КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства ДНКЛекция 3.
При равномерном движении по окружности Поэтому один полный оборот совершается за одинаковые промежутки времени. Время одного полного оборота называют периодом вращения Т.
T =t/n… (2.10). Т.е ∆t = T, ∆j=2p Þ w =2p/T ÞT = 2p/w… (2.11)
Число полных оборотов в единицу времени называется частотой вращения …. (2.12) Из формул ( 2.10) и(2.12) видно, что Т и взаимно обратные величины. , так как T = 2p/w, то n =w/2p Þ- связь угловой скорости, или как ее еще называют, циклической частоты с обычной частотой.
4. Аналогично ускорению при поступательном движении для характеристики вращения вводится угловое ускорение. Угловое ускорение – величина, измеряемая изменением угловой скорости за единицу времени. Его направление в общем случае совпадает с изменением угловой скорости (а не на ней самой). Угловое ускорение присутствует лишь при неравномерном вращательном движении. Угловое ускорение равно предельному отношению элементарного изменения угловой скорости ∆w к элементарному промежутку времени ∆t. e = lim w/∆t = dw/dt …(2.13). Угловое ускорение может быть как постоянной величиной, так и переменной. Поэтому вводятся понятия мгновенного и среднего углового ускорений. Вектор углового ускорения направлен вдоль оси вращения в сторону вектора элементарного приращения угловой скорости. При ускоренном движении e совпадает с вектором w, при замедленном – противоположен ему. Связь линейных и угловых параметров движения: Тангенциальная составляющая ускорения: aτ = dV/dt, V = wR Þ aτ = dwR/dt =R´dw/dt = Re
aτ = Re
Нормальная составляющая ускорения: an = V2/R; V = wR Þ an = w2R2/R = w2R
an = w2R
Линейные величины: S, V, ar, an Угловые величины: φ, w, e. Их связь: S = Rφ; V = Rw; aτ = Re, an = w2R. Тема: СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.
План:
1. Расспрос пациента. Значение и методика проведения расспроса. Общие данные о пациенте. 2. Жалобы. Расспрос по системам. 3. Анамнез данного заболевания. 4. Анамнез жизни: детство (место рождения, условия вскармливания в грудном возрасте, как развивался и учился в школе, материально-бытовые условия жизни семьи); профессиональный анамнез (какое окончил учебное заведение, полученная профессия, особенности трудовой деятельности – профессиональные вредности, физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации). Материально-бытовые условия в настоящее время. Семейное положение. Вредные привычки. Перенесенные заболевания, интоксикации, травмы, операции. Наследственность. Аллергологический анамнез. Для правильной постановки диагноза необходимо иметь наиболее полную и подробную информацию о состоянии здоровья пациента. Такие сведения можно получить при обследовании пациента. Различают: субъективный метод обследования (расспрос пациента) и объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные методы). Субъективный метод обследования (расспрос пациента). Субъективным методом обследования является расспрос пациента. Медицинская сестра должна хорошо усвоить методику его проведения. Этому умению надо учиться. Если пациенту дать возможность самому рассказывать о болезни и жизни, то он может опустить важную информацию, а детально остановиться на второстепенных обстоятельствах. Некоторым пациентам бывает трудно рассказать о своих вредных привычках, перенесенных в прошлом венерических заболеваниях. Надо расположить к себе пациента, вступить с ним в доверительные отношения и начинать расспрос путем последовательной постановки вопросов по определенной схеме. Схема эта включает в себя следующие разделы: · общие сведения о пациенте; · жалобы пациента; · анамнез (история) заболевания; · анамнез жизни пациента. Общие сведения о пациенте. Эта часть расспроса включает следующие сведения о пациенте: - фамилия, имя и отчество; - возраст (дата рождения и количество полных лет). Пожилой возраст пациента, особенно если человек выглядит старше своих лет, позволяет заподозрить у него наличие атеросклероза, артериальной гипертензии. Знать возраст необходимо также для расчета