Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Многокритериальный характер системы и структуры рынка

Структура рынка это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:

по объектам:

1) рынок товаров и услуг (потребительский рынок),

2) рынок рабочей силы,

3) рынок средств производства,

4) рынок ценных бумаг, валюты,

5) рынок научно-технических разработок, патентов,

6) рынок информации,

7) рынок средств обращения,

8) рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, об

9) рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает:

· рынки продовольственных товаров,

· рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг

· рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

 

Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Разви­тие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок, инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени в России был представ­лен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лоте­рейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты, практически, официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешне-экономических отноше­ний. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсу.

Рынок инноваций, т. е. нововведений, изобретений, рационализа­торских предложений, практически также отсутствовал в нашей эко­номике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предме­том купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельнос­ти, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас сущест­вует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т. е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммер­ческих знаний, использование товарных знаков и т. д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предус­матривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и прак­тический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.)

Рынок инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

1) рынок покупателей,

2) рынок продавцов,

3) рынок государственных учреждений,

4) рынок промежуточных продавцов — посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», т. к. конкуренция между производителями отсутствует, товар­ный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары,

необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность эконо­мических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для

перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По географическому положению:

1) местный (локальный) рынок;

2) региональный рынок;

3) национальный рынок;

4) мировой рынок,

Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т. д.), но и качественно новый уровень.

По уровню насыщения:

1) равновесный рынок;

2) дефицитный рынок;

3) избыточный рынок.

По степени зрелости:

1) неразвитый рынок;

2) развитый рынок;

3) формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

1) свободный рынок;

2) монополистический рынок;

3) олигополистический рынок;

4) смешанный рынок.

По соответствию действующему законодательству:

1) легальный рынок;

2) нелегальный («черный» и «серый») рынок.

По отраслям:

1) автомобильный рынок;

2) компьютерный рынок и так далее.

По характеру продаж:

1) оптовый рынок;

2) розничный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

1) замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

2) насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих произ­водителей;

3) рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;

4) смешанный рынок, где имеют место разнообразные товары, не связанные между собой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России | Д. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.