Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические методы изучения девиантологических проблем

Методологические основания изучения норм и отклонений. Методы девиантологии (специфика, статистический метод, психологический метод, социологический метод, качественные исследования).

 

Каналы информации:

Автоматические (заявления, СМИ)

Силовые (преступление)

Плановые (переписи)

Специальные исследования

Первыми, среди социологических методов, заимствованных девиантологами, мы рассмотрим опросы и интервью. Так или иначе про эти методы, вероятно слышали почти все. Среди начинающих ученых бытует мнение, что опрос - один из наиболее легких способов изучения социальных проблем. Этим очевидно и объясняется их популярность среди молодых обществоведов. Однако на самом деле, опрос - это достаточно сложный метод, простота которого обманчива, а непрофессиональное владение которым легко приводит к искажению результатов. Ниже мы кратко рассмотрим основные этапы проведения опроса.

Так же необходимо следить за тем, что бы вопросы не подталкивали респондента к какому-то определенному ответу. Формулировки должны быть нейтральными

Для девиантолога последнее особенно важно. Традиционно используемые для обозначения девиантных поступков формулировки носят, как правило, оценочный характер и вызывают негативные эмоции. Вряд ли кто-нибудь в анкете признается в “нанесении телесных повреждений”, но насчет “драк со сверстниками” признания возможны. Аналогичным образом, немногие подростки ответят “да” на вопрос “не наркоман ли ты?”. В то же время вопрос “твое отношение к наркотикам?” вполне может содержать вариант ответа “баловался пару раз со сверстниками” он несет в себе меньше негативного оценочного отношения.

Далее, среди методов, заимствованных девиантологами у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Широкой публике он гораздо менее известен, по сравнению с теми же опросами. Между тем использование данного метода может оказаться очень плодотворным и позволить получить много интересной информации. Все документы можно условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно, например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях (местных, региональных или федеральных) точки зрения по какому-то вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности). Можно составить рейтинг самых упоминаемых в прессе девиантологических проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К официальным документам относится так же официальная статистическая информация - экономическая, социальная, демографическая и криминальная статистика. Количество и состав зарегистрированных преступлений, средняя продолжительность жизни населения, уровень благосостояния - все это ценная информация для девиантолога. Особый интерес могут представлять специальные документы - отчеты экспертов, материалы уголовных дел и т.д.

Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и фотографии. Конечно, использование этих источников возможно лишь с согласия респондента. Изучение писем и фотографий позволяет реконструировать интереснейший социальный мир человека. В этом случае взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед исследователем в “чистом” виде, поскольку они изначально не искажаются вниманием ученого, а потому более искренни. Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на интересующие его проблемы глазами того, кого он изучает.

Стоит упомянуть еще один весьма эффективный, но в то же время сложный и дорогостоящий метод – метод включенного наблюдения. Здесь ученый становится непосредственным участником тех процессов, которые он изучает. “Погружаясь” в изучаемую социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый способен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его категории людей. Заметим, что обычно подобная информация исследователю оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-либо социальной группы, можно только “став своим” в ней. Особый интерес представляет этот метод для изучения замкнутых сообществ -профессиональных преступников, проституток, наркоманов, неизлечимых больных и т.д. В то же время, использование данного метода сопряжено со значительными временными и денежными затратами. Сбор информации может растянуться на несколько месяцев, или даже лет. К тому же исследователь вполне может столкнуться с опасными для себя ситуациями, угрожающими не только здоровью, но и жизни.

Психологические методы изучения девиантного поведения. Как и в предыдущем случае, мы не сможем охватить все возможные методы психологического исследования девиантного поведения. В этом разделе мы лишь в общих чертах представим самые популярные из них. Обобщая, мы сводим все эти методы к четырем большим группам: тестовые и опросные методики, наблюдения, эксперименты и самоотчеты. Итак, по порядку.

Опросники и тесты. Это, без всякого преувеличения самые известные и популярные из психологических методов исследования. Кто из нас не читал в газетах и журналах различные “тесты” характера, склонностей и т.д. и не проверял по ним себя и друзей. психологов. Разработаны самые разные опросники и тесты, затрагивающие практически все аспекты психической деятельности. С помощью опросных и тестовых методик диагностируются особенности характера и темперамента, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, исследуется структура мотивации личности и т.д. Кстати, разница между тестом и опросником весьма условна. Мы ее обозначим, сказав, что тесты, в большинстве случаев (не всегда), имеют ключ, используя который можно сразу получить интерпретацию данных. Кроме того, тест может состоять из каких-либо заданий (например, что-либо нарисовать), не обязательно содержать вопросы. Опросник же предполагает самостоятельную оценку результатов психологом. Применение тестовых и опросных методик, несмотря на свою популярность, имеет целый ряд сложностей. В первую очередь это сложности, связанные с достоверностью полученной информации. Здесь можно выделить, как минимум три опасности. Первая связана с выбором конкретной методики - насколько выбранный исследователем тест соответствует изучаемой проблеме. Для тех, кому данное замечание кажется наивным (“неужели проблема – выбрать методику”), отметим, что все не так просто. Например, если мы имеем дело с конкретным случаем убийства, то что нам изучать - интеллект, мотивацию, склад характера или темперамент и реактивность нервной системы? Здесь на девиантолога может оказать влияние популярность того или иного теста, а не

его практическая применимость. Вторая опасность связана с интерпретацией полученных результатов психологом.∗ Исследователь, вольно или невольно субъективен в своих взглядах на различные явления и проблемы. Отсюда вполне реальна ситуация, когда результаты одного и того же исследования личности по разному интерпретируются двумя разными психологами. Помня об этом, исследователь должен быть максимально

внимательным к себе, своим оценкам и суждениям. Третья опасность связана с точностью и искренностью ответов испытуемых. Очень часто отвечая на вопросы теста, люди подгоняют свои ответы под существующие обществе культурные стандарты и представления о желательном и нежелательном.

Эксперимент – это более сложный метод изучения поведения, нежели тест или опросник. Эксперимент требует от исследователя безукоризненных знаний методологии научного исследования и точных способов измерения.

Суть экспериментального метода заключается в том, что мы подвергаем объект воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен. Строго говоря, при проведения эксперимента имеют место две гипотезы: рабочая и нулевая. Рабочая гипотеза – это и есть предположение, что те факторы, воздействию которых мы подвергаем объект, влияют на изучаемые нами свойства или феномены. Нулевая гипотеза – это неявное предположение о том, что факторы воздействия не связаны с изучаемыми феноменами. Рабочая и нулевая гипотеза связаны обратной связью – если подтверждается одна – то опровергается вторая.

Все составляющие эксперимента можно представить в виде схемы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможные отношения между оценкой и реальным поведением при девиации | Историко-философские и культурологические методы изучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.