дозы препаратов при проведении медикаментозной терапии. - местожительство пациента (например, проживание в загазованных, экологически неблагоприятных районах повышает риск развития онкозаболеваний, в местности с недостатком йода – эндемического зоба); - образование, профессия, место работы и должность. Зная профессию и условия труда пациента, можно выяснить причины и условия, способствующие заболеванию (например, возможность интоксикации, переохлаждения); - семейное положение. Жалобы пациента. Выясняют жалобы пациента на момент обращения в амбулаторное учреждение или поступления в стационар. Анализ жалоб предусматривает выделение основных и дополнительных. Вначале выясняют основные жалобы, тщательно детализируя их по схеме, включающей ее характеристику, локализацию и иррадиацию (для боли), время и причины появления, после каких процедур она уменьшается или исчезает. Например, если пациент жалуется на боли в сердце, надо выяснить характер болей (давящие, колющие, ноющие и т.д.), их локализацию (за грудиной, в области верхушки сердца, разлитые боли в левой половине грудной клетки), возможную иррадиацию (боли могут иррадиировать в левую руку, плечо, спину и т.д.), условия возникновения болей (в покое или при физической нагрузке), чем боли купируются (проходят самостоятельно после отдыха или необходимо принять под язык Нитроглицерин). Если пациент жалуется на боль в животе, необходимо выяснить характер боли (острая приступообразная или постоянная тупая, ноющая), локализацию (в области эпигастрия, области правого подреберья, внизу живота), возникает ли она натощак или после приема пищи (если после еды, то через какое время), купируется приемом пищи или, наоборот, усиливается после еды. Детализация основных жалоб помогает связать их наличие с поражением определенных органов и систем организма. Бывают жалобы, характерные для многих заболеваний: кашель, головная боль, слабость, повышение температуры тела, снижение аппетита и другие, а бывают специфические жалобы, позволяющие сразу заподозрить какое-либо конкретное заболевание. После того как пациент подробно опишет основные жалобы, выясняются дополнительные. Выявляются эти жалобы по системам. Это связано с тем, что некоторые больные, имея хронические заболевания, привыкают к определенным жалобам (например, кашель при хроническом бронхите) и не указывают на них. Зная перечень симптомов, возникающих при поражении каждой системы организма, спрашивают о них у пациента. Судить о состоянии дыхательной системы можно по наличию или отсутствию кашля, кровохарканья, болей в грудной клетке при дыхании, одышки. Состояние сердечно-сосудистой системы характеризует наличие или отсутствие болей в области сердца, сердцебиения, отеков ног, головокружения. При поражении пищеварительной системы может изменяться аппетит, нарушаться глотание, беспокоить тошнота, рвота, боль в животе, нарушения стула и т. д. В разговоре с пациентом надо учитывать его образовательный уровень и стараться избегать употребления непонятных для него медицинских терминов.
Анамнез (история) заболевания. Это важная часть расспроса, так как с ней связывается представление обо всех этапах развития заболевания. При сборе анамнеза заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы · когда началось заболевание (считает себя больным с...) · как оно началось (с чем связывает начало болезни, каким было начало - острым или постепенным, какие были симптомы, что тогда предпринял) · как протекало заболевание (ухудшилось, без перемен, появились новые признаки болезни и т.д.) · обращался ли пациент за медицинской помощью (куда, когда) · какое проводилось обследование и лечение, какова эффективность лечения · о последнем ухудшении (при длительном течении заболевания), по поводу которого пациент обратился за помощью. Интересует время ухудшения, в чем оно выразилось, чем пытался помочь себе, причина обращения. История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить общее состояние здоровья пациента перед возникновением болезни и постараться установить причины, ее вызвавшие.
Анамнез жизни пациента - это медицинская биография пациента по основным периодам его жизни. 1) Общебиографические сведения · место рождения — это может навести на мысль о заболевании, распространенном в данной местности (эндемический зоб) · каким по счету ребенком в семье был обследуемый · условия вскармливания в грудном возрасте (больше относится к сбору анамнеза жизни ребенка – информацию необходимо получить у родителей) · когда начал ходить и говорить, общее состояние здоровья и развития · время наступления половой зрелости · у мужчин узнать о службе в армии, и если не служил, то какое заболевание явилось причиной · у женщин число беременностей, родов, их течение · где учился, начало трудовой деятельности 2) жилищно-бытовые условия · отдельная квартира или общежитие, деревянный дом, условия проживания (наличие сырости и т.д.) · семейное положение (сколько человек в семье, состояние их здоровья, материальная обеспеченность) 3) перенесенные заболевания · обязательно специально уточняют, болел ли туберкулезом, болезнью Боткина, венерическими заболеваниями · уточняют особенности течения перенесенных заболеваний, наличие осложнений · был ли контакт с инфекционными больными · были ли операции, когда и какие, проводились ли переливания крови (риск заражения вирусным гепатитом) 4) вредные привычки · курение (с какого возраста, количество сигарет в день). Это фактор риска в развитии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы · употребление алкоголя (как часто, какие именно напитки, в каком количестве). · чрезмерное увлечение кофе и др. возбуждающими напитками 5) экспертно-трудовой анамнез · кем и где работает · характер и условия труда · наличие профессиональных вредностей (пыль – бронхиальная астма, пневмокониозы, вибрация - вибрационная болезнь), физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации · число дней временной нетрудоспособности и количество случаев за год 6) наследственный анамнез · сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Это важно, так как некоторые болезни встречаются у близких родственников (например, сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма и др.) и предрасположенность к ним может передаваться по наследству. 7)аллергологический анамнез Получают сведения о непереносимости лекарственных средств, продуктов питания (тошнота, рвота, зудящая сыпь, потеря сознания), пыли, запахов растений (слезотечение, чихание, насморк). Уточняют, на какие именно вещества была аллергическая реакция, и чем она проявлялась. Спрашивают, не было ли экссудативного диатеза в детстве. I. Репликация, или редупликация (самоудвоение). Происходит в синтетический период интерфазы. Механизмы репликации: 1) Полуконсервативная репликация. Во вновь синтезированной дочерней молекулы ДНК одна цепь старая материнская, другая дочерняя – новая. 2) Консервативная репликация (характерна для ряда вирусов). Одна молекула ДНК полностью состоит из старых цепей, а другая полностью из новых. 3) Дисперсионная репликация (характерна для ряда вирусов). В молекуле ДНК в каждой из цепей чередуются старые и новые кусочки. Этапы полуконсервативной репликации: 1)Раскручивание спирали ДНК с разрушением водородных связей и образованием репликативной вилки (участвуют ДНК-геликаза и специальные дестабилизирующие белки, которые связываются с цепочкой ДНК и препятствуют образованию водородных связей) 2)Синтез дочерней цепи ДНК (элонгация). Фермент ДНК-полимераза - соединяет нуклеотиды друг с другом, то есть отвечает за формирование фосфодиэфирных связей. Фермент может работать в направлении от 5’ к 3’ концу. На базе кодогенной цепи дочерняя цепь синтезируется в виде отдельных фрагментов. 3) Сшивание фрагментов-оказаки в единую цепь с помощью ферментов-лигаз. У большинства организмов (в том числе и человека) репликация идет полирепликонно, то есть с образованием множества репликационных вилок. Полирепликонный механизм резко ускоряет процесс репликации (от 7 до 12 часов).
II.Репарация – способность к самовосстановлению после повреждения, или исправление нарушений, возникших в ходе репликации. Системы репарации возникли в ходе эволюции для поддержания стабильности генома. Часть репаративных систем обладают специфичностью в отношении к повреждению, другие – неспецефичны. Все репаративные системы представляют ферментативный комплекс.
Классификация репарации: 1) По времени: А) коститутивная (постоянно идущая) Б) сос-репарация (экстренный механизм включается только при больших повреждениях ДНК)
2) По отношению к клеточному циклу: А ) дорепликативная (G1-период) Б) репликативная (S-период) В) пострепликативная (G2-период)
3) По мезанизму репарации: А) эксцезионная репарация - основной механизм репарации. Вырезание поврежденного участка ферментами эндонуклеазами (ДНК-репарирующие нуклеазы),достраивание поврежденной цепи по принципу комплементарности и антипараллельности по матрице сохранившейся цепочки, вновь синтезированный фрагмент встраивается в цепь ДНК ферментами-лигазами. Б) неэксцезионная репарация. Существует несколько вариантов, но наиболее изученным является фоторепарация (требует участия видимого света и протекает только в клетках кожи, суть: устранение тиминовых димеров и восстановление нормальной структуры ДНК (6 часов)). Под дейстием УФ в молекуле ДНК формируются димеры, наиболее часто тиминовые. Под действием УФ водородные связи в ДНК разрушаются, и если рядом оказывается два тимина, то водородная связь заново формируется между ними. Специальный фермент фотолиаза – активируется светом, разрушает тиминовый димер и восстанавливает нормальную структуру ДНК, активность фотолиазы – строго запрограммированная генетическая величина, при недостаточной активность – человек в группе риска по раку кожи. Мутация в гене фермента фотолиаза лежит в основе наследственного заболевания «пигментная псеродерма», приводящая к смерти от рака кожи в подростковом возрасте.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |