Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).

В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматри­валась в 70-е годы.

 

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме, ин­фраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, пред­приятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функциони­рования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организа­ционно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государст­венного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и стра­ховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и госу­дарственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

 

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер дея­тельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

— облегчение участникам рыночных отношений реализации их ин­тересов;

— повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

— организационное оформление рыночных отношений;

— облегчение форм юридического и экономического контроля, госу­дарственного и общественного регулирования деловой практики.

 

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предприни­мателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме.

Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финан­сово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управлен­цев, руководителей фирмы).

Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много. Наиболее известны сегодня «Мирбис» и Центр подготовки менеджеров при РЭА им. Г. В. Плеханова; школа информационного бизнеса при МЭСИ и школа между­народного бизнеса при МГИМО.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной Экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая сво­бодная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы Наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за Последние 20 лет превышали ежегодно 20 %. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие свободные экономические зоны:


— зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

— зоны свободной торговли;

— экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);

— производственные зоны в регионах;

— свободные порты;

— свободные банковские зоны.


Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые госу­дарственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных эконо­мических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа.

 

Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и наиболее перспективных следует выделить:

— супермаркеты — магазины самообслуживания с преимуществен­но продовольственным ассортиментом;

суперонтер — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города;

— конвиннес онтер — небольшой магазин с ограниченным ассорти­ментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину);

— супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая совре­менный торговый центр с реализацией высококачественных дорого­стоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества;

драгонтер – розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимают кредитные и дебиторские карты

магазин-дискутант – магазин сниженных цен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Г. Многокритериальный характер системы и структуры рынка | Лекция № 5.2.1 -5.2.2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.