КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционная политика муниципального образования
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к росту роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. На уровне муниципального управления сосредоточены колоссальные резервы в поддержании экономического роста, формирования эффективных управлен-ческих воздействий. Все современные обстоятельства функционирования муниципалитетов обусловливают необходимость создания эффективной системы самоуправления, способной формировать и реализовывать экономическую политику на местах в условиях перехода к рынку. Экономическая политика муниципального образования представляет собой комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местного самоуправления в рамках определенной концепции, направленной на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, с целью экономического развития города и повышения качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития. Из рисунка видно, что экономическая политика муниципального образования различается в зависимости от объектов воздействия или основной ориентации. Для построения действенной муниципальной инвестиционной политики органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход, в рамках которого будут решаться стратегические задачи развития муниципального образования, а также использоваться современные рыночные механизмы и инструменты.
Рис. - Направления экономической политики МО Системный подход к формированию инвестиционной политики муниципального образования должен предусматривать: □ с одной стороны, разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости; □ с другой стороны, детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стиму-лирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов. Под инвестиционной политикой муниципального образования понимается целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории города, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, повышения уровня жизни населения, образующего местное сообщество. Под инвестиционной стратегией МО понимается совокупность приоритетов, целей и задач инвестиционной политики МО. В целях формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики города, обеспечения экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства, решения социальных проблем и ослабления напряженности в обществе разрабатывается концепция инвестиционной политики муниципального образования. Концепция инвестиционной политики муниципального образования юридический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и основные инструменты воздействия органов местного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии с уровнем социально-экономического развития муниципального образования с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Концепция инвестиционной политики муниципального образования состоит из следующих структурных разделов: □ анализ инвестиционной ситуации в муниципальном образовании: показатели инвестиционной деятельности на территории, проблемы в инвестиционной сфере; □ цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики; □ основные факторы, формирующие инвестиционную деятельность на территории города: нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, налоговые льготы, инвестиционный имидж муниципального образования, инвестиционная инфраструктура, гарантии и страхование инвестиций, участие в инвестиционных программах; □ комплекс мероприятий, необходимых для реализации основных направлений инвестиционной политики; □ предполагаемые источники инвестиций; □ ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных концепцией инвестиционной политики; □ рекомендации по реализации концепции инвестиционной политики; □ приложения с информационными, аналитическими, справочными, нормативными материалами. Концепция инвестиционной политики обычно разрабатывается сроком на пять лет и утверждается представительным органом местного самоуправления. На основе данной Концепции впоследствии формируются муниципальные инвестиционные программы. Таким образом, инвестиционная политика МО предусматривает создание системы прямых мер и механизмов направленности инвестиций на реализацию приоритетов местной социально-экономической политики, а также совокупности косвенных мер, ориентированных на решение общих задач по активизации инвестиционной деятельности в муниципальном образовании, осуществляемых посредством координации и взаимодействия усилий государства, местного самоуправления и экономических рыночных субъектов Принципы инвестиционной политики — наиболее важные установки, определяющие цели, характер й направленность инвестиционной политики, сущность и конкретное содержание которых обусловливаются совокупностью объективных и субъективных факторов, в связи с чем они чаще всего носят устойчивый и долгосрочный характер. Отход от них обычно происходит при кардинальных сдвигах в социально-экономической обстановке в МО, изменениях общих целей и приоритетов инвестиционной политики государства, перемены курса социально-экономического развития страны. Инвестиционная политика в муниципальном образовании должна формироваться и осуществляться на основе таких принципов, как: 1) принцип целенаправленности, предполагающий выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования, способствующих реализации приоритетов социально- экономического развития муниципального образования; 2) принцип научности, заключающийся в том, что разработанная инвестиционная политика должна отвечать научным требованиям: проверяемости, ясности и обоснованности; 3) принцип многовариантности, означающий разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования и выбор наиболее эффективного с позиций местного сообщества варианта инвестиционной политики муниципального образования; 4) принцип комплексности, предполагающий формирование инвестиционной политики, способствующей сбалансированному функционированию всех элементов муниципальной социально-экономической системы, ликвидации диспропорций и смягчению противоречий в развитии; 5) принцип адаптивности, заключающийся в необходимости формирования целей инвестиционной политики муниципального образования с учетом возможных изменений внешней среды, обусловливающих их корректировку, которая должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками; 6) принцип эффективности, означающий достижение в результате реализации инвестиционной политики требуемого качества жизни 7) населения с минимальными финансовыми и социальными затратамипринцип баланса интересов, предполагающий согласование интересов всех субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования при реализации инвестиционной политики; 8) принцип гласности, заключающийся в необходимости привлечения к разработке и реализации инвестиционной