономиче­скими издержками;

6) принцип эффективности, означающий достижение в результате реализации инвестиционной политики требуемого качества жизни

7) населения с минимальными финансовыми и социальными затра­тамипринцип баланса интересов, предполагающий согласование инте­ресов всех субъектов системы инвестиционной деятельности му­ниципального образования при реализации инвестиционной по­литики;

8) принцип гласности, заключающийся в необходимости привлече­ния к разработке и реализации инвестиционной политики ученых и специалистов, различных субъектов инвестиционной деятель­ности;

9) принцип легитимности, предусматривающий обязательность рас­смотрения и принятия предложенного варианта инвестиционной политики на уровне представительного органа местного самоуправ­ления.

В процессе формирования и реализации инвестиционной политики органы местного самоуправления должны также соблюдать ряд условии и требований, таких как:

□ социальная ориентация инвестиций, что подразумевает, во-первых, приоритет социальных проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств; во-вторых, приоритет соци­альных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов для включения в муниципальную инвестиционную про­грамму;

□ «местная» ориентация инвестиций, что означает приоритетное соблюдение интересов местного сообщества при принятии реше­ний в сфере инвестиционной деятельности;

□ обеспечение инвесторам равных прав при осуществлении инве­стиционной деятельности на территории города;

□ обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на терри­тории муниципального образования, в том числе путем предостав­ления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высо­коэффективные социально значимые проекты;

□ расширение практики совместного (долевого) финансирования инве-стиционных проектов вместе с российскими и иностранными инвесторами;

□ эффективное использование заемных ресурсов на инвестиционные нужды муниципального образования;

□ рациональность размещения инвестиционных ресурсов по терри­тории муниципального образования ориентация на создание дополнительных положительных эффек­тов бюджетными инвестициями (создание дополняющих произ­водств за счет средств частных инвесторов);

□ использование всех возможных источников получения объектив­ной информации для непосредственного формирования инвести­ционной политики и проведения инвестиционных исследова­ний;

□ наличие профессиональной команды, способной осуществить раз­работку инвестиционной политики и дальнейшие ее реализацию и управление;

□ наличие природных, демографических, производственных, финан­совых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционной политики.

Практическая реализация указанных принципов, условий и требо­ваний позволит повысить общий интегральный эффект от осуществле­ния муниципальным образованием бюджетных инвестиций. Кроме того, это послужит более эффективному вовлечению общественности в про­цесс управления развитием муниципального образования, совершен­ствованию системы планирования и управления инвестиционной дея­тельностью.

В системе критериев, характеризующих систему инвестиционной деятельности муниципального образования, следует особое внимание обратить на критерии, позволяющие выявить и повлиять на эффек­тивность реализации инвестиционной политики. Именно выделение критериев эффективности реализации инвестиционной политики муниципальных образований на основе мирового, исторического, хозяйственного и правового опыта составляет фундамент для построе­ния оптимизационной модели управления инвестиционной деятель­ностью на уровне МО.

Главным критерием является понимание и ощущение социально- экономической ответственности органов муниципального управления за уровень жизни населения в своем территориальном образовании, а не за выпуск продукции и создание дохода. Экономические цели развития муниципального образования ориентированы на обеспечение финан­сирования социальных мероприятий, организацию деятельности соци­альной инфраструктуры, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, а также занятости населения муниципального образования и создания условий для осуществления максимально воз­можного спектра разных видов деятельности, приносящих доход насе­лению и самому МО.

В формировании полноценного, действенного механизма управления инвестиционной политикой муниципального образования важно пра­вильно сформулировать цели и задачи, определить функциональные особенности субъектов-участников и сформировать методики оценки результатов по различным критериям. Все это поможет основательно и научно обосновать механизм управления инвестиционной политикой, учесть территориальные особенности, использовать эту информацию в формировании системного подхода к социально-экономическому управлению муниципальным образованием с целью его эффективного и оптимального функционирования.

В качестве основных индикаторов изменения социально-экономи­ческого положения города в результате реализации инвестиционной политики предлагаются следующие показатели:

□ число созданных и сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе;

□ уровень достижения сбалансированной занятости населения за счет реструктуризации экономики, развития частного и смешан­ного секторов экономики, малого предпринимательства;

□ темпы повышения платежеспособного спроса населения за счет увеличения доходов, реальной заработной платы, развития само­занятости, снижения бедности;

□ темпы снижения дефицитности потребительского рынка населе­ния товарами и услугами;

□ степень улучшения качества городской среды на основе расшире­ния сегмента платных услуг отраслей социальной сферы и ЖКХ, обустройства территории, развития рынка жилья;

□ условия обеспечения существенного «прорыва» в решении жи­лищной проблемы, формировании современной, обустроенной в инфраструктурном отношении, социально и экологически ком­фортной среды проживания горожан;

□ специальные факторы и ресурсы, усиливающие стратегическую позицию инвесторов (рынки сбыта, звенья производственных процессов);

□ доля бюджетной обеспеченности города за счет развития инвести­ционной деятельности;

□ темпы роста дополнительных поступлений доходов в бюджеты разных уровней за счет структурных преобразований и разверты­вания новых производств;

□ степень влияния реализуемых в рамках инвестиционной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в городе;

□ уровень развития конкурентоспособной технической базы про­изводства, формирующей перспективу общего экономического роста;

□ темпы роста показателей объема инвестиций;

□ условия повышения инвестиционной привлекательности муни­ципального образования, повышения доверия инвесторов к эко­номике города;

□ уровень развития взаимовыгодных межрегиональных и межгосу­дарственных связей.

Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического по­ложения города на основе достоверной информации позволяет полу­чить качественные и количественные характеристики состояния инве­стиционной деятельности на уровне муниципального образования. Применение данного анализа в моделировании процесса управления инвестиционной деятельностью позволит увидеть:

□ насколько привлекательна и способна к самостоятельному разви­тию конкретная территория;

□ за счет каких резервов возможно повысить эту привлекательность и эффективность функционирования;

□ какие ресурсы необходимы для существования, развития и опти­мизации процесса управления муниципальными образованиями;

□ как сформировать механизм максимально эффективного управле­ния инвестиционной политикой муниципального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.