Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креативность

Креативность (от лат. creatio – созидание, сотворение) является важнейшей характеристикой мышления человека.

Важнейшим психическим процессом, определяющим креативные возможности человека, является воображение. Оно практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности.

Воображение представляет собой форму опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Выделяют непроизвольное и произвольное воображение, репродуктивное и творческое. Специфические формы воображения – это фантазия и мечта.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе раннее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением.

Речь по своему существу является творческим процессом, прежде всего в силу своей ориентированности на постоянно меняющуюся ситуацию.

Существенный вклад в развитие детского воображения вносит усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По мнению Л.Р. Лурия, это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение является одним из показателей готовности ребенка к школе.

Согласно данным Е.П. Торренса, воображение достигает своего пика у детей в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год–два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).

Показателями креативности, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда, являются:

1) беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого воображения и определяется общим числом ответов;

2) гибкость – фактор характеризует гибкость воображения, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого воображения, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Становление воображения может быть разбито на следующие этапы.

I этап (до 3 лет). Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет собой уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, у него преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

II этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение становится самостоятельным процессом.

III этап (4–5 лет). Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

IV этап (6-7 лет). Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с ОНР с помощью рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственно использование штампов, инертность, замедленность за счет длительных перерывов в работе, утомляемость.

Эти выводы подтверждают и результаты выполнения детьми с ОНР проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников за счет меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, и обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

Все показатели у детей с ОНР значительно ниже, чем здоровых детей. Это объясняется тем, что у детей с ОНР низкий словарный запас, и этим обусловлены показатели по беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с ОНР при выполнении заданий использовали всего 6 тем («Люди», «Животные», «Растения», «Знаки», «Машины», «Астрономические объекты – Солнце, Луна»). Здоровые дети использовали 14 тем (добавив к перечисленным такие, как «Посуда», «Съедобные продукты», «Предметы домашнего обихода», «Игрушки», «Космос», «Украшения», «Узоры и орнаменты»).

Показатель оригинальности, который характеризуем уровень интеллекта и общего психического развития, у де тей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых детей.

Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР составляет 31%, тогда как у здоровых детей – 60%, Для определения творческого коэффициента была использована стандартизированная методика, где следовало модифицировать различные фигуры. Например, в группе с ОНР геометрическая фигура «круг» была модифицирована в лицо, мяч, шар, улитку (количество оригинальных ответов – 4). У здоровых детей эта же фигура вызвала значительно больше ассоциаций – солнце, лицо, колесо, конфета, шар, яблоко, снеговик, спутник, кошачья морд; (всего 9). Дети с ОНР в прямоугольнике увидели 4 образа: шкаф, дом, машину, человека. У здоровых детей прямоугольник ассоциировался с забором, паровозом кроватью, машиной, диваном, домом, ковром-самолето (8 наименований).

По данным О.М. Дьяченко, познавательное воображение формируется к 6 годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту 5 лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей – 6–7 слов из 10 возможных. Дети с ОНР отвечали однообразно, круг их образных представлений был ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2–3 словам из 10.

Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ОНР:

• снижение мотивации в деятельности;

• снижение познавательных интересов;

• бедный запас общих сведений об окружающем мире;

• нецеленаправленность деятельности;

• несформированность операционных компонентов;

• сложность в создании воображаемой ситуации;

• недостаточная точность предметных образов – представлений;

• непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

• недостаточная сформированность произвольной регуаяции образной сферы.

СП. Кондратов и СВ. Дьякова отмечают, что v детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, находящегося в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление | Этиология и патогенез. Классификация заболеваний периферической нервной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.