КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие функции управления
Классификация функций управления Тема 3. Функции управления
1. Классификация функций управления. 2. Общие функции управления. 3. Специальные и частные функции управления.
Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления делятся на общие, специальные и частные.
Общие (основные) функции управления присущи всем социальным системам управления (ССУ). Это планирование, организация, мотивация и контроль. Специальные функции связаны с осуществлением миссии фирмы. Эти функции доминируют в деятельности отдельных предприятий, организаций. Частные функции имеют определенную специфику и связаны с непрофильной деятельностью.
1. Планирование – это набор действий для оптимального достижения предприятием своих целей. Планирование бывает стратегическим и тактическим. Стратегия означает составление всестороннего комплексного плана, обеспечивающего достижение целей предприятия. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику предприятия.
Стратегическое планирование предполагает 4 вида управленческой деятельности: 1) распределение ресурсов; 2) адаптацию к внешней среде; 3) внутреннюю координацию; 4) организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов предусматривает: Ø наиболее рациональное использование оборудования, производственных площадей; Ø оптимальное маневрирование товарными ресурсами, Ø формирование запасов; Ø ускорение оборачиваемости оборотных активов; Ø минимизацию издержек (затрат) предприятия; Ø оптимальную расстановку кадров.
Адаптация к внешней среде – стратегические действия, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Осуществляется путем выработки политики предприятия или фирмы. Она представляет собой общее руководство для действий и принятия решений. Политика предполагает разработку и соблюдение правил, которые точно определяют порядок действий в конкретной ситуации. Для реализация стратегии необходим контроль за выполнением поставленных задач. Контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам по всему комплексу намеченных показателей. Кроме того, контроль должен быть действенным, т. е. выявленные недостатки должны устраняться.
2. Организация – это функция управления, означающая создание условий для совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственность, а также делегирование полномочий. Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач. Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное выполнение. Делегирование – передача полномочий и ответственности другому лицу. При этом полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу.
Построение организации предполагает создание аппарата управления, который максимально соответствовал бы стратегическому плану организации, обеспечивал бы ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.
Для успешной реализации функций управления необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации: § принцип цели – организация и ее отдельные звенья работают во имя общей цели; § эластичность организации – при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий работников и административными предписаниями; § устойчивость – система управления должна быть построена так, чтобы ее элементы под влиянием внешней и внутренней среды не изменялись коренным образом; § непрерывное совершенствование организационной работы; § прямая соподчиненность – любой работник должен иметь одного начальника; § объем контроля – менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных; § безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных; § соразмерность ответственности полномочиям; § исключение – выполнение повторяющихся, рутинных решений поручается нижестоящим управленческим звеньям; § приоритет функций – управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот; § комбинирование – необходимо обеспечивать оптимальное сочетание централизма и самостоятельности.
Необходимость организационной деятельности обусловлена следующим: - для достижения своих целей люди вынуждены объединяться; - любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого любого коллектива определено что он должен делать, за что несет ответственность, кто контролирует его работу.
В организационной деятельности выделяются 3 основных направления: 1) определение норм управляемости, т. е. того количества человек, которым может эффективно управлять один руководитель. На верхнем уровне управления норма управляемости составляет от 4 до 8 человек, на более низких уровнях – от 8 до 16 человек. Исследования Американской ассоциации менеджмента в 100 крупных компаниях с годовым объемом продаж 1 млрд. долларов, показали, норма управляемости колеблется от 1 до 24 человек (при среднем значении 9 человек). 2) установление взаимоотношений полномочий и ответственности руководителей и их подчиненных на разных уровнях управления; 3) формирование организационной структуры предприятия, е. е. деление его на подразделения и установление связей между ними.
3. Мотивация – это процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений. Потребность – недостаток в чем-либо, требующий удовлетворения. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя. Мотивация должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных, которые определяют поведение человека
Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу. Известный американский психоаналитик Абрахам Маслоу пришел к выводу, что существует иерархия потребностей. Она обычно называется «пирамидой Маслоу», которая состоит из 5 уровней: 1) физиологические потребности – пища, одежда, жилье, здоровье, отдых. 2) безопасность – социальные гарантии, пенсионный фонд, страховка и т.д. 3) социальные потребности – контакт с окружающими, общение. 4) самоуважение – компетентность в своей профессии, самостоятельность, право принимать решения, карьерный рос 5) самовыражение и развитие – учеба, творчество.
Основу пирамиды Маслоу образуют физиологические потребности. Рисунок – Пирамида Маслоу Другой американский ученый Дэвид МакКлеланд считал, что поведение человека обуславливают 3 потребности: 1) власть (возможность влиять на других) 2) успех (получение вознаграждения за доведенную до конца работу); 3) причастность (потребность в установлении дружеских отношений, в оказании услуг, в широких возможностях общения).
Американский ученый Фредерик Герцберг мотивы поведения человека подразделял на: 1) гигиенические факторы (условия работы, заработок, психологический климат, степень непосредственного контроля за работой); 2) мотиваторы (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы).
По Герцбергу гигиенические факторы связаны с внешней средой, а мотиваторы – с характером и сущностью работы. При отсутствии или недостаточности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой.
Однако теории мотивации, разработанные американскими учеными и основанные на американской системе ценностей, не всегда приемлемы в других странах (например, в Японии). В то же время японская система ценностей и японская система менеджмента (фокус на группе, групповой ответственности) вряд ли может быть применима в западных странах. Совершенно очевидно, что мотивация труда должна учитывать менталитет каждой нации.
В менеджменте используются также теории, которые акцентированы на процессе мотивации. К ним относятся: теория Врума, теория справедливости и теория Потера-Лоулера.
Основное содержание теории Врума состоит в том, что мотивация определяется ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения. Эту теорию называют теорий ожиданий. Сторонники теории справедливости исходят из того, что люди воспринимают вознаграждение субъективно и сопоставляют его с вознаграждением других людей за аналогичную работу и, если работник находит свое вознаграждение несправедливым, то он существенно снижает производительность и качество труда. Потер и Лоурер разработали теорию мотивации, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно этой теории уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что определенный уровень усилий действительно вовлечет за собой соответствующий уровень вознаграждения.
4. Контроль – наиболее важная функция управления. Это проверка выполнения поставленных задач. Контроль начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя. Задачи контроля в управлении производственным процессом состоят в сохранении и поддержании установленного планом порядка выполнения работ, в упорядочении этого процесса. Через определенные промежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими, выявляются причины сбоев в ходе производства и обеспечения их ресурсами. Контроль реализуется путем проверки информации, поступающей из сферы производственного процесса в виде контрольных и учетных документов (обратная связь). На каждом этапе контроля по данным информации выявляется состояние производственной деятельности предприятия и его подразделений. При выявлении расхождений при выполнении планов разрабатываются решения по их обеспечению, а в ряде случаев проводится оперативная корректировка планов.
Существует несколько видов контроля: 1) Предварительный контроль – должен обеспечивать реализацию на практике установленных требований, правил, процедур и стандартов. На пример предварительный контроль в части материальных ресурсов направлен на обеспечение соответствия покупаемых материалов установленным стандартам; В части трудовых ресурсов предварительный контроль предусматривает тщательный отбор работников при найме на работу с учетом должностных требований, их деловых и личных качеств. В части финансовых ресурсов такой контроль осуществляется при помощи предварительных бюджетов.
2) Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работы. Обычно его проводит сам руководитель, проверяя работу подчиненных. Текущий контроль в системе управления основан на обратных связях.
3) Заключительный контроль – проводится обычно, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сравнить с заданными. Заключительный контроль проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в ходе работы. Но все же он позволяет учесть эти проблемы в будущем при выполнении или планировании аналогичной работы, а также осуществить вознаграждение работников за полученные результаты.
В процессе контроля крайне важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров, установить задания и критерии их выполнения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |