Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. Рис. 1. Динамика запоминания 10 слов детьми с нарушениями речи и детьми без нарушений речи




Х

Рис. 1. Динамика запоминания 10 слов детьми с нарушениями речи и детьми без нарушений речи

По оси абсцисс – порядковые номера воспроизведения слов; по оси ординат – количество воспроизведенных слов

Еще более затруднительным для детей с нарушениями речи является долгосрочное удержание слуховой информации и воспроизведение ее. Детям предлагалось выучить наизусть четверостишие и воспроизвести его через 30 минут. Правильное полное воспроизведение текста было зафиксировано у детей с нарушениями речи в 5% случаев, в то время как у детей без нарушений речи – в 20%. И та и другая группа детей воспроизводила текст в основном на среднем уровне (62 и 72%). На низком уровне, что соответствовало воспроизведению только отдельных смысловых связей или пересказу стихотворения в прозе, выполнили задание 33% детей с нарушениями речи и 8% детей без нарушений речи.

Таким образом, у детей с нарушениями речи наблюдается низкая продуктивность запоминания, особенно в отношении долговременной памяти, и более монотонная динамика нарастания количества воспроизведенных единиц в слуховой кратковременной памяти.

Нарушения слухоречевой памяти, то есть дефекты запоминания вербального материала, предъявляемого на слух, при возможности воспроизведения тех же стимулов, предъявляемых зрительно, находятся в центре синдрома акустико-мнестической афазии. Дефекты проявляются в сужении объема непосредственного воспроизведения существенно ниже нормального. Так, при предъявлении серии из 4 слов больной воспроизводит 1–2 слова. Характерно, что, как правило, воспроизводятся первые или последние элементы серии, то есть отчетливо выражен «фактор края».

Аналогичные трудности (сужение объема воспроизведения) можно видеть при запоминании фраз и рассказов.

Особенно отчетливо модально-специфические нарушения слухоречевой памяти выступают в условиях интерферирующей деятельности, заполняющей короткий интервал времени между запоминанием и воспроизведением (например, небольшая беседа с больным).

В заключение описания расстройств слухоречевой памяти следует отметить, что степень их выраженности зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается больными лег­че, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы.

Дефицит слухоречевой памяти, во-первых, может приводить к нарушению понимания больным обращенной к нему речи, словесных инструкций, к резкому ограничению возможности оперировать со слухоречевым материалом «на следах». Во-вторых, при возрастании вербальной нагрузки в виде увеличения объема слухового материала могут возникать симптомы, характерные для сенсорной афазии: отчуждение смысла слова и ошибки в дифференциации фонем. Так, например, инструкция показать части тела («нос», «глаз», «ухо») правильно выполняется больным при единичном предъявлении словесных эквивалентов, а в заданиях, требующих удержания последовательности показа («покажите ухо—нос—глаз»), при правильном повторении возникают ошибки в идентификации соответствующих частей тела.

Результатом внимания является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности, в которую оно включено.

Внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах, в том числе в виде бдительности, настороженности. Например, у заикающегося она может проявляться в повышенном, обостренно болезненном внимании к собеседнику, попытках увидеть в его мимике, жестах, интонации знаки неблагоприятного к нему отношения, что в значительной степени способствует появлению запинок.

Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:

— отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

— игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;

— удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, то есть регуляция и контроль деятельности.

Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, где каждый отдельный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится умственным и сокращенным.

В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, обслуживает процесс порождения речи, а с другой – речь сама выступает как средство направления внимания и контроля.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание свойственно животным и людям уже в грудном возрасте как непроизвольное привлечение внимания к стимулам или переключение его на другие объекты по механизму ориентировочного рефлекса.

Непроизвольное внимание вызывают раздражители, обладающие определенными свойствами, такими как:

• сила раздражителя (сильный звук, яркий свет);

• новизна, необычность раздражителя (например, необычный акцент речи привлекает всеобщее внимание);

• подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя.

Произвольное (преднамеренное) внимание – основное качество внимания взрослого здорового человека, оно представляет собой сознательное сосредоточение на определенной информации. В силу того, что его поддержание требует волевых усилий, оптимальное состояние такого внимания обычно поддерживается в течение примерно 20 минут, после чего наступает утомление.

Предполагается, что произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе труда, так как именно трудовая деятельность требует сознательного направления и поддержания внимания. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. Этому способствует ясная постановка цели, четкая организация деятельности, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания выделяют послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания.

Послепроизволъное внимание – качество внимания, структуре которого волевой компонент заменен интересе» и автоматизированными навыками.

К основным свойствамвнимания относят: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость (и отвлекаемость), переключение.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимание на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте. Этому свойству противостоит колебание внимания – периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи.

Анализ внимания дошкольников с нарушениями речи позволил выявить их особенности по сравнению с детьми без нарушений речи. В среднем дети со стертой дизартрией просматривают за одно и то же время (корректурная проба) в 1,28 раза меньше знаков по сравнению со здоровыми детьми (соответственно 77,8 и 99,6 знаков).

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушениями речи общей моторной неловкости.

Особенности внимания детей с нарушениями речи также проявляются в качественном исполнении этой работы – в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски (21,2) у детей с нарушениями речи преобладают над другими видами ошибок (2,4). У детей без нарушений речи нет такого выраженного различия, средние показатели количества ошибок и количества пропусков отличаются на один балл (соответственно 3,1 и 4,0).

Характерной особенностью внимания детей с нарушениями речи является отвлекаемость. Воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей являются причинами этого факта. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше количество пропусков. Большая дисперсия данных говорит о разнородности группы по уровню организации психических процессов и особенностям нервной системы детей. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых У детей с преобладанием холерических черт темперамента отмечается большая скорость выполнения при пропорциональном росте ошибок, у детей с флегматическими чертами – низкая включаемость в работу, малый объем просмотренных знаков в сочетании с достаточно высокой точностью работы.

По объему запоминания и внимания между детьми с нарушениями речи и детьми без нарушений речи дошкольного возраста нет достоверных различий.

Таким образом, у детей с нарушениями речи по сравнению с их сверстниками без нарушений речи значительно снижены различные свойства внимания – переключаемость, распределение, объем, концентрация и устойчивость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.