политики ученых и специалистов, различных субъектов инвестиционной деятельности; 9) принцип легитимности, предусматривающий обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта инвестиционной политики на уровне представительного органа местного самоуправления. В процессе формирования и реализации инвестиционной политики органы местного самоуправления должны также соблюдать ряд условии и требований, таких как: □ социальная ориентация инвестиций, что подразумевает, во-первых, приоритет социальных проблем при выборе направлений и объектов инвестирования бюджетных средств; во-вторых, приоритет социальных и экологических факторов при оценке инвестиционных проектов для включения в муниципальную инвестиционную программу; □ «местная» ориентация инвестиций, что означает приоритетное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в сфере инвестиционной деятельности; □ обеспечение инвесторам равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности на территории города; □ обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные социально значимые проекты; □ расширение практики совместного (долевого) финансирования инве-стиционных проектов вместе с российскими и иностранными инвесторами; □ эффективное использование заемных ресурсов на инвестиционные нужды муниципального образования; □ рациональность размещения инвестиционных ресурсов по территории муниципального образования ориентация на создание дополнительных положительных эффектов бюджетными инвестициями (создание дополняющих производств за счет средств частных инвесторов); □ использование всех возможных источников получения объективной информации для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований; □ наличие профессиональной команды, способной осуществить разработку инвестиционной политики и дальнейшие ее реализацию и управление; □ наличие природных, демографических, производственных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционной политики. Практическая реализация указанных принципов, условий и требований позволит повысить общий интегральный эффект от осуществления муниципальным образованием бюджетных инвестиций. Кроме того, это послужит более эффективному вовлечению общественности в процесс управления развитием муниципального образования, совершенствованию системы планирования и управления инвестиционной деятельностью. В системе критериев, характеризующих систему инвестиционной деятельности муниципального образования, следует особое внимание обратить на критерии, позволяющие выявить и повлиять на эффективность реализации инвестиционной политики. Именно выделение критериев эффективности реализации инвестиционной политики муниципальных образований на основе мирового, исторического, хозяйственного и правового опыта составляет фундамент для построения оптимизационной модели управления инвестиционной деятельностью на уровне МО. Главным критерием является понимание и ощущение социально- экономической ответственности органов муниципального управления за уровень жизни населения в своем территориальном образовании, а не за выпуск продукции и создание дохода. Экономические цели развития муниципального образования ориентированы на обеспечение финансирования социальных мероприятий, организацию деятельности социальной инфраструктуры, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, а также занятости населения муниципального образования и создания условий для осуществления максимально возможного спектра разных видов деятельности, приносящих доход населению и самому МО. В формировании полноценного, действенного механизма управления инвестиционной политикой муниципального образования важно правильно сформулировать цели и задачи, определить функциональные особенности субъектов-участников и сформировать методики оценки результатов по различным критериям. Все это поможет основательно и научно обосновать механизм управления инвестиционной политикой, учесть территориальные особенности, использовать эту информацию в формировании системного подхода к социально-экономическому управлению муниципальным образованием с целью его эффективного и оптимального функционирования. В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения города в результате реализации инвестиционной политики предлагаются следующие показатели: □ число созданных и сохраненных рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе; □ уровень достижения сбалансированной занятости населения за счет реструктуризации экономики, развития частного и смешанного секторов экономики, малого предпринимательства; □ темпы повышения платежеспособного спроса населения за счет увеличения доходов, реальной заработной платы, развития самозанятости, снижения бедности; □ темпы снижения дефицитности потребительского рынка населения товарами и услугами; □ степень улучшения качества городской среды на основе расширения сегмента платных услуг отраслей социальной сферы и ЖКХ, обустройства территории, развития рынка жилья; □ условия обеспечения существенного «прорыва» в решении жилищной проблемы, формировании современной, обустроенной в инфраструктурном отношении, социально и экологически комфортной среды проживания горожан; □ специальные факторы и ресурсы, усиливающие стратегическую позицию инвесторов (рынки сбыта, звенья производственных процессов); □ доля бюджетной обеспеченности города за счет развития инвестиционной деятельности; □ темпы роста дополнительных поступлений доходов в бюджеты разных уровней за счет структурных преобразований и развертывания новых производств; □ степень влияния реализуемых в рамках инвестиционной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в городе; □ уровень развития конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего экономического роста; □ темпы роста показателей объема инвестиций; □ условия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, повышения доверия инвесторов к экономике города; □ уровень развития взаимовыгодных межрегиональных и межгосударственных связей. Анализ обозначенных индикаторов социально-экономического положения города на основе достоверной информации позволяет получить качественные и количественные характеристики состояния инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования. Применение данного анализа в моделировании процесса управления инвестиционной деятельностью позволит увидеть: □ насколько привлекательна и способна к самостоятельному развитию конкретная территория; □ за счет каких резервов возможно повысить эту привлекательность и эффективность функционирования; □ какие ресурсы необходимы для существования, развития и оптимизации процесса управления муниципальными образованиями; □ как сформировать механизм максимально эффективного управления инвестиционной политикой муниципального образования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |