Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория о человеке в рыночной экономике




С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало.

Активная роль личности в экономической жизни во многом опреде­ляется мотивами его экономического поведения.

В произведениях английских классиков политической экономии А. СМИТА и Д. РИКАРДО создана концепция или модель «экономического человекам, которая характеризуется:

1) определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономи­ческого поведения;

2) компетентностью экономического субъекта в собственных делах;

3) главным мотивом хозяйственной деятельности человека в рыночной экономике — максимизацией прибыли (обогащением) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость или трудность обучения, приятность или неприятность работы, постоянство или непостоянство занятости, престиж в обществе, вероятность успеха в большей или меньшей степени).

Адам Смит, анализируя поведение «экономического человека», отмечал, что оно определяется двумя чертами:

— склонностью человека к обмену вследствие разделения труда

— личным интересом, эгоизмом, постоянным стремлением улучи свое положение.

Поэтому человек в рыночной экономике стремится выбрать такой вид деятельности, при которой произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях, чтобы получить больше дохода. А. Смит подчеркивал, что каждый человек в рыночной экономике «имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества», а интерес купцов и промышленников — «вводить общество в заблуждение и даже угнетать его», пытаясь ограничить конкуренцию. Только свободная конкуренция («невидимая рука»), т. е. законы рыночного хозяйства, объединяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обществом. Таким образом, экономический человек, стремясь к собственной выгоде, действует на благо обществу.

 

Интересно отметить, что для АРИСТОТЕЛЯ экономический человекнечто прямо противоположное представлениям А. Смита, скорее, это человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей.

ДЖ. МИЛЛЬ в работе «Основы политической экономии» отмечал, действительное поведение человека намного сложнее, что стремление к богатству сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.

 

ДЖ. БЕНТАМ считал, что целью человеческого действия является благосостояние, равное сумме удовольствий за данный период времени минус сумма страданий. Он не доверял согласование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» рынку и конкуренции, считал это прерогативой законодательства. Основные черты «концепции человеческой природы» Бентама, в сопоставлении с моделью «экономического человека» А. Смита и Д. Рикардо, сводятся к следующему:

1) претензии на универсальность (концепция не ограничивается экономической сферой);

2) надклассовый характер (его человек не принадлежит ни к какому классу);

3) гедонизм, т. е. последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствия и избежанию огорчений;

4) счетный рационализм — способность человека посчитать все действия, ведущие к счастью.

 

МАРЖИНАЛИСТЫ сделали важное дополнение к экономическому субъекту, они создали концепцию человека-оптимизатора. Его черты:

1) стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наименьшим тяготам и издержкам;

2) неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов;

3) способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального их варианта;

4) обладание полной информацией, позволяющей находить опти­мальный вариант, и способность безошибочного предвидения;

5) мгновенная реакция на изменение внешних условий, которая делает человека «полубогом».

 

А. ВАГНЕР в своем учебнике по политической экономии (1879 г.) в главе «Экономическая природа человека» выделяет главное свойство природы человека — «ощущение нехватки благ и стремление его устра­нить». Он считал, что экономической деятельностью людей управляют:

— желание выгоды и боязнь нужды;

— надежда на одобрение и боязнь наказания;

— чувство чести и страх позора;

— стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности;

— чувство долга и страх перед угрызениями совести.

 

Представители НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ, считали, что объектом анализа для экономиста может быть только народ, который представляет собой не совокупность индивидов, а «национально и исторически определенное, объединенное государством целое». Человека же как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций, он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма, хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен здесь как разумное существо, наделенное потребностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для совре­менного ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА, ТЕОРИИ КЕЙНСА.

ТЕОРИЯ К. МАРКСА.Человек выступает здесь как персони­фикация объективных экономических категорий. Капиталист — олицетворение капитала. Рабочий — персонифицированный наемный труд. Более детальной проработки модели человека в «Капитале» нет.

А. МАРШАЛЛ, основоположник неоклассической политической эко­номии, синтезировал основные достижения классической политической экономии и маржинализма. Он пытался приблизить абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации частичного равновесия, т. е. равенства по силе двух мотивов экономического субъекта: стремления к удовольст­виям, определяющего размер спроса, и мотива избежания тягот, связанных с трудом и отсрочкой потребления, регулирующего величину предложения.

Маршалл ввел понятие «нормальной деятельности»: это ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессио­нальной группы, нравственно правильное поведение, результат неогра­ниченного функционирования свободной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.