КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие закона
ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА. ИДЕИ ПРАВА И МЕРЫ. СИСТЕМА ПОНЯТИЙ, РАСКРЫВАЮЩИХ ИХ СОДЕРЖАНИЕ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ.
1. Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его сфере, как правосознание, что относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к государственным служащим, а особенно — к работникам правоохранительных органов. Теория правосознания является важной и особенной составной частью общей теории права и государства и философии права Она важна потому, что направлена на постижение самого «духа» права во всех его формах и видах. Она особенна в том смысле, что использует методологию, позволяющую выявить и описать идеальное бытие права. Теория правосознания подчинена прежде всего задаче определения функций и роли правосознания в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Это — задача прикладного плана. Но она невозможна и без исследования природы и сущности правосознания. Это — задача фундаментального плана. Решая первую задачу, она исходит из понимания правосознания как сознания права, что сводит все познавательные проблемы к поиску и описанию форм и средств отражения права как сферы общественной жизни. Рассмотрение правового сознания как формы общественного сознания является традиционным для современной отечественной юридической теории. Согласно ей, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Специфика правосознания по сравнению с другими сферами или областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) в таком случае составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями, соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями. Однако обращение лишь к формальной стороне правосознания не позволяет составить представление о специфике правосознания, поскольку все элементы этой формы имеют характер, универсальный для всех других форм общественного сознания. Эта возможность появляется только при обращении к содержательной стороне правосознания. Однако если понимать под содержанием правосознания лишь особенную предметную область (отношения и действия), то мы сталкиваемся с тремя существенными трудностями. Во-первых, указание на то, что предметом правосознания является право, мало что дает для представления о специфике правосознания. Во-вторых, при таком условии мы не можем выйти за пределы отражательной способности общественного сознания. И, в-третьих, мы не можем ответить на вопрос, почему те или иные отношения или действия выделяются в качестве правовых. Указанные трудности преодолеваются, если под содержанием правосознания подразумевать его смысловые единицы. Этими смысловыми единицами являются не понятия как мысли о совокупности свойств предмета, а концепты, т. е. условия формирования самого мышления о социальной реальности как о правовой реальности. Исследование этого содержания и составляет задачу фундаментального плана. Решая ее, теория правосознания исходит из понимания правосознания как правового осознания действительности, что сводит все познавательные проблемы к поиску и описанию свойств, которые позволяют мыслить о реальности как о правовой. И эти свойства заложены уже не в реальности, а в самом человеке. В полноте описания смысловых единиц правосознания только и можно усмотреть его специфику. Изучая содержание правосознания первого рода, мы обращены к праву как к реальности; изучая содержание второго рода, мы обращены к самому правосознанию. В первом случае мы рассматриваем правосознание с точки зрения отражения им социально-духовной реальности; во втором случае мы характеризуем его с точки зрения его активного отношения к этой реальности. В первом случав оно вторично по отношению к реальности права и является ее отражением; во втором случае оно должно быть понято как духовное основание права и практической деятельности людей. Наконец, в первом случае мы содержание правосознания закрепляется в его понятийном строе; во втором случае оно представляет собой совокупность идей. Правовые идеи — такие смысловые единицы правосознания в которых синтезированы его рациональный и чувственный слои. Идеи выражают целостность правосознания, они — квинтэссенция внутреннего (как логики) и внешнего (как предметности) содержания. В идеях заложены интеллектуально-духовные основания права. Идеи образуют тот смысловой каркас, в котором выражается и творится право. Узловыми идеями правосознания, определяющими правовой характер знаний и взглядов на реальность, являются идеи права, меры и порядка. Идея права является универсальной для правосознания в том смысле, что исчерпывает собой его содержательное разнообразие и выступает единственным всеохватывающим мерилом реальности. В идее права слиты четыре момента: сознание права, чувство права, правовой идеал и правовая реальность. Идея права выражает одну из характеристик природы права, а именно — ценностную права. Право должно быть прежде всего понято как совокупность социально-духовных ценностей общества и человека. Признание им ценностной природы права позволяет объяснить идеи естественного права, подлинности права. В идее меры отражена организующая, регулятивно-оценочная ориентированность права. Содержание идеи меры охватывает все разнообразие становления правовой формы. Идея меры выражает нормативную природу права. Если идея меры призвана отразить динамику правовой жизни, то идея порядка связывает мысль о праве с некоторой всеобъемлющей структурой, с качественным состоянием общества и его правовой системы. Идея порядка отражает формальную природу права. Именно в соотнесенности с указанными идеями понятия, суждения, взгляды, принципы, знания и чувства становятся правовыми. Правовые понятия являются формой рационального отражения социальной реальности. Понятия составляют живую ткань правовой мысли; они связаны с выражением явлений общественной жизни, тех или иных отдельных отношений и действий. Они составляют каркас правовых знаний, оценок, предписаний. Понятийный строй правосознания весьма многообразен и сложен. Можно выделить класс понятий, которые характеризуют структурные свойства права (право, обязанность, правовая норма, правовое требование, правоотношение, источник права, правопорядок, правовой статус и т.п.), функциональные свойства права (применение права, толкование права, правовая оценка, правовое регулирование, правотворчество, правовое воспитание и т. п.), а также класс понятий, которые отражают ценностные свойства права (свобода, справедливость, равенство, общественное благо, законность, ответственность и т. п.). Понятийная структура правосознания может быть установлена и раскрыта средствами обычной формальной логики, на основе полного отвлечения от содержания понятий. В результате мы можем получить внутренне согласованное множество правовых понятий и таким образом представить систему права. Но логика, определяющая идейный строй правосознания, далеко не исчерпывается формальными свойствами. Она содержательна. Это означает, что она строится на основе некоторой совокупности очевидных положений (ценностных установок и парадигм), которые определяют характер связи различных смысловых единиц и в этой связи определяют характер духовного воспроизводства социальной реальности и воздействия на нее. Эти положения являются наиболее устойчивыми в содержании правосознания, но, тем не менее, исторически и культурно изменчивыми. К ценностным установкам логики правосознания можно отнести, например: а) сплочение людей в признании главенства тех или иных правовых принципов, идей и убеждений; б) способность людей в своих действиях избегать противоречий с общественными ценностями, а также с другими людьми; в) способность в каждой отдельной ситуации различать то, на чем следует настаивать или чего следует избегать ради достижения правовых целей; г) возможность объединения социальных усилий людей на основе примирения и признания, а не простого согласия — и т. п. К парадигмам правосознания можно отнести, например, следующие утверждения: а) общечеловеческие ценности являются глубочайшими основаниями права; б) подлинное право опирается на нравственные начала; в) право возможно только в условиях реальной свободы человека; г) человек несет ответственность за свои действия, и мера этой ответственности всегда может быть найдена; д) правовое равенство является действительным, а не провозглашаемым; и т. п. Логика правосознания является телеологической (подчиненной некоторым абсолютным ценностям и целям); она построена также на специфической связи общего и отдельного в любом конкретном правовом явлении. Ясно, что указанные разнокачественные типы содержания правосознания и отражающие их логики находятся в неразрывной связи и только в своем единстве выражают природу и сущность права с предельной глубиной Сказанное о содержательной стороне правосознания дает пока лишь самое общее представление о его специфике. Чтобы довести анализ до требуемой степени конкретности, следует ввести дополнительные характеристики правосознания. Наиболее важное направление в этом плане — обращение к содержанию правосознания в контексте его структуры. Правосознание имеет сложную структуру, представляющую собой устойчивое единство элементов, их отношений и целостности самого этого феномена. Структура правосознания является многоуровневой и разноаспектной. Можно выделить множество элементов правосознания, описать их как угодно подробно. Но без знания свойств структуры правосознания, его доминирующих элементов, определяющих связей невозможно понять логику правовой мысли, невозможно постичь содержание правовых понятий, суждений, взглядов в их взаимной связанности; невозможно также понять роль и возможности правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности. Общая структура правосознания являет собой смысловое и функциональное единство четырех подструктур, первая из которых предстает в ценностно-ролевом аспекте (взаимосвязь правовой идеологии и правовой психологии), вторая – в социологическом аспекте (взаимосвязь общественного, группового и индивидуального правосознания), третья — в отражательно-познавательном (гносеологическом) аспекте (взаимосвязь обыденного, теоретического и профессионального правосознания) и четвертая — в культурологическом аспекте (взаимосвязь идей и ценностей конкретных обществ, правовых культур). 1. Правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология представляет собой познавательную, когнитивную сторону, а правовая психология — социально-психологическую, эмоционально-волевую сторону. Правовая идеология является систематизированным теоретическим выражением правовых взглядов, принципов и требований общества к закреплению и развитию правовых отношений. В эти формы правовой идеологии облачены существенные интересы различных социальных групп и слоев. Правовая идеология обосновывает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок и задает масштаб их оценок. Ядром правовой идеологии являются знания о праве, о составляющих его нормах и ценностях. Эти знания даются юридической теорией и формируются у человека в ходе систематического образования, а также в результате его активной, целенаправленной и постоянной правовой деятельности. Знания, составляющие правовую идеологию, не носят отвлеченного или сугубо познавательного характера. Они имеют ясно выраженную социально-практическую направленность, непосредственно связаны с принципами правового поведения и воспроизводства правовых отношений, с пониманием принципов организации общественной жизни в целом. Объем и качество знаний непосредственно влияют на характер правовой деятельности людей. Если объем знаний небольшой, сами они поверхностны, ситуативны и связаны с принципами непосредственно целесообразного поведения, тогда правовая идеология тяготеет к обоснованию обыденно-практических жизненных позиций, к популизму в организации правовой жизни. Если объем знаний достаточно велик, а сами они глубоки и систематизированы; если принципы правовой жизни связаны с весьма отдаленными социальными перспективами, тогда правовая идеология связывается с обоснованием и оправданием стратегии правовой организации общества, с коренными интересами социальных групп и слоев. Важнейшим компонентом правовой идеологии, наиболее чувствительным ко всяким подвижкам, играющим определяющую роль в выборе варианта поведения, являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам, к практике их применения, соблюдения и нарушения, к собственному правовому поведению человека. И, конечно, ядро правовой идеологии составляют идеи, сообщающие знаниями, взглядам и принципам программный характер, определяющие глубинную мотивацию правомерного поведения. Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, настроений, желаний и переживаний, характерных для конкретного человека, всего общества в целом или конкретных социальных групп. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются органически присущие правовой культуре обычаи, традиции и вообще все то, что вошло в привычку, быт, культуру личности, а также ее самооценки. Правосознание представляет собой узловой пункт, аккумулирующий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении именно как результат правовых ценностных установок. Право только тогда выполняет свою роль регулятора общественных отношений, когда оно не только осознано мыслью и проверено опытом, но и прочувствовано и пережито как духовная ценность и жизненная необходимость. Именно с этого момента личность начинает усматривать в принципах и нормах права объективное значение для себя и окружающих, а поэтому добровольно берет на себя в обязанность следовать правовым предписаниям, вести себя правомерным образом. Правовая идеология и правовая психология, составляющие содержание правосознания, находятся в тесной взаимосвязи. Правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и психологических компонентов. 