Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5.2.1 -5.2.2

Содержание обучения ИЯ

Воспитательная цель обучения

Общеобразовательная цель обучения ИЯ

Практическая цель обучения ИЯ

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория

Лекция № 4.

Цели и содержание обучения ИЯ

План

1. Цель обучения ИЯ как социально-педагогическая и методическая категория.

2. Практическая цель обучения ИЯ.

3. Общеобразовательная цель обучения ИЯ.

4. Воспитательная цель обучения ИЯ.

5. Содержание обучения ИЯ.

Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести обучаемого от незнания языка к определённому владению им. Это дает основание сформулировать цель применительно к обучению ИЯ как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Цель обучения является важной социально-педагогической и методической категорией. Поэтому обращение к ней осуществляется с учётом всех факторов, детерминирующих (определяющих) языковое образование в целом. Методическая составляющая понятия " цель обучения иностранным языкам " заставляет при её формулировании обращаться к основным положениям лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Детерминированность целей обучения иностранным языкам даёт основание считать, что данная категория есть некое промежуточное звено между социальным и методическим.

Цель обусловлена:

- нуждами общества и государства, выражая их социальный заказ;

- она сама детерминирует всю систему языкового образования, определяя её содержание, организацию и результаты.

В основе обучения иностранным языкам как явления социального лежит социальная деятельность людей, их отношения и взаимодействия.

В настоящее время цель обучения иностранным языкам следует понимать как формирование личности учащихся, способной и желающей выступать в общении на межкультурном уровне.

Целью обучения немецкому языку в современной школе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка, что в свою очередь позволяет разбить ее на практическую, общеобразовательную и воспитательную составляющие, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

 

 

Практическая цель обучения (коммуникативная) означает прежде всего практическое овладение языком как средством общения. Однако это достаточно широкое понимание цели дифференцируется в зависимости от конкретных условий обучения языку. Так возникает проблема уровня практического владения языком и необходимость выделять промежуточные и конечные цели обучения по каждому виду речевой деятельности и аспекту языка в рамках определенного этапа и профиля обучения.

На начальном этапе обучения ИЯ ставится более узкая, промежуточная цель по сравнению с конечной целью обучения языку (свободное владение на минимально достаточном уровне): овладеть основами языка. Четкое представление о промежуточной и конечной целях обучения определяет выбор упражнений и приемов работы на уроке, отбор учебного материала.

Цели обучения могут также быть избирательными (например, овладение навыками и умениями устной речи или чтения научно-технической литературы) и комплексными (умение воспринимать речь на слух, говорить, читать, писать по-русски).

С помощью практической цели обучения характеризуют ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание и формированию у учащихся умений технологического характера, облегчающих овладение языком.

Цель достигается путём решения множества задач. Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Каждая задача ставится с учётом достижения общей поставленной цели. Задачи формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений. Например,

- осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном;
- воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений;
- читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров с разной глубиной и точностью понимания;
- письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо.

Общеобразовательная цель обучения заключается в осознании учащимися многообразных способов выражения мысли, присутствующих в разных языках, что делает мыслительный процесс более гибким, развивает речевые способности учащихся, обогащает их речь языковыми средствами для выражения мыслей. Общеобразовательная цель – это также и использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Образование средствами иностранного языка, предполагает:
- понимание особенностей своего мышления;
- сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого;
- знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;
- представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка в зеркале культуры другого народа и включение школьников в диалог культур;
- развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
- развитие механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
- формирование и развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- формирование и развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
- развитие способности и готовности вступать в иноязычное общение;

- развитие потребности в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
- развитие общеучебных и специальных учебные умения: умение учиться (работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
- развитие компенсаторные умения: умение выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима (при дефиците языковых средств).

 

Воспитательная цель обучения проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства взаимопонимания между народами, а также в формировании умения работать, усидчивости, работы со словарём.

Воспитательная составляющая комплексной цели обучения ИЯ предполагает:

- развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у школьников:
- механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
- языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
- ценностных ориентаций, чувств и эмоций.
Вывод: единство практической, общеобразовательной и воспитательной целей позволяет избежать односторонности в обучении, когда практические цели обучения решаются без учета общеобразовательной и воспитательной или общеобразовательная цель решается за счет практической.

 

Содержание обучения – это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку. Основу содержания обучения составляют речевые навыки и умения.

 

Компоненты содержания обучения:

1. Языковой материал. Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматического). Учитывая ограниченность учебного времени и трудоемкость процесса формирования навыков и умений, выдвигается требование минимизации языкового материала. Например, на начальном этапе обучения ИЯ языковой материал охватывает продуктивный лексический минимум в 400-500 лексических единиц, служащих для описания города, транспорта, погоды в разные времена года; для названия продуктов питания, некоторых профессий, занятий детей в школе и на досуге и т.д.

2. Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами. Например, основные коммуникативные типы немецкого простого предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное), устойчивые словосочетания, реплики-клише, типа (Ja, das stimmt; Ich denke, dass; Vielen Dank!) и т.д., а также речевые и умственные действия с иноязычным материалом, осуществляемые в процессе решения коммуникативных задач, которые ставит перед учащимися учитель (или учебник) или которые возникают у учащихся в результате собственных интенций.

 

3. Предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала, т. е. то, о чем мы говорим, читаем, пишем и т. д. Сюда входят сферы общения (социально-бытовая, учебно-трудовая, социально культурная у нас в стране и в Германии), темы, проблемы, характерные для типичных ситуаций общения со сквозной темой «Ученик и его сверстники из страны изучаемого языка. Окружающий их мир». Здесь также важную роль играет страноведческий и в целом социально-культурный контекст. Например, в социально-бытовую сферу общения на первом этапе обучения входят следующие темы: «Я и мои друзья. Семья. Квартира. Дом. Домашние животные. Покупки. Семейные традиции. Празднование дня рождения», на втором этапе обучения ИЯ – «Распорядок дня. Еда.
Здоровье. Гигиена. Внешность. Досуг. Хобби. Одежда» и т.д

4. Знания. Необходимо знание правил оперирования речевым материалом, т.е. правил его образования и употребления в процессе общения. В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обучения и определяются в первую очередь их практической необходимостью.

5. Навыки. Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык - это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Признаки навыка: правильность выполнения, бессознательность (автоматизированность), темп выполнения, прочность операции, способность к переносу (гибкость навыка, т.е. способность использовать его на новом материале). Принято выделять речевые навыки (фонетические, лексически, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков).

Навыки вырабатываются в результате выполнения подготовительных упражнений. Произносительные навыки обеспечивают звуковое оформление речи; лексические – выбор лексических единиц, их правильное сочетание друг с другом; грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм предложений.

 

6. Умения – это способность применять приобретенные знания и сформированные навыки в различных ситуациях общения. На основе умений решаются коммуникативные задачи, связанные с получением и передачей информации на изучаемом языке. Выделяются следующие умения: аудировать, говорить, писать, читать. Навыки входят в состав умений в качестве их основных компонентов.

7. Чувства, эмоции, возникающие в связи с предметным содержанием и речевыми действиями, на основе которых формируются ценностные ориентации.

 

Литература

 

1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. – М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб.заведений; -4- е изд., - М.: Издательский центр «Академия»,2007. – 336 с.

3. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М., «Высшая школа», 1985. – 243 с.

4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1985
5. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991
6. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. – 3-издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.

7. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д. АНИОН, 2004.- 337 с.

 

 

 

Тема: Маневрирование при плавании

кораблей в ордерах.

 

 

Учебные вопросы:

 

 

1.Общая методика расчётов маневрирования при

построении в ордер.

2. Особенности построения в ордер из строя кильватера.

3. Построение в ордер и расчёты маневрирующего

охранения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка | Общая методика расчетов маневрирования при построении в ордер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.