Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления

Лекция № 3. Структура управления в таможенных органах

Систему таможенных органов Российской Федерации составляют:

а) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

б) региональные таможенные управления;

в) таможни;

г) таможенные посты.

РТУ, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ФТС России.

Типовые структуры таможенных органов утверждены приказом ФТС России от 16.05.2006 года № 443.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Непосредственное руководство таможенным регулированием осуществляет ФТС России, все составные части таможенного дела постоянно находятся в центре внимания руководства этого органа, его коллегии, управлений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связанных и действующих под его руководством. Одним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организационных мероприятий, является нормативно-правовая деятельность, которая является весьма обширной и охватывает, по существу, все элементы и участки таможенного дела. Часть своих задач и функций ФТС России решает непосредственно, а часть через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие подведомственные организации и учреждения.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» на этот орган возложены многие функции и задачи, из которых можно сгруппировать в четыре взаимосвязанных блока: экономический; правоохранительный; информационно-аналитический; социальной защиты должностных лиц.

Для выполнения этих функций ФТС России определяет особенности правового регулирования таможенных режимов; ограничивает или запрещает ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещает их на свободные склады; участвует в разработке и организует соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между ФТС РФ и таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

Таможнявходит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС) России и непосредственным руководством регионального таможенного управления, ко­торому она подчинена. При этом отдельные таможни по решению ФТС могут быть подчинены ей непосредственно, как, например, Внуковская, Домодедовская и Шереметьевская таможни.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ФТС по представлению либо с учетом мнения регионального таможенного управления. В порядке, определяемом ФТС, Реги­ональные таможенные управления (далее – РТУ) вправе изменять подве­домственный регион непосредственно подчиненной таможни.

Пределы подведомственного таможне региона могут, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.

С позиции местонахождения региона деятельности, таможни условно подразделяются на пограничные и внутренние.

Пограничные таможни располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупны­ми транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодо­рожные станции). Примерами таких таможен могут служить Балтийская, Белгородская, Благовещенская, Калининградская, Краснодарская, Мурманская, Пыталовская и Уссурийская. К внутренним относятся, в частно­сти, Брянская, Владимирская, Ивановская, Казанская, Магнитогорская, Нижегородская и Ростовская таможни.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ФТС. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен, непосредственно подчиненных РТУ, осуществляют по представлению либо с учетом мнения РТУ.

В непосредственном подчинении таможни находятся расположенныена территории подведомственного региона таможенные посты, за исключением непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным орга­нам.

Таможни решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Эти задачи они осуществляют через непосредственно подчиненные (нижестоящие) таможенные посты, а также во взаимодействии с территориальными органами других федеральных округов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Правовой статус таможни определяется Общим положением о таможне.

Специальными нормативными актами ФТС может определять как специфические особенности деятельности отдельных таможен, так и деятельность специализированных таможен.

Специализированные таможнивыполняют специальные таможенные операции либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных (специфических) товаров. Примером такой таможни является Центральная энергетическая таможня Российской Федерации (далее – ЦЭТ), Центральная акцизная таможня (далее – ЦАТ), которые подчинены непосредственно ФТС. С точки зрения специфики действий, которые проводят таможенные органы и их должностные лица в отношении товаров и транспортных средств при таможенном оформлении, различаются таможни сухопутные, морские, воздушные, речные.

Основные функции таможни продиктованы возложенными на нее задачами. В Общем положении указано 65 функций. Специфика заключается в том, что по вопросам работы с кадрами таможня ведет работу по подбору, расстановке кадров таможни и нижестоящих таможенных постов; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности и проводит их обучение; проводит аттестацию своих сотрудников и сотрудников нижестоящих таможенных постов; обеспечивает их первичную профессиональную подготовку и переподготовку и повышение их квали­фикации.

Таможня вправе распределять и перераспределять между структурными подразделениями и нижестоящими таможенными постами штатную численность в пределах выделяемого ФТС фонда оплаты труда и общей (предельной) штатной численности таможни и нижестоящих таможенных постов; утверждать и вносить изменения в структуру таможни и нижестоящих таможенных постов с учетом типовой структуры таможни и тамо­женного поста.

Структуру, штатную численность таможни и фонд оплаты труда утвер­ждает ФТС. Вышестоящий таможенный орган вправе вносить дополне­ния и изменения в структуру таможни и численность ее структурных по­дразделений, а также устанавливать общую (предельную) штатную чис­ленность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ФТС. Начальник таможни, подчиненный региональному таможенному управлению, назначается на дол­жность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника этого управления.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС. В отношении таможни, подчиненной РТУ, указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника РТУ, которому таможня непосредственно подчинена.

Заместители начальника таможни назначаются и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от нее приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники и сотрудники подразделений собственной безопасности таможни назначаются на должности и освобождаются от должности на основании отдельных правовых актов ФТС.

Начальник таможни руководит деятельностью таможни на основе принципа единоначалия; он осуществляет общее руководство деятельностью таможенных постов иконтроль за ними; несет персональную ответ­ственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности; на основе и во исполнение законодательства подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует проверки их исполнения; представляет таможню в государственных органах; утверждает положения о структурных подразделениях та­можни; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников таможни, а в установленных случаях – и нижестоящих таможенных постов и т.д.

Таможенный поствходит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и РТУ и под непосредственным руководством таможни либо РТУ (в случае непосредственного подчинения управлению).

Решение о непосредственном подчинении таможенного поста тому или иному региональному таможенному управлению принимает ФТС, в том числе по представлению либо с учетом мнения соответствующего управления. Отдельные таможенные посты могут быть по решению ФТС подчинены непосредственно ей. ФТС определяет и территорию региона деятельности (подведомственного региона) таможенного поста, которая входит в состав подведомственного таможне региона, в непосредственном подчинении которой находится данный таможенный пост. И, наконец, ФТС осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста.

Структура таможенного поста и его штатная численность утверждается ФТС.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначение на должность и освобождение от должности которого осуществляется: приказом ФТС – в отношении таможенного поста, являющегося юридическим лицом; приказом РТУ – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно управлению; приказом РТУ по представлению начальника та­можни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями управления – в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне; приказом таможни – в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС.

Иные должностные лица таможенного поста со статусом юридического лица назначаются на должность и освобождаются от нее приказом таможенного поста, а не имеющие статус юридического лица – приказом таможни.

Начальник таможенного поста руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия.

Структура управления в организации направлена на установление четких взаимосвязей между ее отдельными подразделениями, на распределение между ними прав и ответственности. Она определяет состав и систему подчинения в общей структуре иерархии управления. При этом наилучшей считается структура, которая оптимальным образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников на достижение общей цели.

Существуют два основных типа оргструктур: бюрократические (или иерархические) и адаптивные. К настоящему времени таможенные органы России сложились в иерархическую структуру, представляющую собой четырехуровневую систему управления.

Большинство организаций переходят сегодня к адаптивным структурам управления. Существует три типа таких структур: матричные, трехмерные, виртуальные.

Вопросы совершенствования организационной структуры штатной численности таможенных органов занимают важное место в совершенствовании управления.

В ФТС, Центральном, Западном, Северо-Западном таможенных управлениях, в ряде таможенных учреждений и отделов, таких как Санкт-Петербургский и Ростовский филиалы Российской таможенной академии, отделы Иркутской, Краснодарской, Тамбовской, Ростовской, Таганрогской таможен, Южной таможенной лаборатории, совместно с Северо-Кавказским НИИ экономических и специальных проблем проводились исследовательские и практические работы по определению структуры таможен, загруженности и штатной численности таможенных органов, трудовых нормативов и нормативной численности работников таможенных органов, в результате которых были разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры таможенных органов.

Вместе с тем, в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации отсутствуют единые научно-методические и нормативные документы, устанавливающие трудовые нормативы и нормативы численности работников по видам таможенной деятельности. В связи с этим возникают определенные трудности при обосновании распределения, перераспределения, а также выделения дополнительной штатной численности, при определении оптимальной структуры подразделений таможен, при прогнозировании загрузки таможенных органов и конкретных подразделений, при сравнении структурных подразделений таможен и выявлении менее эффективных, а также нуждающихся в реорганизации.

Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование является актуальной задачей для таможенных органов, т.к. во многом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура меняется и совершенствуется при изменении внешней среды, задач организации и т.д. Т.е. деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становление единой системы таможенных органов существенно повлияли определенные политические, экономические, социальные усло­вия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формирование и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности.

Переломным моментом в формировании структуры таможенных органов по праву можно считать принятие Федерального закона "О службе в таможенных органах", определяющего порядок прохождения службы в таможенных органах.

Проводимая в стране административная реформа также самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов.

Лейтмотивом данных преобразований является задача успешного осуществления таможенного дела, которая возлагает на таможенные органы обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить кадровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами и оптимизацию ее организационной структуры и т.д.

Совершенствование организационной структуры – это последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства обеспечения ВХР 2 контура | Кадры управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.