Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система методов управления




Сущность и классификация методов управления

Тема 4. Методы управления

Специальные и частные функции управления

Спецфункции связаны с осуществлением функций фирмы. Они доминируют в ее деятельности..

Например:

- миссия промышленного предприятия выпуск определенной промышленной продукции. Поэтому спецфункцией управления промышленного предприятия является – производство.

- миссия розничной торговой фирмы – реализация населению определенного ассортимента потребительских товаров. Поэтому спец.функцией управления такой фирмы будет коммерческая деятельность.

 

Наряду с промышленной и коммерческой деятельностью на предприятиях осуществляются такие частые функции управления, как маркетинг и инновации.

 

Маркетинг помогает расширять поле деятельности, улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места, полнее удовлетворять спрос покупателей.

Инновация предполагает разработку новых товаров и услуг на основе новых достижений в области технологии и управления предприятиями.

 

Некоторые частные функции управления на предприятии обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий. Это регулирующие и вспомогательные функции.

 

Все перечисленные функции управления служат основой для формирования организационных структур управления.


 

1. Сущность и классификация методов управления.

2. Экономические методы управления.

3. Организационно-распорядительные методы управления

4. Социально-психологические методы управления.

 

 

В процессе управления субъект управления воздействует на управляемый объект для достижения определенных целей. При этом и вид и характер воздействия для достижения даже одной и той же цели могут существенно различаться.

Например, если перед предприятием розничной торговли поставлена задача существенно увеличить товарооборот, то ее решение может быть обеспечено различными способами:

- внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания населения;

- оказание дополнительных услуг покупателям;

- расширение ассортимента;

- повышение цен на товары и услуги;

- материальное и моральное поощрение лучших работников и т. п.

Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.

 

Методы управления очень многообразны.

Воздействие методов управления на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют потребности. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления.

 

Методы управления делятся на:

Ø экономические;

Ø организационно-распорядительные;

Ø социально-психологические.

 

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т. е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

Таким образом, использование экономических методов управления связано:

v с формированием плана работы и контролем за его выполнением;

v с экономическим стимулированием труда, т. е. с рациональной системой оплаты труда, которая предусматривает поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

 

Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, которая основана на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т. п.

В управлении эта мотивация играет существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих распоряжений влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т. п.).

 

Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации.


К организационно-распорядительным методам управления относятся:

v микро уровне (т. е. на уровне предприятия):

организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль.

v макро уровне:

законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления.

 

Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.

 

Как показывает практика, применение только материальных и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобилизовать творческую активность персонала и каждого работника на достижение целей организации.

 

Для достижение максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Моральная стимуляция отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

 

Методы управления воздействуют обычно комплексно на все перечисленные виды мотивов, поэтому не противопоставляют друг другу, подразделяя на главные и второстепенные. Наоборот, их нужно рассматривать в единстве и взаимосвязи, т. к. комплексное использование методов способствует оптимальному достижению поставленных целей.

 


№ п/п Группы методов управления Специфика группы Подгруппа Наименование методов
  Экономические методы управления Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и вознаграждение за их выполнение 1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика; инвестиционная политика
1.2. Экономические методы, применяемые на микроуровне Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математические моделирование Коммерческий расчет: хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование
1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника Методы поощрения: заработная плата, премирование и т. п. Методы наказания: штрафы, начеты и др.
  Организационно-распорядительные методы управления Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений 2.1. Методы мотивационного воздействия Регламентирование (правовые методы): законодательные акты, устав предприятия, положение о подразделении и т. п. Организационное нормирование: стандарты, типовые схемы управления и др. Организационное стимулирование: перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций и т. п. Инструктирование: инструктаж, методологические указания, инструкции.
2.2. Методы распорядительного воздействия Приказы; резолюции; указания; разъяснения
  Социально-психологические методы управления Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения 3.1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте Тестирование; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос
3.2. Методы исследования специалистами для решения экстренных проблем Открытое наблюдения, включенное наблюдение эксперимент
3.3. Методы активного обучения Деловые игры; управленческие ситуации

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.