2. Общественное, групповое и индивидуальное правосознание. Индивидуальное и групповое правовое сознание, конечно, носят общественный характер, а общественное и групповое правосознание не существуют вне индивидуального. Они одновременно должны рассматриваться и как виды, и как уровни правосознания. Будучи видами, каждое из них характеризуется специфичностью, во-первых, в содержательном плане и, во-вторых, в структурном плане. Непосредственно выступающим на первый план содержанием общественного правосознания являются совокупности норм, предписаний, оценок, идей, общих всему населению ценностей, т. е. моменты правовой идеологии. Правовая психология здесь обнаруживается как совокупность правовых обычаев и нравов, как национальный характер отношения к правовой жизни. Определяющими содержание группового правосознания являются ценности и интересы конкретных социальных и профессиональных групп, которые и становятся основаниями для селекции общих правовых норм, взглядов, знаний, принципов, требований и реализации их в групповом поведении. В зависимости от характера тех или иных групп, групповое правосознание или влияет на содержание общественного правосознания, становится доминирующим в общественном правосознании (например, социальные классы, особенно господствующие), или становится доминирующим в индивидуальном правосознании (например, профессиональные группы, малые социальные группы). В индивидуальном правосознании непосредственным содержанием является правовое поведение, как правомерное, так и неправомерное. И нормативно-ценностный строй общественного правосознания, и правовой интерес группы преломляются в поведенческие стереотипы, в правовые мотивы правовых действий. Правовая психология на этом уровне гораздо более существенна, явственна; она уже не общий чувственный фон, а непосредственное и постоянное переживание, приятие или неприятие конкретных ситуаций. Правовые идеи трансформируются в правовые убеждения. В индивидуальном правосознании в «снятом» виде преломлены и моменты общественного, и моменты группового правосознания. Общественное правосознание представлено как общий смысловой, историко-культурный фон; групповое правосознание проявляется в устойчивых мотивационных и поведенческих предпочтениях, в иерархии конкретных правовых ценностей. Такова структурная характеристика связи данных видов правосознания. 3. Теоретическое, обыденное и профессиональное правосознание также должны рассматриваться как уровни и как виды (типы) правосознания. Будучи видами, теоретическое (научное) и обыденное (эмпирическое) правосознание различаются по глубине отражения правовой действительности. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях. Видимость действительной правовой жизни, а не ее сущность, определяет содержание обыденного правосознания. Теоретическое правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно такое правосознание должно являться непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Скрытая за явлением сущность права и правовой жизни составляет отличительное свойство содержания теоретического правосознания. Конкретное правосознание всегда имеет определенную степень развитости. Развитость правосознания, с одной стороны, связана с уровнем заключенного в нем знания, а с другой стороны — с объемом его содержания. Чем значительнее объем теоретических знаний, тем, как правило, развитее правосознание. Развитое правосознание на этой основе всегда позволяет разобраться в том, где начинается и где кончается право, где возникает и когда преодолевается произвол. Истинное знание и понимание права есть дело трудное и ответственное. Однако объем знаний также может оказаться существенным для характеристики развитости правосознания. Теоретические знания могут быть неглубокими и небольшими, а обыденное восприятие правовой реальности, тем не менее, активно и разносторонне. Особая роль в правовой жизни принадлежит профессиональному правосознанию. Это прежде всего правовое сознание юристов. В его содержание наряду с научно обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит особое, формируемое специальной подготовкой умение применять право. В зависимости от предмета отражения в профессиональном правосознании образуются сферы, соответствующие различным отраслям правовых отношений (например, предпринимательская, гражданско-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, трудовая и т. д.). В отличие от населения, которому достаточно знать принципы права и наиболее «ходовые» нормы права, юристы должны досконально знать принципы и нормы тех отраслей права, с которыми они работают, обязательно — источники права, научную литературу, судебную практику по реализуемым отраслям права. Профессиональное правосознание является групповым. Но в отличие от всякого другого группового правосознания, профессиональное правосознание во главу утла ставит не интересы и ценности данной группы, а ценности и нормы, характеризующие общественное правосознание в целом. Конечно, корпоративность в юридической среде — не редкость, но она не может оцениваться обществом положительно; она является косвенным свидетельством наличия деформаций в профессиональном правосознании. В отличие от теоретического правосознания, оно имеет в своем содержании знания, привычки и стереотипы квалифицированного применения права; в отличие от обыденного, оно гораздо глубже, на основе юридической теории отражает и толкует повседневную правовую жизнь. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. Правовая подготовленность для них, естественно, должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное — умением их применять. Но теоретический уровень правосознания, в применении к юристу, вполне может быть охарактеризован и как идеологический уровень: юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического «сословия». Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии. Юриста-профессионала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, а внутреннее согласие с правовыми предписаниями и ценностями, понимание полезности, необходимости и справедливости их применения, привычка соблюдать правовой закон. Все это находит свое выражение в профессиональной правовой психологии. Особенности правового разума и правовых чувств выражаются также в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятия и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права. Проявление такой инициативы превращается в обязанность, например, для сотрудников органов внутренних дел в соответствии с требованием Закона РСФСР «О милиции», согласно которому «при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом». Можно указать и на другие отличительные черты профессионального правосознания. К ним, без сомнения относятся интенсивность, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации. Для юристов-профессионалов характерна резкая и активная отрицательная реакция на преступность, высокая оценка актуальности проблемы борьбы с преступностью. Если у законопослушных граждан имеется недооценка процессуальных гарантий по сравнению с материальными, то у юристов процессуальные гарантии оцениваются столь же высоко или даже выше, чем материальные, но часто все же недооцениваются по сравнению с законом. Но помимо количественных отличий, можно указать и на качественные отличия профессионального правосознания от непрофессионального, как теоретического, так и обыденного. Так, уровень оценок преступлений юриста-профессионала может не во всем соответствовать оценке их законом. Уровень карательных притязаний юристов-профессионалов по сравнению с законом и законопослушными гражданами имеет тенденцию к ужесточению наказания и расширению средств и методов борьбы с конкретными преступлениями путем уменьшения объема прав и свобод личности, ее неприкосновенности, тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений и пр. Солидарность с пределами правового регулирования, в частности, с пределами криминализации и декриминализации, у представителей юридических профессий разных ведомств (прокуратуры, суда, юстиции и органов внутренних дел) различаются. Существуют «ведомственные» тенденции на расширение или сужение криминализации и декриминализации порицаемых действий. В целом правосознание юристов, в том числе, и работников правоохранительных органов, по сравнению с законопослушными гражданами и тем более правонарушителями отличают противоположные тенденции: типично положительные характеристики, строгий непреклонный образ мысли и специальные профессиональные ориентации, более высокий уровень профессионального усмотрения, с одной стороны, высокий уровень карательных притязаний, завышенная самооценка, более критический подход к оценке правовой действительности, недооценка роли и значения общественного мнения — с другой. 4. Правосознание определенных общественных культур. Такой подход к анализу уровней, видов и структуры правосознания пока не используется в научной литературе, хотя, казалось бы, он должен стать обязательным, коль скоро получило стремительное развитие сравнительное правоведение. Однако именно в этом аспекте со всей полнотой может быть раскрыто содержание правосознания в его конкретности. По отношению к этому содержанию все другие составляющие элементы правосознания — отдельные юридические понятия, идеи, убеждения — оказываются лишь общей формой для весьма разнородного содержания, Так, например, если в правосознании западного общества идея права непосредственно раскрывается через идеи свободы, закона и естественного права, то в правосознании российского общества идея права наиболее тесно связана с идеями правды, служения и милосердности. Или — если в правосознании западного общества в содержании принципа законности преобладающим является формально-процедурный момент, то в правосознании российского общества в содержании данного принципа преобладает социально-ценностный аспект. В выделенном аспекте большое значение приобретает проблема взаимосвязи общественного правосознания, правовых идеологий и правовой психологии отдельных народов и обществ. На основе структуры этих связей строится современное международное право. Культурные особенности правосознания чрезвычайно важны для понимания его содержания и внутреннего строения. Так, например, для правосознания традиционного общества характерно преобладание стихийно-массового, обыденного уровня, тогда как для общества индустриального, а тем более — для постиндустриального, информационного, необычайное развитие получает именно теоретический уровень. Характеристика правосознания в культурно-историческом аспекте в полной мере совместима с выявленными уровнями и видами правосознания. Так, в данном аспекте можно существенно конкретизировать содержание правовой идеологии и психологии отдельных обществ на отдельных исторических этапах их существования. Несомненно, можно обнаружить и специфические черты национальной правовой теории и правоприменительной практики. В рамках конкретной культуры специфические черты обретает и профессиональное правосознание, в котором существенное значение приобретает правопонимание, связанное с той или иной правовой системой. Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает. Правосознание является, с одной стороны, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, с другой — одним из обязательных механизмов его реализации, воплощения в жизнь. Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом Система функций, которые реализуются правосознанием, аналогична функциям любой иной формы общественного сознания, если рассматривать их только в формообразующем значении. Однако система функций права имеет специфические цели, ценности, установки, а также характерные средства их воплощения в реальность, поэтому в содержательном аспекте функциональная характеристика права и правосознания не оказывается лишь повторением того, что говорится и о других формах общественного сознания. Связь правосознания с правом носит конкретно-исторический характер. Общая тенденция развития правовой жизни общества такова, что роль субъективного фактора, а значит — и роль правосознания в правовой жизни неуклонно возрастает. Практика правотворчества в Российской Федерации содержит ряд примеров решающего воздействия правового сознания депутатов, правительства на выработку законов и других нормативных актов (достаточно вспомнить обсуждение и решение по вопросам о частной собственности, о продаже земли, о налогах, об индексации доходов и др.). Но эта общая тенденция не проявляется автоматически во всех сферах общественной жизни и применительно к различным слоям и группам населения. На обыденно-массовом уровне правосознание в основном лишь отражает требования социальной реальности, а не активно влияет на реальность. Иными словами, вопрос о системе функций правосознания должен решаться в максимальном приближении к реальности. Под функциями правосознания следует понимать способы идеального бытия человека и общества, которые способствуют осуществлению основных направлений и целей права, сохранению и развитию общественного права как системы. Функции правосознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов. К основным функциям правосознания следует отнести отражательную, регулятивную и творческую. Все другие функции правосознания выделяются в рамках указанных трех функций. И в зависимости от степени конкретности, подробности анализа вопроса, функций может быть выделено довольно много. Суть отражательной функции состоит в том, чтобы воспроизвести явления правовой реальности, действительное общественное право с помощью определенной суммы знаний, понятий, представлений, оценок, взглядов и т. п. Отражение права осуществляется в процессе познания, оценки и рефлексии (осознания человеком самого себя в правовой реальности). Посредством познавательной функции в правосознании вырабатывается определенная сумма правовых знаний (идей, категорий, взглядов, представлений и т. п.), являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Посредством нее правосознание формирует понимание права не на основе непосредственно видимого в повседневной практике, в непосредственном окружении человека — иначе такое познание мало чем отличалось бы от отражения,— а на основе выявления закономерностей правовой жизни, скрытых от непосредственного восприятия движущих сил, механизмов и средств. Но правовые знания всегда вызывают у человека определенное отношение, т. е. оцениваются. Оценочнаяфункци я вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел и их деятельности). Результатом оценки является признание поведения правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом: должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой,— то нарушением законности. Рефлексивная функция связана с интеллектуальным самоконтролем, самообнаружением правового субъекта в духовном и деятельном освоении правовой реальности, с процессами самоосознания. Кроме того, она предполагает самооценку человеком своего правового поведения. Правовая рефлексия теснейшим образом связана с осуществлением творческой функции правосознания. Регулятивная функция является центральной в системе функций правосознания в силу самой его природы. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой — установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает, прежде всего, из основного социального назначения права — управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной волей народа, выраженной в законе и обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятия правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессиональное юридическое правосознание. Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно-предписательным, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам соотнесения возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами. Нормативное выражение общественных целей и интересов, притязаний, прав и обязанностей граждан является содержанием нормативной функции правосознания, как разновидности регулятивной функции. Однако, поскольку право имеет не только нормативную, но и ценностную природу, постольку регулятивная функция правосознания осуществляется также посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции — поведенческая реакция в виде правомерногоили противоправного поведения. В силу этого, следует в рамках регулятивной функции выделить, как относительно самостоятельную, ценностно-ориентирующую функцию. Практика показывает, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок. Наконец, правосознание выполняет творческую функцию, которая также имеет сложное внутреннее строение. Суть творческой функции проявляется в активном, деятельном отношении субъекта к правовой реальности, в способности правосознания идеальными средствами создавать правовые идеалы и представления о социальном оптимуме общественных отношений, новые правовые понятия и отношения, что закрепляется в нормативно-ценностном строе права. В рамках творческой функции следует выделить конструктивную, мировоззренческую и прогностическую функции. Конструктивная функция выражена в такой форме правотворчества, как нормотворчество (или законотворчество). Нормотворчество вовсе не является только процессом, позволяющим следовать за изменениями в социальной реальности и оформлять ее сообразно общественным требованиям. Нормотворчество есть проявление активного влияния субъективного фактора на правовую жизнь. Мировоззренческая функция заключена в выработке картины социального мира, обладающей всеми свойствами правовой реальности. На мировоззренческом уровне правосознания формируются правовые идеалы, а само право воспринимается как универсальная характеристика человеческого бытия вообще. На этом уровне формируется философско-правовая теория. Прогностическая функция связана с мысленным конструированием будущего правового бытия общества, в котором не правовые идеалы только, но самым существенным образом глубокие научные познания природы и сущности права составляют содержание этого предполагаемого будущего правового состояния общества. Далее следует снова обратиться к тезису о двояком понимании содержания правосознания. Напомним, что в одном понимании содержанием правосознания является известная предметная область, явления социального мира; в другом понимании содержанием правосознания оказываются его смысловые единицы, т. е. концепты. Такая постановка вопроса позволяет еще более уточнить функциональную характеристику правосознания. Понимание содержания правосознания как его предметной области логично ведет к интерпретации отражательной функции как специфической формы познания, к трактовке регулятивной функции как закрепления коллективного опыта социальной жизни, к толкованию творческой функции как развития общественных отношений и системы права в целом по законам и в соответствии с природой этих общественных отношений. Понимание содержания правосознания как воплощения его природы в смысловых единицах логично ведет к характеристике отражательной функции как рефлексии, регулятивной функции — как организации общественных отношений по законам и в соответствии с природой самого правосознания, а творческой функции — как создания правовых идеалов и их самодостаточного бытия. Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма или инструмента. 2.Идея права является универсальной для правосознания в том смысле, что исчерпывает собой его содержательное разнообразие и выступает единственным всеохватывающим мерилом реальности. Выразить суть идеи права дефиницией или несколькими фразами невозможно. Она раскрывается во всем объеме содержательного и формального анализа правосознания. Эта идея является и предметом правосознания, исчерпывающим всю его познавательную интенцию, и характеризует само правосознание в его специфике, и является его содержательным эквивалентом. Развертывание идеи права по своей сути и составляет рефлексию правосознания. Здесь возникает вопрос: не является ли мысль об исчерпанности содержания правосознания идеей права лишь другими словами выраженной методологической установкой на пирамидальный характер связи понятия права и всего понятийного строя правосознания, которую мы ранее подвергли сомнению? Нет, не является, потому что, как мы показали, различие понятия и идеи как форм мышления принципиально. Если понятийный аппарат правосознания формируется по законам и принципам формально-логического мышления (а это так и есть), то тогда все правовые понятия должны, по принципу «пирамиды», находиться в видовой зависимости от исходного понятия права, и тогда понятийный строй правосознания должен представлять собой систему, полностью лишенную не только внутренних противоречий, но даже и противоположностей. Такое логическое согласование можно осуществить только в теории, и оно будет иметь смысл только в контексте теоретических, познавательных задач. Что, собственно, и не отрицают те, кто выражает указанную или похожую методологическую установку. В юридической теории такой способ понимания понятийного строя связан с юридической догмой. Но если обратиться не к дистиллированному правосознанию юридической теории, а к живому правосознанию, актуализированному во всех аспектах «соприкосновения» с реальностью, то в нем этой желаемой логически ясной системы обнаружить не удастся, а предстанет система совсем иного плана, сформированная на основе иных, неформальных принципов. В таком идейном строе правосознания смыслообразующим свойством обладает то, что является для всего содержательного богатства правосознания общим фоном, что оказывается в любом конкретном правовом понятии самым глубинным смыслом, который тут же обнаруживается, как только правовое существо начинает рефлексировать. Эту роль и выполняет идея права. Она имеет значимость некоторого абсолютного начала, по отношению к которому все остальное конкретное содержание правосознания становится относительным. И никаким сцеплением понятий не заполнить, «не замостить» зазор между абсолютным и относительным в правосознании. В действительном, а не мнимом, правосознании нет непротиворечивой системы, и внутренняя формально-логическая согласованность, замкнутость является лишь специфической установкой логики самого правосознания, а не отражением фактического состояния. Понятийная система живого правосознания внутренне противоречива, открыта, включает в себя момент неопределенности. Но цельность ей придает именно идея права; она на мировоззренческом уровне цементирует все смысловые единицы правосознания. Далее. В идее права слиты четыре момента: сознание права, чувство права, правовой идеал и правовая реальность. В обстоятельном анализе этих моментов здесь нет необходимости; достаточно лишь обозначить их смысловую основу. С субъективной стороны, сознание права, выступает как «видение» правовым субъектом своей ценности, как безусловной, т. е. священной и питающей мысль о подлинном праве, так и обусловленной, т. е. добытой субъектом и признанной обществом. Узнавание своей правовой ценности и есть усмотрение идеи права в наличности всего ее содержания. С объективной стороны, сознание права должно быть понято как непосредственное усмотрение (признание, оценка) права в каждом конкретном акте, действии, отношении. Это непосредственное видение права рационально оформляется, прежде всего, в самом правосознании и по его логике, но не только в нем. Но одновременно сознание права окрашено правовым чувством, переживанием действительности права. Чувство права является формой непосредственного схватывания правовой ситуации, а за ней — и права в целом. Поскольку понимание природы и сущности права означает понимание права в целом, постольку роль правового чувствования необычайно велика. Для нас весьма важно говорить о правовом чувстве не в психологическом контексте, т. к. все формы человеческих чувств (как чувств социальных) имеют одну и ту же психологическую базу. Мы ничего не поймем, если будем принимать во внимание только сам механизм чувствования. Правовым чувство становится в момент схватывания правовой ситуации, т. е. может быть выделено только содержательно. Иными словами, правовое чувство и есть чувство права, ощущение, переживание, предвосхищение и т. п. его наличности, несомненности, очевидности. Чувствование права есть непосредственное свидетельство последнего. Мы говорим о чувстве справедливости, о чувстве меры и т. д., но при этом имеем в виду лишь опредмеченность чувства права, а не различные правовые чувства. Правовое чувство синтетично и единственно, если мы обращены не к предметам чувствования, а к его природе. Оно не просто схватывает правовое явление, но схватывает его цельно, как многогранный, самостоятельный правовой факт. В каждом отдельном акте правовое чувствование выступает в своей полноте, поэтому природу чувства права можно понять, обратившись к любому конкретному акту чувствования. Обычно чувствам отдаются низшие «этажи» структуры общественного сознания. С научной точки зрения это, может быть, и верно. С философской же точки зрения, чувство — квинтэссенция содержания общественного сознания, его целостность, действительность и полнота. Именно поэтому самое большее и самое важное, что можно сказать о чувстве права, т. е. о чувстве права, так это то, что оно является чувствованием, присущим человеку как правовому существу. Вне правового чувства логика правосознания оказывается только формальной. В таком случае выявление ее специфики может быть исчерпано указанием на характерные модальности. Философия права фактически всегда была связана с решением проблемы рационального развертывания правовой реальности несмотря на то, что из познания нельзя элиминировать выраженность права в его чувствовании; правовую реальность нельзя не признать заданной чувствованием. В философском аспекте правосознание предстает как форма рациональности; содержание правосознания раскрывается посредством различных смысловых единиц, вписанных в структуры рациональной мысли. Правовой идеал является узловым в содержании идеи права. Как и во всяком идеале, в нем, конечно, присутствуют представления о совершенных воплощениях правовой жизни и деятельности. Однако для правосознания такой контекст идеала не характерен. Основным в содержании правового идеала является очищенное от случайности и единичности реальное правовое отношение или действие, мотив или оценка. В нем заключена мысль не о совершенном, а об оптимальном воплощении правовой жизни. Именно по этой причине правовые решения часто очень далеки от простого морализирования (хотя практическая связанность правового и морального моментов в оценках и решениях несомненна) и представляют собой подчеркнуто рациональную процедуру выбора между различными реальными, но не всегда взаимоисключающими вариантами. Должное в правовом смысле нормативно, т. е. лишь требует придерживаться предъявляемых требований, выраженных в нормативной форме. В противоположность этому, должное в моральном смысле идеально, т. е. принципиально противоположно реальному и выступает в качестве общей идейно-нравственной установки. Характерным примером воплощения правового идеала является идея естественного права. Моральные наслоения в идее естественного права традиционно весьма внушительны, однако, они не меняют ее правовой сути. Суть же эта заключена в признании реальных, повсеместно воспроизводимых черт и потребностей любого человека как неотъемлемых, природных, имманентных, абсолютных и т. п. (конечно, взятых с историко-культурными поправками). Поскольку правовой идеал является скорее выражением логики реальных процессов, чем противопоставленным действительности совершенным воплощением желаемого общественного состояния, постольку он, как своеобразный «дух» права, становится активным компонентом рациональных оценок конкретных правовых ситуаций и процессов. Когда мы говорим о правовой реальности как о моменте идеи права, то имеем в виду следующее: существующая правовая практика и правовые отношения не только объективно обусловливают конкретно-историческое содержание идеи права, но и являются самим этим содержанием (существенным, но не единственным). Будучи гипертрофированным, данный момент идеи права положен в основу юридико-позитивистского подхода, связанного с полаганием того, что право всегда остается существующим положением вещей, каким бы оно ни было по социальной направленности и значимости, совместимости или несовместимости с моралью, религиозными или политическими установками. Что, конечно, не означает, например, фактического безразличия законодателя или носителя власти к моральным, политическим или религиозным соображениям, но дает возможность в определенных пределах действовать независимо от таковых. В силу своей синтезирующей роли, идея права выражает одну из характеристик природы права, а именно — ценностную период права. Право должно быть, прежде всего, понято как совокупность социально-духовных ценностей общества и человека. Но не в том смысле, будто оно предназначено для осуществления общественных ценностей и является средством (способом) организации социальной жизни, а в том смысле, что оно является целью, а стало быть, и условием, делающим возможной социальную жизнь людей, т. е. право является общественной самоценностью. С того момента, когда мы начинаем различать ценностный характер права, социальный мир раздваивается: в нем начинает различаться то, что отвечает духу, смыслу, природе права и то, что претит сознанию и чувству права, имеет неправовой характер. Тогда только и становятся возможными правовые оценки; тогда только и обнаруживаются их общезначимые критерии; тогда только соображения простой целесообразности обнаруживают свою границу. Данное утверждение ведет к интересному и важному следствию: только в поле права как самоценности имеет смысл и идейно оправдана юридико-позитивистская установка. В противном случае позитивизм есть узаконение, теоретическое освящение возможного произвола власти, диктата силы. В современной отечественной юридической теории все еще не изжита двойственная позиция в понимании сущности права: с одной стороны, она придерживается позитивистских установок, а с другой стороны, опирается на марксистскую идею вторичности обслуживающей роли права. Поэтому-то мы и настаиваем на том, что юридическая теория в своей основе имеет логику не правового, а политического сознания, т. е. является неадекватным взглядом на право в его полноте и многообразии. Это – во-первых. Во-вторых, признание ценностной природы права позволяет объяснить неустранимость и оправданность идей естественного права, подлинности права и т. п. Естественно-правовые теории являются не идейной оппозицией реальному праву, не моралистической установкой, а выражают правовую реальность в ее ценностном контексте. Естественно-правовые теории гораздо ближе к реальности, чем научно-позитивистские, потому что они отражают действительную практическую, различность общественно ценного, целесообразного, полезного, достойного и общественно вредного, недостойного, разрушительного. Они исходят из относительной ценности всего совершаемого, действительного, в противоположность позитивистским теориям, опирающимся на признание абсолютного момента в реальности. В идее меры отражена организующая, регулятивно-оценочная сориентированность права. Содержание идеи меры охватывает все разнообразие становления правовой формы. Потому она и является смыслообразующей, что позволяет, характеризуя движение и развитие правовой формы, реконструировать право в его целостности, наподобие того, как Гегель реконструировал право, опираясь на идею свободы. Конечно, правовой мере присущи все черты меры вообще, как такой качественной определенности количественных характеристик предмета, которая не связана (пока или в принципе) с переходом в новое качественное состояние, не побуждает к нему. Мера есть видимость покоя, конкретность равновесия действующих сил. Однако нас должен интересовать не общий механизм движения и становления меры, который хорошо описан в классических западных и современных работах по диалектике, а те особенные черты, которые присущи только правовой мере и составляют содержание идеи меры в правосознании. Каковы они? Смыслообразующий характер идеи меры лучше всего раскрывается посредством анализа совокупности воплощений правовой меры. Они же выступают и критериями правовой меры. К воплощениям правовой меры можно отнести, в первую очередь, безопасность, защищенность, гарантированность, подчиненность, неподопечность, компромисс, согласие, а также и другие моменты, свойственные реальности. Поскольку все эти идеи, так или иначе, конкретизируют идею меры, постольку они оказываются характеристиками социально-духовных состояний правового существа. Попытаемся, средствами самого же правосознания, выразить заложенный в этих идеях смысл. Безопасность должна пониматься как сознание того, что не вынужденная самим субъектом угроза нарушения (или разрушения) сложившегося и принятого правового положения человека в непосредственном его окружении и в обществе в целом отсутствует. Безопасность связана с презумпцией нормальной, повсеместной и привычной реакции людей на общественные требования и нормы. Как и всякая мера, безопасность сопряжена с постоянными отклонениями, нарушениями и с усилиями по восстановлению нормальных правовых состояний. Позитивной крайностью безопасности может считаться некое предельно оптимальное социальное состояние, в котором у людей мысль о безопасности и опасности перестает быть актуальной, поскольку она не связывается с ситуациями выбора, риска, неопределенности и т. п. Негативной крайностью безопасности оказывается безнаказанность во всех тех случаях, когда субъект действует исключительно по своему произволу и преимущественно вопреки нормам и установлениям. Мера безопасности имеет четкие индикаторы: в объективном смысле — это сложившийся и принимаемый общественный порядок, в субъективном смысле — это чувство уверенности, спокойствия, налаженности повседневной социальной жизни. Моментом безопасности является сознание защищенности. Защищенность в правосознании выражает, с одной стороны, предоставленную обществом и сохраненную человеком возможность реализации права как своего достоинства и чести, а с другой стороны, она выступает характеристикой способности общества компенсировать любому субъекту нарушение правовой меры, компенсировать не идеально (например, средствами религиозного или морального воздаяния) и не материально, а именно социально, восстанавливая правовое состояние субъекта или воспроизводя конкретные структуры правовых отношений. Под гарантированностью можно понимать сознание того, что установленные правовые отношения (взаимодействия и зависимости), а также принявшие правовую форму стремления и усилия людей имеют наличные правовые средства и постоянные условия для их реализации и воспроизводства. Гарантированность есть мера обеспеченности права независимо от той меры усилий, которые направлены на его реализацию в повседневной практике, хотя, конечно, само по себе усилие в определенном объеме неотделимо от мысли о праве. Вне всякого усилия сознание права и стремление к праву невозможно. Подчиненность, будучи моментом меры, отражает существование конкретных пределов зависимости субъекта от сложившихся правовых структур, порядков, воль наделенных полномочиями людей. Она является следствием способности любого правового субъекта к самоограничению и характеризует правовое состояние субъекта с точки зрения предоставленного ему, а также заслуженного или добытого им места в обществе, обретенного или данного социально-правового статуса. Неподопечность можно охарактеризовать как сознание обусловленности тех или иных правовых отношений, состояний, достижений и социальных благ исключительно (или преимущественно) собственными усилиями человека, независимо от того, как они воспринимаются окружающими людьми, обществом в целом. Неподопечность есть мера способности правового субъекта подчинять себе обстоятельства, волю и силу других, быть, в случае необходимости и важности конкретной ситуации, самому себе законодателем. Компромисс как момент меры характеризует факты совместимости различных воль, усилий, требований и норм, актуализирующихся в конкретной правовой ситуации. Компромисс выступает внешней формой (видимостью) примирения различий, а в крайнем случае — формой примирения противоречий. Он связан с признанием вынужденности порядка, правового отношения, правового действия. Компромиссность можно считать имманентной чертой любого правового решения, нормативного акта, закона. Согласие, несомненно, является предельным правовым состоянием, в котором непосредственно обнаруживается глубокая связанность внешних и внутренних регуляторов правовой жизни, направленность действий социальных институтов организации жизни в обществе на духовное состояние общества и отдельных людей. В мысли о согласии, с одной стороны, утверждается, что духовные основания жизни людей стали социально значимой целью общества; с другой стороны, осознание согласия свидетельствует об отказе личности и общества от взаимного противопоставления. В условиях согласия правовые действия и отношения становятся следствием высокой развитости правосознания людей, а не результатом страха, угрозы, назидания или принужденности. Все эти моменты в совокупности дают представление о правомеренности (правомерности) социальной реальности. В свете сказанного, правомерность предстает не просто как допустимость или согласованность конкретных действий или отношений с существующими нормами, предписаниями, велениями, но и как признанность правовым существом возможности любого акта, отношения, действия стать моментом правовой действительности. Лишь в поверхностном смысле правомерность может быть отождествлена со специфической оценкой. В более глубоком смысле она является онтологической характеристикой социальной реальности. Конечно, перечисленные моменты не исчерпывают содержания идеи меры, но достаточно определенно указывают на ее смыслообразующий характер. Но один момент содержания идеи правовой меры должен быть выделен особо. Речь идет о нормативности правовой меры. В силу своей интегрирующей роли, идея меры выражает другую узловую характеристику природы права, а именно — нормативную природу права. Следует подчеркнуть, что правовая мера — это не нормативность идеалов-совершенств и «предельных» требований к человеку (как в религиозной жизни), не нормативность образцов (как в морали), не нормативность стереотипов (как стихийно-массовидное, однотипное поведение, образующее сферу нравов, нравственности) и не нормативность стандартов, технических планов (как в области производственной деятельности). Правовая нормативность, с одной стороны, формальна в том смысле, что относительно безразлична к конкретному содержанию, довлеет над ним, а с другой стороны — она реальна в том смысле, что исчерпывается наличными процессами и действиями и является реальной возможностью (т. е. выражением как социальной необходимости, так и социального случая).
К основным правовым понятиям обычно относят свободу, равенство, справедливость, закон. Следуя общепринятой установке и философско-правового, и юридического анализа, обратимся к раскрытию действительного смысла и роли именно этих понятий в выражении сущности права. Переходя к решению поставленной задачи, необходимо сделать два уточнения. Во-первых, рассматриваемые далее понятия имеют множество контекстов, неразличение которых, столь обычное в научной литературе, чаще всего, ведет к неадекватному пониманию сути рассматриваемых феноменов. В каждом из узловых понятий правосознания можно различить две группы свойств. Одна из них объединяет универсальные характеристики, что создает возможность посредством одних и тех же понятий выразить реальность в самых различных ее формах. Понятия свободы, справедливости, равенства и закона в полной мере могут быть отнесены к универсальным средствам выражения определенных сторон действительности. В связи с этим, конечно же, проблема адекватности рассматриваемых смысловых единиц значительно усложняется. Но выходить из затруднения позволяет по возможности полное описание другой группы свойств, которые связаны исключительно с характеристикой реальности в определенной форме (моральной, правовой, политической и т. д.). Философско-правовой анализ указанных понятий должен осуществляться, с одной стороны, на основе принципиального различения этих содержательных слоев, а с другой стороны — исходя из их органического единства, постигаемого с помощью диалектики мышления. Во-вторых, важно учитывать, что содержание правовых понятий определяется не только конкретной предметностью, но и общей логикой действительного, эмпирического, массового правосознания, а не дистиллированной, абстрактной модели правосознания. Так, например, в западном праве свобода понимается как свобода вести себя в соответствии с необходимостью, воплощенной в требовательности к себе и в ответственности перед собой как личностью. В российском праве свобода ассоциируется со способностью вести себя в согласии с таким внутренним побуждением, которое воплощено в своеволии, в несвязанности необходимостью. Несомненно, что понятие свободы является универсальным по своему содержанию и значению. Но в нашем рассуждении необходимо акцентировать внимание не на свободе вообще как на свойстве человека, не на ее универсальных характеристиках, являющихся предметом философского познания, а на свободе как моменте права и как форме выражения социальной реальности средствами и логикой правосознания Правовое существо связывает с понятием свободы целый комплекс существенных моментов правовой реальности. В предельном выражении свобода является универсальной характеристикой любой социальной системы с точки зрения ее открытости. Открытость системы связана с реальной возможностью ее существования, а также воспроизводства и изменения в условиях неопределенности и многозначности связей. Свобода, с одной стороны, предстает как выход за пределы заданных правил, сообразуясь с которыми, обычно решаются проблемы в каждой отдельной ситуации и на основе которых осуществляется выбор между несколькими возможностями. С другой стороны, свобода означает способность превозмогать давление иррациональных побуждений. Свобода связана с возможностью действовать на основе разумных начал и с преодолением узости рационального взгляда на мир, на участие в мире носителя свободы — человека. Конечно, любая социальная система объективно носит принципиально открытый характер. Но нас интересует не фактическое положение вещей, не право в эмпирическом аспекте, а то, как эта эмпирия воспринимается правосознанием. И тогда становится ясным, что в данном контексте понятие свободы не выражает сути права, потому что право самоидентифицируется именно как внутренне согласованная система закрытого типа, и правосознание идейно выражает такой способ бытия права. Существующая и не разрешаемая проблема «пробелов» в праве является подтверждением приведенного соображения. При таком условии свобода неизбежно оказывается способностью преодолевать право соображениями пользы, общественной целесообразности, усилиями воли, с помощью силы, произвола, идейного давления и т. п. Иными словами, свобода обретает пограничный характер, поскольку связана с выбором позитивной или негативной позиции по отношению к праву в целом. В первом случае она предполагает действование в каркасе правового порядка, но тогда и снимает саму себя, обращается в видимость. Во втором случае она предполагает преодоление права или в деструктивном (как нарушение, попрание, отрицание и т. п.), или в конструктивном (как изменение, совершенствование, творчество) смысле. Каким же образом выходить из этой ситуации? Становится ясным, что решить проблему правовой свободы, исходя только из универсальных характеристик свободы вообще, невозможно. Что в действительности означает свобода для правового существа, можно понять, только проявив себя самого как правовое существо. Следовательно, необходимо переходить в другую плоскость анализа феномена правовой свободы. Что мы и делаем теперь. Человеческая деятельность, будучи целенаправленной и производительной, всегда одновременно связана с преодолением сопротивления вещества природы, привычной связности процессов и явлений, чужой воли и чужих желаний. Словом, ее характеристикой является напряженность. Напряженность конкретного действия имеет свою меру. Эта мера и является, видимо, одним из показателей свободы действующего правового существа. С правовой точки зрения, смысл имеет не отсутствие какого бы то ни было сопротивления или возможность самостоятельного, ничем не ограниченного выбора. Как мы уже отмечали, то, что достигается без должных усилий (связанных, например, с сознанием собственного достоинства и чести), а тем более — без всякого труда, чаще всего, не обладает тем социальным значением, которое кристаллизуется в мысли о конкретном праве. Но то, что достигается с чрезмерным усилием (занижающим общественную значимость личности), также не может восприниматься как обретение права. Только напряженность социального действия, имеющая конкретную, выработанную в массовидной деятельности людей и принятую в обществе меру, может быть связана, как мы объясняли, с реализацией права. Действительная правовая свобода должна быть понята как возможность реализовать право (или конкретные права) с признанной обществом мерой напряженности сил и воли. Свобода должна быть понята не как исток и не как основа права, а как одно из условий его развертывания. Сущность права состоит, конечно, не в самом факте свободы, а в том, ради чего эта свобода реализуется. Она становится действительной, когда цели оказываются достижимыми. Для правового существа такими целями являются само право, социальная мера и общественный порядок. Конечно, в силу предельной общности данных целей невозможно связать понятия о них со сколько-нибудь отчетливыми границами социальной деятельности людей. Тем не менее, для правового существа это не является серьезной проблемой: в каждом отдельном случае правосознание безошибочно улавливает действительность и права в целом, и правовой меры, и
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |